Типы документов

Реклама

Партнеры


Постановление Администрации Николаевского муниципального района от 15.09.2015 N 313-па "О поддержании устойчивого функционирования организаций Николаевского муниципального района в мирное и военное время"



АДМИНИСТРАЦИЯ НИКОЛАЕВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 15 сентября 2015 г. № 313-па

О ПОДДЕРЖАНИИ УСТОЙЧИВОГО ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ОРГАНИЗАЦИЙ
НИКОЛАЕВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА В МИРНОЕ И ВОЕННОЕ ВРЕМЯ

В соответствии с федеральными законами от 12 февраля 1998 г. № 28-ФЗ "О гражданской обороне", от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", от 06 октября 2003 г. № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"; Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2003 г. № 794 "О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций"; Приказом МЧС России от 14 ноября 2008 г. № 687 "Об утверждении Положения об организации и ведении гражданской обороны в муниципальных образованиях и организациях"; руководствуясь Уставом Николаевского муниципального района Хабаровского края; в целях защиты населения Николаевского муниципального района при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций в мирное и военное время администрация Николаевского муниципального района постановляет:
1. Утвердить прилагаемое Положение по подготовке организаций Николаевского муниципального района (далее - муниципального района) к устойчивому функционированию в военное время.
2. Утвердить прилагаемое Положение по подготовке организаций муниципального района к устойчивому функционированию в мирное время.
3. Отделу по делам ГО и ЧС администрации муниципального района (Шалыгин Л.Г.) создать комиссию по поддержанию устойчивого функционирования организаций муниципального района в мирное и военное время.
4. Опубликовать настоящее постановление в "Вестнике Николаевского муниципального района Хабаровского края" и разместить на официальном интернет-портале администрации муниципального района.

4. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на первого заместителя главы администрации муниципального района Будилова И.А.
5. Настоящее постановление вступает в силу со дня его подписания.

Глава
А.М.Леонов





УТВЕРЖДЕНО
Постановлением
администрации Николаевского
муниципального района
от 15 сентября 2015 г. № 313-па

ПОЛОЖЕНИЕ
ПО ПОДГОТОВКЕ ОРГАНИЗАЦИЙ НИКОЛАЕВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО
РАЙОНА К УСТОЙЧИВОМУ ФУНКЦИОНИРОВАНИЮ В ВОЕННОЕ ВРЕМЯ

1. Общие положения

1. Под устойчивым функционированием организаций в военное время понимается их способность обеспечивать производство продукции (оказывать услуги, обеспечивать жизнедеятельность населения) в установленных номенклатуре и объемах в военное время.
1.2. При разработке и реализации мероприятий по повышению устойчивого функционирования организации в военное время следует исходить из того, что устойчивое функционирование достигается заблаговременным планированием и выполнением в мирное время мероприятий по подготовке организации к защите от воздействия современных средств поражения, в том числе от вторичных факторов поражения, и снижению тяжести последствий воздействия этих средств.
1.3. Мероприятия по поддержанию устойчивого функционирования организаций должны быть дифференцированы по составу, содержанию, объему и времени выполнения. Они разделяются на два этапа:
первый этап - подготовка к работе в военное время;
второй этап - работа в условиях военного времени.
Мероприятия первого этапа являются основными и выполняются заблаговременно с привлечением необходимых для этого финансовых, материально-технических и трудовых ресурсов.
Мероприятия второго этапа планируются заблаговременно, но осуществляются с объявлением военного положения, в целях выполнения задач по выпуску продукции в объемах и номенклатуре, установленных на военное время.
Подготовка организаций к устойчивому функционированию в военное время включает в себя комплекс инженерно-технических, организационных и иных мероприятий, выполняемых на стадиях проектирования, строительства новых и реконструкции действующих организаций, а также в период функционирования организаций.
При определении условий функционирования организаций в военное время необходимо учитывать:
- вероятные варианты воздействия противника;
- степень возможных повреждений (разрушений) сооружений и технологического оборудования организации и прогнозируемый выход из строя части производственных мощностей;
- возможность внезапного прекращения (нарушения) электро-, газо-, водо- и теплоснабжения;
- радиоактивное, химическое и бактериологическое заражение местности;
- возможность катастрофического затопления части организации при разрушении гидросооружений;
- дефицит квалифицированных кадров в связи с призывом части рабочих и служащих предприятий на военную службу.
При планировании и выполнении, мероприятий, связанных с поддержанием устойчивого функционирования организации, необходимо предусматривать:
- обеспечение надежной защиты персонала организации;
- организацию защиты и обеспечение сохранности основных производственных фондов, материальных, сырьевых и других запасов;
- меры по последующему восстановлению производственного процесса при частичном разрушении объектов организации в возможно кратчайшие сроки;
- организацию охраны и обороны организации.
1.4. Непосредственное руководство за проведением мероприятий по повышению устойчивого функционирования объектов экономики (организаций) в военное время осуществляет комиссия, образованная в администрации Николаевского муниципального района.

2. Требования к поддержанию устойчивого
функционирования организаций в военное время

2.2. Поддержание устойчивого функционирования организаций достигается заблаговременным проведением организационных, инженерно-технических и других мероприятий, направленных на максимальное снижение результатов воздействия средств поражения противника на организации и создание условий для быстрой ликвидации последствий этого воздействия.
2.3. Организационные и инженерно-технические мероприятия по поддержанию устойчивого функционирования организаций проводятся руководителями этих организаций и включают:
- защиту рабочих и служащих работающих смен организаций, продолжающих работу в военное время, а также смен дежурного и линейного персонала, обеспечивающего жизнедеятельность организаций;
- защиту основных производственных фондов и осуществление мероприятий по уменьшению ущерба от возможных вторичных факторов поражения;
- создание надежных систем электро-, водо-, газо- и теплоснабжения организаций;
- повышение противопожарной устойчивости организаций;
- создание устойчивой системы материально-технического снабжения;
- создание устойчивой системы управления;
- подготовку к быстрому восстановлению нарушенного производства.
2.4. Защита рабочих и служащих организаций, продолжающих производственную деятельность в военное время, а также смен дежурного и линейного персонала, обеспечивающего жизнедеятельность объектов, достигается укрытием в убежищах, как существующих, так и возводимых в соответствии с планом гражданской обороны, рассредоточением и эвакуацией, а также использованием индивидуальных средств защиты.
2.5. Для защиты основных производственных фондов зданий и сооружений, станочного и технологического оборудования, энергетических и инженерных коммуникаций необходимо:
- применять для строительства новых и реконструкции существующих зданий и сооружений жесткие каркасные конструкции с легким заполнением и легкими перекрытиями, а также огнестойкие ограждающие конструкции;
- размещать наиболее ответственные участки производства, энергетические установки в частично или полностью заглубленных помещениях, а наиболее ценные и уникальные оборудования и приборы - в специальных защитных сооружениях;
- энергетические и инженерные коммуникации устраивать способом подземной прокладки и кольцевания;
- максимально сокращать запасы аварийно химически опасных и взрывоопасных веществ в организациях, производящих или потребляющих их;
- создавать системы автоматического пожаротушения и нейтрализации в местах хранения огнеопасных и аварийно химически опасных веществ;
- хранить запасы аварийно химически опасных, взрыво- и огнеопасных веществ и материалов в подземных заглубленных или обвалованных складах (емкостях) и принимать меры для предотвращения их розлива;
- устанавливать на рабочих местах расходные заглубленные емкости для аварийного слива аварийно химически опасных веществ и горючих жидкостей;
- внедрять системы безаварийной остановки опасных производств, технологических установок и аппаратов с непрерывным технологическим процессом;
- осуществлять светомаскировку населенных пунктов и организаций.
2.6. Мероприятия по защите производственных фондов, зданий, сооружений и оборудования отражаются в заблаговременно разрабатываемых планах гражданской обороны организаций и планах-графиках выполнения технических и технологических мероприятий по сокращению и (или) безаварийной остановке производства в организации в военное время.
2.7. Для поддержания устойчивого функционирования электроэнергетики необходимо:
- обеспечить возможность деления схемы электрических сетей на независимые работающие части;
- закольцевать распределительную электрическую сеть и подключить к нескольким источникам энергоснабжения;
- создать в организациях резерв стационарных и передвижных электростанций;
- создать на электростанциях необходимый запас топлива и подготовить тепловые электростанции для работы на резервных видах топлива;
- дублировать ввод инженерных и энергетических коммуникаций.
2.8. Для поддержания устойчивого функционирования систем водоснабжения необходимо:
- базировать системы хозяйственно-питьевого водоснабжения на подземных источниках, а при их отсутствии или недостаточной мощности на двух источниках - поверхностном и подземном;
- использовать оборотное водоснабжение при создании систем технического водоснабжения организаций;
- создать две группы заборных головных сооружений (для систем водоснабжения, базирующихся на поверхностных источниках), одна из которых должна быть вне зон возможных сильных разрушений;
- защищать водоисточники и резервуары чистой воды от радиоактивного, химического и бактериологического заражения;
- создать системы водоснабжения, позволяющие при необходимости подавать чистую воду в сеть, минуя водопроводные башни, а также подавать воду от одного водопровода к другому с соблюдением санитарных норм;
- использовать технические водопроводы для пожаротушения, расположить пожарные гидранты и задвижки водопроводов на незатапливаемой территории.
2.9. Для поддержания устойчивого функционирования систем газо-, тепло- и топливоснабжения необходимо:
- основные распределительные газопроводы высокого и среднего давления устраивать способом подземной прокладки и кольцевания;
- газораспределительные станции и опорные пункты обводных газопроводов (байпасов), обеспечивающих газоснабжение при выходе их из строя, устраивать в подземных частях;
- устанавливать в основные узловые точки систем газоснабжения отключающие устройства, срабатывающие от давления ударной волны, а на скважинах для исключения свободного фонтанирования нефти и газа - глубинные отсекающие устройства;
- создавать подземные (заглубленные) хранилища для хранения нефтепродуктов.
2.10. Для повышения противопожарной устойчивости организаций необходимо:
- максимально сократить запасы горючих и взрывоопасных веществ и провести инженерно-технические мероприятия, обеспечивающие успешное проведение работ по локализации и тушению пожаров.
2.11. Для поддержания устойчивого функционирования системы материально-технического снабжения необходимо:
- создать в организациях защищенные запасы и резервы сырья, топлива, комплектующих изделий, оборудования, позволяющие продолжать работу в случае дезорганизации снабжения, и организовать рассредоточение и надежное их хранение. Порядок создания запасов и резервов определяется ведомствами (объединениями, обществами и т.д.) в ведении которых находится организация.
2.12. Для создания устойчивой системы управления необходимо:
- подготовить сеть пунктов управления организации и оборудовать их современными средствами связи, обеспечить автономными источниками электроснабжения;
- создать дублирующие пункты управления, а также внедрить надежную систему получения и передачи необходимой информации, ее быстрой обработки и анализа;
- широко использовать в системе управления автоматизированные системы управления;
- обеспечить пункты управления связью от загородных узлов по кольцованным линиям связи, а также создать резерв мобильных средств связи.
2.13. Подготовка к быстрому восстановлению нарушенного производства проводится заблаговременно и включает:
- разработку необходимой технической, технологической и другой документации;
- создание запасов материальных средств для восстановительных работ;
- составление необходимых расчетов потребности сил и средств для восстановительных работ, а также по восполнению понесенных потерь в рабочей силе и производственном оборудовании;
- определение вероятной очередности работ по восстановлению производства с учетом наличия ресурсов и местных условий.

3. Основные направления поддержания
устойчивого функционирования организаций
сельскохозяйственного производства

3.1. Поддержание устойчивого функционирования организаций сельскохозяйственного производства в военное время достигается заблаговременным проведением организационных, инженерно-технических и других мероприятий, направленных на максимальное снижение результатов воздействия на сельскохозяйственных животных и растения современных средств поражения противника, создание условий для быстрой ликвидации последствий применения противником современных средств поражения и обеспечения производства доброкачественной сельскохозяйственной продукции.
3.2. Планирование мероприятий по поддержанию устойчивого функционирования организаций сельскохозяйственного производства в военное время возлагается на руководителей организаций. К разработке мероприятий по поддержанию устойчивого функционирования организаций сельскохозяйственного производства и их проведению привлекаются службы гражданской обороны района, а также специалисты ветеринарных, зоотехнических, агрохимических и других учреждений.
3.3. Основными направлениями поддержания устойчивого функционирования организаций сельскохозяйственного производства в военное время являются:
- обеспечение защиты рабочих и служащих в процессе сельскохозяйственного производства;
- строительство животноводческих и производственных зданий, складов и других сельскохозяйственных сооружений с повышенными защитными свойствами, с учетом защиты производственного персонала, сельскохозяйственных животных, сырья, готовой продукции, водоисточников и систем водоснабжения от радиоактивного, химического и бактериологического заражения;
- обеспечение животноводческих ферм, складов, хранилищ и других сельскохозяйственных помещений средствами пожаротушения;
- накопление для удовлетворения аварийных нужд производства автономных источников электроэнергии и приспособление для этих целей сельскохозяйственной техники;
- создание запасов материалов для герметизации животноводческих и других помещений, источников водоснабжения, а также для укрытия зерна, кормов, овощей и других сельскохозяйственных продуктов в период их уборки, транспортирования, переработки и хранения;
- создание необходимых запасов кормов, биопрепаратов, антибиотиков, средств обеззараживания животных и растений, воды и других материальных средств;
- подготовка и приспособление сельскохозяйственной техники для использования ее при ликвидации последствий применения противником современных средств поражения;
- обеспечение племенных и высокопродуктивных, а по возможности всех групп животных простейшими средствами индивидуальной защиты органов дыхания;
- создание хороших зоогигиенических условий содержания, кормления и эксплуатации животных;
- регулярное проведение дезинфекции, дезинсекции и дератизации в хозяйствах, а также плановой иммунизации животных против инфекционных заболеваний;
- внедрение в севооборот высокоурожайных сортов сельскохозяйственных культур, устойчивых к болезням и некоторым вредителям;
- своевременное и полное проведение агротехнических и агрохимических мероприятий;
- освоение методов ведения сельскохозяйственного производства в условиях заражения местности радиоактивными, отравляющими (химическими) веществами и бактериальными средствами с учетом почвенных и других условий организации сельскохозяйственного производства.

4. Мероприятия по подготовке организаций к устойчивому
функционированию в военное время

4.1. Мероприятия по подготовке органов управления.
Управление организацией есть постоянное и целенаправленное воздействие органов управления организации на деятельность организации в целях обеспечения ее надежного функционирования в условиях военного времени.
Подготовка органов управления организации к действиям в военное время проводится с учетом обеспечения:
- устойчивости, непрерывности и скрытности управления при переводе гражданской обороны в высшие степени готовности;
- оперативности, обоснованности и своевременности принятия и выполнения решений;
- организации дублирования управления;
- комплексности в постановке и решении задач управления;
- достоверности оценки обстановки и прогноза ее развития;
- координации и взаимодействия органов управления всех уровней;
- накопления достоверной информации о последствиях воздействия противника;
- оперативного перевода управления на децентрализованную форму;
- готовности органов управления к работе в условиях полной или частичной потери связи;
- заблаговременной подготовки резерва кадров всех уровней;
- организации охраны и обороны организаций, защиты средств управления и мест их размещения.
Для подготовки системы управления к действиям в военное время целесообразно предусмотреть:
- наличие штатных расписаний, схем управления и связи организаций на военное время, их своевременную корректировку;
- разработку схем оповещения организаций с учетом штатных расписаний на военное время;
- соответствие схем связи по различным уровням управления и с различных пунктов управления (основных, запасных, дублеров) в организациях;
- оснащение современными средствами связи и автоматизации пунктов управления и поддержание их в готовности к применению;
- своевременную корректировку планов гражданской обороны и защиты населения, инструкций для должностных лиц органов и пунктов управления по действиям в военное время;
- систематическое проведение в мирное время учений и тренировок как основной формы подготовки органов управления к выполнению своих функций в военное время.
При подготовке системы связи к работе в военное время необходимо предусмотреть мероприятия по:
- своевременному и скрытому развертыванию системы связи в соответствии с потребностями управления;
- маневру средствами связи (каналами, линиями) в соответствии с обстановкой, обеспечению своевременного прохождения информации;
- контролю за соблюдением дисциплины связи;
- защите пунктов управления и линий связи от воздействия средств поражения противника (в том числе от средств радиоэлектронного подавления, разведывательно-диверсионных групп);
- быстрому восстановлению нарушенных связей.
4.2. Мероприятия по защите персонала организаций.
Для защиты жизни и здоровья персонала предприятий необходимо предусматривать следующие мероприятия:
- укрытие персонала в защитных сооружениях и приспособленных для защиты помещениях;
- рассредоточение и эвакуация персонала;
- обеспечение персонала индивидуальными средствами защиты;
- подготовка к проведению аварийно-спасательных и других неотложных работ;
- медицинская защита персонала.
4.3. Мероприятия по созданию запасов материальных средств.
Кроме имущества, необходимого для производственного процесса организации, в состав запасов материальных средств целесообразно включать:
- отдельные виды комплектующих изделий (для обеспечения безопасного производства работ в организациях);
- специальную оснастку (для ремонта техники и оборудования);
- технические средства и имущество для выполнения спасательных и восстановительных работ (в том числе для развертывания формирований для ведения спасательных и других неотложных работ);
- медицинское, санитарно-хозяйственное и другое имущество (для оказания помощи персоналу организаций);
- средства разведки, дегазации, дезактивации, дезинфекции;
- специальное оборудование и имущество для выполнения эвакуационных перевозок (людей и оборудования).





УТВЕРЖДЕНО
Постановлением
администрации Николаевского
муниципального района
от 15 сентября 2015 г. № 313-па

ПОЛОЖЕНИЕ
ПО ПОДГОТОВКЕ ОРГАНИЗАЦИЙ НИКОЛАЕВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО
РАЙОНА К УСТОЙЧИВОМУ ФУНКЦИОНИРОВАНИЮ В МИРНОЕ ВРЕМЯ

1. Общие положения

1.1. Подготовка организаций к устойчивому функционированию в мирное время включает в себя комплекс экономических, организационно-технических мероприятий, осуществляемых с целью достижения устойчивости функционирования объектов экономики при угрозе и в период чрезвычайных ситуаций (далее - ЧС).
1.2. Повышение устойчивого функционирования экономики достигается осуществлением мероприятий, направленных на:
- предотвращение и уменьшение возможности образования крупных производственных аварий и катастроф;
- снижение возможных потерь и разрушений в случае их возникновения, а также от их вторичных поражающих факторов;
- создание условий для ликвидации последствий аварий, катастроф и стихийных бедствий, проведения работ по восстановлению нарушенного хозяйства и обеспечения жизнедеятельности населения.
1.3. Непосредственное руководство за проведением мероприятий по повышению устойчивого функционирования объектов экономики (организаций) в мирное время осуществляет комиссия, образованная в администрации Николаевского муниципального района.

2. Основные направления повышения устойчивого
функционирования экономики

2.1. Основные направления повышения устойчивого функционирования экономики Николаевского муниципального района:
- обеспечение защиты населения и его жизнедеятельности при угрозе и в период ЧС;
- рациональное размещение производственных сил на территории муниципального района;
- проведение технических мероприятий, направленных на повышение устойчивого функционирования экономики;
- подготовка к работе при угрозе и в период ЧС отраслей экономики;
- подготовка к выполнению работ по восстановлению экономики в период ЧС;
- подготовка системы управления экономикой для решения задач при угрозе и в период ЧС.
2.2. Основные направления повышения устойчивого функционирования организаций:
- обеспечение защиты рабочих, служащих, членов их семей, населения, проживающего в ведомственных населенных пунктах, и их жизнедеятельности при угрозе и в период ЧС;
- рациональное размещение производственных сил организаций на соответствующей территории;
- подготовка организаций к работе при угрозе и в период ЧС;
- подготовка к выполнению работ по восстановлению организаций в ЧС;
- подготовка системы управления организаций для решения задач при угрозе и в период ЧС.
2.3. По основным направлениям разрабатываются и осуществляются мероприятия по повышению устойчивого функционирования.
Мероприятия по повышению устойчивого функционирования организаций разрабатываются и осуществляются заблаговременно, с учетом возможных последствий крупных производственных аварий, стихийных бедствий и катастроф мирного времени.
Мероприятия, которые по своему характеру не могут быть осуществлены заблаговременно, проводятся в возможно короткие сроки в период ЧС (например, эвакомероприятия, изменения технологических режимов работы, производственных связей, структуры управления и другие).
2.4. Предложения по повышению устойчивого функционирования организаций разрабатываются на основе результатов научных исследований, обобщения и анализа опыта повышения устойчивого функционирования экономики.
Мероприятия по повышению устойчивого функционирования организации рекомендуется оформлять отдельным документом - планом по повышению устойчивого функционирования организации.
Часть мероприятий по повышению устойчивого функционирования организаций предусматривается в соответствующих планах гражданской обороны и защиты населения и планах действий по предупреждению и ликвидации ЧС природного и техногенного характера.
2.5. Эффективность мероприятий по подготовке организаций к устойчивому функционированию в период ЧС определяется при проведении специальных учений гражданской обороны.
В целом общая схема организации работы по повышению устойчивого функционирования организаций делится на три основных этапа:
I этап - исследовательский, на котором выявляются слабые, узкие места в деятельности звена экономики, вырабатываются предложения по устранению этих слабых, узких мест;
II этап - проверка и оценка предполагаемых мероприятий на эффективность и выбор наиболее целесообразных решений для данных условий (учения гражданской обороны).
III этап - реализация обоснованных мероприятий через установленные системы планирования и контроля.

3. Перечень мероприятий по повышению устойчивого
функционирования экономики

3.1. Основными этапами выбора и обоснования мероприятий по предотвращению (снижению риска) возникновения аварий и катастроф являются:
- выявление возможных источников ЧС (сооружения, технологические установки, виды производств, емкости с химически опасными веществами (далее - АХОВ), оборудование с опасными параметрами, способы организации производства и т.п.);
- анализ риска возникновения ЧС на каждом элементе-источнике ЧС и возможных социально-экономических последствий;
- выбор основных мероприятий предотвращения (снижения риска) возникновения ЧС.
3.2. Исходя из требований по защите производственного персонала (населения) и подготовки системы жизнеобеспечения определяются основные пути реализации этих требований:
- совершенствование основных фондов и производственных процессов;
- разработка (уточнение) и соблюдение требований и норм безаварийного производства;
- эффективный контроль за состоянием и проведение регулярного технического обслуживания и ремонта основных производственных фондов;
- повышение квалификации персонала в области безаварийности производства.
С этой целью необходимо:
- выявлять источники ЧС;
- прогнозировать последствия ЧС;
- уменьшать количество источников ЧС.
В случае невозможности полностью исключить риск возникновения ЧС необходимо обеспечить защиту производственного персонала путем:
- своевременного оповещения персонала;
- создания и подготовки сил и средств для защиты персонала в ЧС;
- подготовки к оказанию первой медицинской помощи;
- подготовки системы жизнеобеспечения к работе в условиях ЧС.
3.3. При создании новых, реконструкции (расширении существующих) хозяйственных объектов экономики учитываются требования к их размещению, а также к размещению их элементов. Исходя из этих требований, наиболее общими (универсальными) типовыми мероприятиями являются:
- размещение объектов и выбор площадок для размещения их элементов с учетом рельефа, грунтовых и климатических условий, а также других особенностей местности;
- исключение (ограничение) размещения элементов объекта на локально неблагоприятных участках местности;
- рассредоточение элементов крупных объектов и их ограничение расширения крупных производств;
- ограничение размещения опасных объектов в зонах опасных природных явлений и размещение их на безопасном удалении от других объектов;
- строительство базисных складов для хранения вредных, взрывоопасных и легковоспламеняющихся веществ за пределами территории объекта в загородной зоне.
3.4. Уменьшение ущерба производственному персоналу и населению, снижение экономического ущерба и ограничение (исключение) негативного воздействия на окружающую среду достигается проведением заблаговременных технических мероприятий по повышению устойчивого функционирования.
Эти цели должны достигаться путем:
- защиты основных производственных фондов от поражающих факторов ЧС;
- проведения специальных природоохранных мероприятий.
Защита основных производственных фондов:
- повышение физической стойкости основных производственных фондов;
- установка пожарной сигнализации, систем пожаротушения;
- внедрение технологий, конструкций зданий, оборудования, обеспечивающих снижение вероятности возникновения ЧС;
- защита уникального и ценного оборудования, подготовка его к эвакуации.
Природоохранительные мероприятия:
- очистка стоков;
- герметизация оборудования, трубопроводов;
- снижение использования в технологиях веществ, разрушающих озоновый слой атмосферы.
3.5. Подготовка хозяйственных объектов экономики к работе в условиях ЧС осуществляется с целью:
- обеспечения выпуска важных видов продукции (услуг) в условиях ЧС;
- устойчивого снабжения объектов материально-техническими ресурсами, энергией и водой;
- обеспечения безопасности работающей смены.
С учетом этих требований мероприятиями в этой области являются:
- оценка возможностей выпуска важнейших видов продукции;
- совершенствование производственных связей с поставщиками;
- подготовка к независимому функционированию отдельных производств;
- подготовка к работе по упрощенной технологии;
- создание минимально необходимого запаса материально-технических ресурсов;
- подготовка к использованию местных ресурсов;
- обеспечение автономными источниками энерго- и водоснабжения;
- использование кабельных линий электропередач;
- электроснабжение объекта от двух и более источников;
- подготовка к централизованному отключению отдельных потребителей;
- обеспечение аварийного освещения территорий и помещений;
- обеспечение объектов системами оборотного водоснабжения и автономными водозаборами;
- своевременное оповещение персонала об аварии и стихийном бедствии (угрозе их возникновения);
- создание и подготовка сил и средств для защиты персонала в условиях ЧС;
- обучение персонала способам защиты в условиях ЧС;
- подготовка к оказанию первой медицинской помощи;
- подготовка системы жизнеобеспечения к работе в условиях ЧС.
3.6. Подготовка системы управления, сил и средств к ликвидации последствий аварий, катастроф и стихийных бедствий направляется на:
- создание условий для своевременного оповещения персонала и населения;
- проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ (далее - АСДНР).
Эти цели достигаются путем:
- заблаговременной подготовки сил и средств;
- подготовки системы управления.
3.7. Мероприятиями по подготовке сил и средств являются:
- создание и обучение формирований, материально-техническое обеспечение;
- создание резервных фондов материально-технических ресурсов;
- подготовка к развертыванию постов наблюдения и контроля;
- подготовка к использованию местных ресурсов;
- создание и сохранность страхового фонда документации.
3.8. Мероприятиями по подготовке системы управления являются:
- разработка и постановка задач организациям на ликвидацию последствий аварий, ЧС;
- обеспечение органов управления организаций нормативно-технической документацией;
- создание СНЛК на территории организаций и прилегающей местности;
- создание и поддержание в готовности системы оповещения;
- создание систем сбора и анализа информации об источниках ЧС;
- создание системы пунктов управления;
- развитие системы связи в отрасли;
- уточнение прогноза возможных ЧС и планов действий;
- организация взаимодействия функциональных и территориальных органов управления;
- подготовка информационных центров организаций к работе в ЧС;
- подготовка персонала органов управления организаций;
- обеспечение контроля за безопасным функционированием объектов и их готовностью;
- обеспечение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по проблемам повышения устойчивости.

4. Мероприятия по повышению устойчивого функционирования
в отраслях с опасными объектами (производствами)

4.1. Химически опасные объекты:
- обеспечение персонала защитными сооружениями (далее - ЗС);
- обеспечение персонала средствами индивидуальной защиты;
- защита водоисточников и систем водоснабжения объектов от АХОВ;
- создание системы оповещения персонала и населения вблизи объектов;
- обеспечение вытяжными системами и респирационными установками для удаления газов, паров, аэрозолей от мест их образования;
- подготовка к эвакуации персонала, не занятого работами по ликвидации последствий аварии;
- подготовка к обеспечению укрываемых в ЗС продуктами питания и др.;
- подготовка к санитарной обработке персонала;
- накопление медицинских средств для первой медицинской помощи;
- обучение персонала способам защиты от АХОВ и действиям в ЧС;
- подготовка к использованию верхних этажей зданий и возвышенностей;
- регулярный медицинский контроль и соблюдение санитарно-гигиенического режима на объектах экономики (далее - ОЭ);
- размещение объектов с подветренной стороны относительно населенных пунктов;
- размещение складов с АХОВ с подветренной стороны основных цехов ОЭ, где работает наибольшее число персонала;
- создание санитарно-защитных зон и зон наблюдения в округе ОЭ;
- ограничение объемов АХОВ, легко воспламеняющихся горючих жидкостей (далее - ЛВГЖ), взрывчатых веществ (далее - ВВ), хранящихся на территории ОЭ;
- подземное хранение АХОВ, ЛВГЖ, ВВ;
- обвалование, поддоны;
- сооружение защитных оболочек вокруг емкостей с АХОВ;
- применение автоматических устройств, блокировок на технологических линиях;
- герметизация оборудования и трубопроводов с АХОВ, бесшовные трубы;
- регулярный контроль состояния оборудования, емкостей с АХОВ, ЛВГЖ, ВВ;
- своевременное техобслуживание и ремонт (замена) элементов ОЭ;
- строгий учет количества, местонахождения и перемещения АХОВ;
- подготовка к дегазации территории, оборудования, транспорта;
- обеспечение объектов формирований материально-техническими средствами для локализации ЧС;
- устройство ловушек, направленных стоков для приема разлившихся АХОВ;
- оснащение технологических линий, трубопроводов системы экстренного опорожнения;
- внедрение систем автоматической нейтрализации АХОВ;
- внедрение резервного (дублирующего) газоочистного, пылеулавливающего оборудования;
- обеспечение возможности автономного управления оборудованием при аварии с выбросом АХОВ;
- разработка мер по усилению контроля за зараженностью территорий ОЭ и местности;
- разработка режимов работы персонала в условиях заражения ОЭ;
- регулирование импорта и экспорта АХОВ.
4.2. Взрывоопасные объекты:
- обеспечение персонала ЗС;
- обеспечение персонала средствами индивидуальной защиты;
- изоляция взрывоопасных зон прочными стенами;
- использование рельефа и других особенностей местности для изоляции рабочих помещений от опасных зон;
- подготовка к эвакуации персонала, не занятого в ликвидации последствий аварий, ЧС;
- подготовка к обеспечению укрываемых в ЗС и эвакуированных продуктами и т.п.;
- накопление медицинских средств первой медицинской помощи;
- обучение персонала действиям при угрозе взрыва и при пожаре;
- размещение объектов и их элементов с учетом рельефа и других особенностей;
- создание во взрыво- и пожароопасных зонах инертной среды;
- предотвращение образования взрывоопасных смесей при пожарах;
- автоматический контроль и регулирование состава технологических смесей (определение концентрации);
- установка автоматических устройств для подавления взрыва (обнаружение, тушение пожаров);
- разработка высоконадежных средств и способов транспортировки ВВ, ЛВГЖ;
- обеспечение грозозащитными устройствами;
- установка предохранительных клапанов для сбора давления;
- обеспечение прочности паровых котлов, автоклавов и других емкостей, работающих под давлением;
- использование несгораемых конструкций и материалов;
- создание противопожарных разрывов и минеральных полос;
- создание ограждающих рвов, обваловок и стенок для локализации ЛВГЖ;
- запрещение взрывных работ вблизи объектов;
- строгое соблюдение правил пожарной безопасности;
- обеспечение пожарной техникой, оборудованием и инструментом;
- обеспечение пожарными водоемами и средствами пожаротушения;
- подготовка пожарных проездов для пожарной техники.
4.3. Объекты, расположенные в зонах опасных природных явлений:
- создание необходимой физической стойкости к поражающим факторам ЧС;
- создание укрытий для производственного персонала в районах расположения;
- утепление рабочих помещений, зданий, сооружений и тепловых сетей;
- обеспечение персонала объектов спецодеждой с учетом специфики ЧС;
- создание минимально необходимого фонда спасательных плавающих средств;
- размещение рабочих помещений ОЭ на возвышенностях (гидрологические ЧС);
- установка режима поведения персонала при получении информации о ЧС;
- запрещение (ограничение) размещения ОЭ и их элементов с учетом возможного затопления;
- размещение ОЭ и их элементов с учетом снижения эффективности воздействий на ЧС;
- проведение агротехнических лесомелиоративных защитных мероприятий на склонах;
- применение бесшовных труб для транспорта нефтепроводов и газа в зонах ЧС;
- регулирование стока воды из водохранилищ, устройство искусственного и естественного регулирования стока;
- обеспечение предварительного срабатывания верхнего бьефа водохранилищ в случае угрозы ЧС;
- создание запасов материалов для укрепления дамб (при угрозе ЧС);
- защита уникального и особо ценного оборудования;
- создание запасов дефицитных материалов для аварийно-восстановительных работ;
- берегоукрепительные работы для профилактики оползней и обрушений;
- подготовка к укреплению элементов зданий, сооружений;
- локальная защита объектов и небольших участков территории;
- подготовка к проведению аварийных работ по предотвращению прорыва плотин, дамб и оградительных валов;
- стабилизация слабых грунтов, устройство дренажа;
- подготовка к эксплуатации в условиях ЧС наиболее стойких зданий;
- гидроизоляция зданий, сооружений на гидродинамических опасных ОЭ;
- подготовка плавающих средств для эвакуации ОЭ в зонах затопления.
4.4. Нефтяная и газовая отрасль:
- перераспределение в условиях ЧС ресурсов нефтепродуктов и газа по направлениям, объемам и потокам;
- создание перемычек и кольцевых магистральных трубопроводов с существующими и строящимися;
- резервирование и повышение устойчивости подводных переходов через реки;
- разработка и применение систем противокоррозионной защиты оборудования;
- размещение подземных хранилищ нефтепродуктов и газа вне зон природных ЧС;
- подземная прокладка трубопроводов через автодороги;
- размещение на газопроводах поочередно компрессоров с электро- и газотурбинными агрегатами;
- создание аварийного неснижаемого запаса труб различного диаметра и запорной арматуры;
- оборудование ОЭ байпасами и клапанами - отсеками в защитных колодцах;
- подземное хранение сжиженных газов и хранение их в отверженном состоянии;
- регулярный контроль над герметичностью трубопроводов и технологических систем;
- создание автоматических систем обнаружения утечки опасных веществ и экстренного отключения аварийных участков, магистральных газопроводов и компрессорных станций.
4.5. На всех видах транспорта:
- подготовка постоянных транспортных устройств, подвижного состава (судов) и производственно-технической базы транспорта к работе в условиях ЧС;
- обеспечение эксплуатационными, техническими материалами и энергоресурсами для работы в условиях ЧС;
- подготовка транспорта к перевозке сил и средств, ресурсов, необходимых для ликвидации последствий ЧС, а также для эвакомероприятий;
- обеспечение защиты грузов от заражения (загрязнения);
- разработка (уточнение) нормативных документов, направленных на обеспечение безаварийности транспортного процесса и достижение минимального риска возникновения ЧС;
- повышение эффективности контроля за состоянием транспортных средств и режимов перевозочного процесса.
4.6. На автомобильном транспорте:
- подготовка объездов возможных зон ЧС;
- подготовка к прокладке путей движения автотранспорта в очагах поражения;
- установление оптимальных маршрутов перевозки опасных веществ для обеспечения минимального риска аварий и снижения тяжести их последствий для населения и народного хозяйства;
- подготовка автотранспорта и дорожной сети в зонах возможных ЧС к перевозкам эвакуируемого населения;
- рациональное размещение в зонах ЧС производственной базы технического обслуживания, ремонта и заправки автомобилей;
- разработка и подготовка к использованию упрощенных методов технического обслуживания, ремонта и восстановления техники в условиях ЧС;
- создание и хранение в резерве мобильных средств технического обслуживания и специальной обработки зараженной автотехники;
- накопление и хранение неприкосновенного запаса запасных частей, оборудования, инструмента;
- совершенствование системы технического прикрытия автодорог и объектов, входящих в основные транспортные направления и проложенных в зонах опасных природных явлений;
- строительство автодорог вблизи железных дорог, находящихся в зонах возможных ЧС, подготовка подходов к местам дублирования мостовых переходов;
- подготовка производственных мощностей предприятий (асфальтовые заводы, карьеры и т.п.) для строительства и ремонта дорог в ЧС;
- совершенствование дорожно-строительной и мостостроительной техники с учетом эксплуатации ее в ЧС;
- разработка типовых проектов решений, вариантов и нормативов проведения работ по восстановлению постоянных автотранспортных устройств, подвижного состава и производственно-технической базы в условиях ЧС.
4.7. На воздушном транспорте:
- подготовка аэропортов к перераспределению пассажиро- и грузопотоков при возникновении ЧС;
- подготовка самолетов и вертолетов для ведения разведки, проведения АСДНР в ЧС;
- подготовка к проведению мероприятий по обеспечению рассредоточения авиационного парка в ЧС;
- создание и накопление в резерве универсальных комплектов транспортно-санитарного оборудования для магистральных пассажирских самолетов;
- подготовка экипажей воздушных судов для работы по ликвидации последствий ЧС, перевозки раненых и больных, эвакуации населения из опасных зон;
- совершенствование системы технического прикрытия аэропортов.
4.8. На трубопроводном транспорте:
- реконструкция, новое строительство стационарных нефтепродуктопроводов с учетом безопасной эксплуатации их в условиях ЧС;
- строительство площадок на трассах магистральных трубопроводов для массовой заправки горючим автотранспорта, сооружение колодцев для подключения трубопроводов;
- создание и совершенствование автоматических систем обнаружения утечки опасных веществ и отключения аварийных участков;
- подготовка к транспортировке нефтепродуктов из зоны возможных ЧС и обход компрессорных станций в случае нарушения их работы;
- заглубленная прокладка трубопроводов в зонах возможных разрушений и вынос главных насосных станций за пределы таких зон;
- создание базовых складов резерва материалов и оборудования для восстановления участков и прокладки временных трубопроводов;
- создание и внедрение в эксплуатацию передвижных перекачивающих средств;
- строительство отходов от магистральных трубопроводов к ближайшим нефтебазам и транспортным узлам;
- повышение надежности электроснабжения компрессорных станций системами дублирования открытых линий электропередач и прокладки подземных кабелей.
4.9. На объектах энергетики:
- распределение энергоисточников по районам и потребителям;
- внедрение кабельных сетей для энергоснабжения особо важных объектов;
- кольцевание отдельных энергосистем, обеспечение разделения их на независимо работающие подсистемы;
- организация технологического цикла тепловых энергосетей с соблюдением норм предельно допустимых выбросов в атмосферу и сбросов сточных вод в природные водоемы;
- создание береговых устройств для приема электроэнергии от судовых установок;
- внедрение эффективных устройств для прогрева и плавки гололеда на воздушных линиях электропередач;
- подготовка к оперативному отключению второстепенных потребителей;
- подготовка энергосистем к работе по специальным режимам ЧС;
- подготовка к работе резервных видов топлива за счет местных ресурсов.
4.10. Пищевая промышленность:
- обеспечение автономными источниками энерго- и водоснабжения в минимально необходимых объемах (для важнейших объектов пищевой промышленности);
- создание и внедрение в производство закрытых (защищенных) технологических линий;
- автоматизация технологических процессов подачи сырья до упаковки;
- подготовка предприятий пищевой промышленности к временному переходу на упрощенные технологии;
- разработка сетевых графиков безаварийной остановки с учетом особенностей объектов экономики;
- дублирование основных видов продукции для обеспечения потребителей в ЧС;
- организация хранения запасов с повышенной герметизацией;
- защита пищевого сырья и продовольствия от заражения путем использования защитной тары;
- разработка и внедрение защитной тары (нетоксичной);
- совершенствование существующих и разработка новых методов и способов обеззараживания пищевого сырья и готовой продукции от АХОВ и бактериальных средств;
- обеспечение предприятий пищевой промышленности средствами и методами определения уровней содержания нитратов в растительных продуктах необходимыми средствами лабораторного контроля загрязнения (заражения) радиоактивными и химическими веществами и биотоксинами;
- совершенствование методов лабораторного контроля, предусматривающих комплексное использование приборов и электронно-вычислительных машин для экстренного определения загрязнения (заражения) пищевых продуктов;
- снижение взрыво- и пожарной опасности мукомольных предприятий, подготовка бестарной приемки муки, исключающей ее загрязнение;
- накопление подвижных средств хлебопечения для создания резерва производственных мощностей хлебопекарной промышленности и использования их в условиях ЧС;
- разработка типовых стационарных и передвижных убойных пунктов заводов и цехов, перечня необходимого оборудования и инвентаря для вынужденного убоя пораженных животных в условиях ЧС;
- оснащение предприятий отрасли установками для обеззараживания водоисточников;
- создание запасов консервантов и материалов первичной обработки мяса (соли и других) в условиях ЧС.


------------------------------------------------------------------