Типы документов

Реклама

Партнеры

Распоряжение Правительства Хабаровского края от 12.12.2015 N 942-рп "О ходе выполнения постановления Правительства Хабаровского края от 08 августа 2012 г. N 266-пр "Об основных направлениях развития лесной отрасли Хабаровского края на 2013 - 2015 годы и на период до 2020 года" и об утверждении комплексной региональной программы "О развитии лесопромышленного комплекса Хабаровского края до 2020 года"



ПРАВИТЕЛЬСТВО ХАБАРОВСКОГО КРАЯ

РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 12 декабря 2015 г. № 942-рп

О ХОДЕ ВЫПОЛНЕНИЯ ПОСТАНОВЛЕНИЯ ПРАВИТЕЛЬСТВА ХАБАРОВСКОГО
КРАЯ ОТ 08 АВГУСТА 2012 Г. № 266-ПР "ОБ ОСНОВНЫХ
НАПРАВЛЕНИЯХ РАЗВИТИЯ ЛЕСНОЙ ОТРАСЛИ ХАБАРОВСКОГО КРАЯ НА
2013 - 2015 ГОДЫ И НА ПЕРИОД ДО 2020 ГОДА" И ОБ УТВЕРЖДЕНИИ
КОМПЛЕКСНОЙ РЕГИОНАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ "О РАЗВИТИИ
ЛЕСОПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА ХАБАРОВСКОГО КРАЯ ДО 2020 ГОДА"

Одной из стратегических целей социально-экономического развития Хабаровского края является развитие экономики на основе конкурентных преимуществ края, одним из которых является наличие существенных запасов лесных ресурсов. На долю края приходится более 25 процентов запасов древесины Дальнего Востока. Площадь земель лесного фонда края, по данным государственного учета, составляет 73,7 млн. гектаров (93,6% территории края), из которых на лесные земли приходится 57,9 млн. гектаров (78,6% лесного фонда). Общий запас древесины в крае составляет 5,1 млрд. куб. метров.
В лесной промышленности Хабаровского края работают около 15,5 тыс. человек. Производственная деятельность осуществляется на территории 16 муниципальных районов края.
В аренду для целей заготовки древесины 121 предприятию предоставлены лесные участки с ежегодным возможным объемом заготовки древесины 10,4 млн. куб. метров на площади 12,76 млн. гектаров.
Лесозаготовительная отрасль края представлена пятью крупными холдинговыми компаниями, которым предоставлены лесные участки в аренду с ежегодным отпуском древесины в объеме 7 016 тыс. куб. метров, или 67,5 процента от общего объема лесного фонда, переданного в аренду.
Заготовка древесины производится преимущественно процессорной техникой (68,8%) с использованием многооперационных лесозаготовительных машин "Харвестер" и "Форвардер".
Деревообрабатывающими предприятиями края производится выпуск пиломатериалов, древесностружечных и древесноволокнистых плит, шпона и фанеры, топливных гранул и продукции столярно-строительного назначения.
Имеющиеся мощности позволяют выпускать 1 950 тыс. куб. метров пиломатериалов. Наиболее крупные мощности имеют: общество с ограниченной ответственностью совместное предприятие "Аркаим" - 550 тыс. куб. метров, открытое акционерное общество "Флора" - 300 тыс. куб. метров, общество с ограниченной ответственностью "Амур Форест" - 150 тыс. куб. метров, общество с ограниченной ответственностью "Римбунан Хиджау МДФ" - 120 тыс. куб. метров, общество с ограниченной ответственностью "ДВ-Максимум" - 100 тыс. куб. метров.
Основными потребителями пиломатериалов традиционно являются страны Азиатско-Тихоокеанского региона (далее - страны АТР), на долю которых приходится до 80 процентов производимых в крае пиломатериалов. На нужды организаций и населения ежегодно потребляется до 250 тыс. куб. метров производимых пиломатериалов. Начиная с 2010 года пилопродукция, представленная в основном высокосортными пиломатериалами из лиственницы, поставляется в страны Евросоюза.
В рамках реализации стратегии социально-экономического развития края постановлением Правительства Хабаровского края от 08 августа 2012 г. № 266-пр утверждены Основные направления развития лесной отрасли Хабаровского края на 2013 - 2015 годы и на период до 2020 года. В результате их реализации существенно повысилась инвестиционная привлекательность отрасли, создан механизм правовой и финансовой поддержки предприятий лесного сектора экономики. В условиях неустойчивого уровня цен на лесобумажную продукцию в отрасль удалось привлечь значительные инвестиции, построить и ввести дополнительные производственные мощности, заложить базу для дальнейшего увеличения объемов заготовки и переработки древесины в крае.
В результате в крае реализуется пять инвестиционных проектов, включенных в перечень приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2007 г. № 419 "О приоритетных инвестиционных проектах в области освоения лесов" (далее - проекты). Сумма инвестиций по проектам превышает 35 млрд. рублей. Освоено более 33 млрд. рублей, в том числе в 2014 году - 5,56 млрд. рублей. Прогноз освоения инвестиций в 2015 году - 2,3 млрд. рублей.
Для обеспечения сырьем мощностей, создаваемых по проектам, предприятиям предоставлены в аренду на льготных условиях лесные участки с ежегодным отпуском 5 650 тыс. куб. метров древесины.
В рамках выполнения мероприятий, определенных постановлением Правительства Хабаровского края от 08 августа 2012 г. № 266-пр "Об основных направлениях развития лесной отрасли Хабаровского края на 2013 - 2015 годы и на период до 2020 года", в крае дополнительно создано около 2 тыс. новых рабочих мест, а также созданы мощности по переработке 3,2 млн. куб. метров древесины, в том числе 1,2 млн. куб. метров низкотоварной древесины, вторичного сырья и отходов деревообрабатывающего производства, позволяющие ежегодно производить до:
- 800 тыс. куб. метров пиломатериалов;
- 290 тыс. куб. метров древесностружечных и древесноволокнистых плит;
- 300 тыс. куб. метров лущеного шпона;
- 240 тыс. тонн топливных гранул;
- 140 тыс. куб. метров технологической щепы.
Реализация проектов позволит перерабатывать к 2020 году 5,7 млн. куб. метров древесного сырья, в том числе низкотоварной древесины, вторичного сырья и отходов деревообрабатывающего производства, создать около 3,1 тыс. новых рабочих мест, увеличить ежегодные налоговые поступления в краевой бюджет более 1,8 млрд. рублей.
С учетом продолжающихся тенденций в мировой экономике, следствием которых стали колебания лесного рынка стран АТР, лесопромышленный комплекс края развивается нестабильно. Несмотря на меры, принимаемые Правительством Российской Федерации и Правительством Хабаровского края по развитию переработки заготавливаемой древесины, финансово-экономическое состояние отрасли остается крайне сложным.
Предприятия оказались в нестабильном финансовом положении вследствие сформировавшегося дефицита оборотных средств как для текущей деятельности, так и для исполнения обязательств по обслуживанию привлеченных для реализации приоритетных инвестиционных проектов кредитных ресурсов.
Проблемами, дестабилизирующими деятельность лесопромышленного комплекса края, остаются:
- сохраняющаяся тенденция снижения цен на отраслевую продукцию;
- недоступность кредитных ресурсов;
- неравномерность таможенного регулирования на территории Российской Федерации при экспорте необработанной древесины произрастающих в крае древесных пород;
- отсутствие механизма софинансирования строительства лесных дорог за счет бюджетных и внебюджетных источников;
- нехватка квалифицированных кадров;
- ограниченность внутреннего рынка лесопродукции;
- истощение и удаление от мест отгрузки лесосырьевой базы деревообрабатывающих предприятий.
Ситуация в отрасли усугубляется постоянным ростом стоимости услуг "естественных монополий" на топливо, электроэнергию и транспортные перевозки. В структуре затрат предприятий лесной отрасли до 40 процентов занимают железнодорожные перевозки сырья и лесопродукции, что делает экономически неэффективным доставку сырья и лесопродукции с удаленных лесосырьевых баз либо создание там производственных мощностей по переработке древесины.
Тем не менее, в 2014 году по основной номенклатуре продукции достигнута положительная динамика, к 2013 году выполнены задания по объемным показателям, установленным распоряжением Правительства Хабаровского края от 31 марта 2014 г. № 189-рп "Об итогах работы за 2013 год и о задачах органов исполнительной власти Хабаровского края по развитию экономики в 2014 году".
В 2014 году в Хабаровском крае произведено 5,6 млн. куб. метров бревен хвойных и лиственных пород. Освоение выделенных в пользование древесных ресурсов составило 56 процентов. Производство основного вида продукции деревообработки - пиломатериалов составило 848,7 тыс. куб. метров, при этом мощности были загружены на 54 процента.
В целях дальнейшего развития инвестиционной привлекательности лесной отрасли и повышения результативности содействия отраслевым предприятиям в решении имеющихся проблем разработана комплексная региональная программа "О развитии лесопромышленного комплекса Хабаровского края до 2020 года" (далее также - Программа), в которой предусмотрены меры по наращиванию и модернизации мощностей по комплексной переработке древесины.
Данная Программа содержит мероприятия по повышению эффективности работы лесной промышленности в крае, решению кадровых проблем, в том числе содержит мероприятия по разработке и сопровождению инвестиционных предложений и проектов, мониторинг текущей и перспективной потребности в специалистах для предприятий лесного сектора экономики края, работу с федеральными органами государственной власти, общественными организациями по совершенствованию нормативной правовой базы в области лесных отношений.
Реализация мероприятий Программы позволит привлечь в развитие лесного сектора экономики 13,6 млрд. рублей инвестиций в основной капитал, увеличить к 2020 году объемы заготовки древесины до 7 000 тыс. куб. метров, производство пиломатериалов - до 2 180 тыс. куб. метров, древесностружечных и древесноволокнистых плит - до 190 тыс. куб. метров, шпона лущеного - до 250 тыс. куб. метров, топливных гранул - до 495 тыс. тонн, создать до 3,1 тыс. новых рабочих мест.
В целях дальнейшего развития эффективного использования имеющихся в крае лесных ресурсов, увеличения вклада лесного сектора экономики в решение социально-экономических задач в крае, обеспечения достижения целевых показателей развития отрасли:
1. Принять к сведению информацию о ходе выполнения постановления Правительства Хабаровского края от 08 августа 2012 г. № 266-пр "Об основных направлениях развития лесной отрасли Хабаровского края на 2013 - 2015 годы и на период до 2020 года".
2. Утвердить прилагаемую Комплексную региональную программу "О развитии лесопромышленного комплекса Хабаровского края до 2020 года".
3. Контроль за выполнением плана основных мероприятий Программы возложить на заместителя Председателя Правительства края - министра природных ресурсов края Ермолина А.Б.

Губернатор, Председатель
Правительства края
В.И.Шпорт





УТВЕРЖДЕНА
Распоряжением
Правительства Хабаровского края
от 12 декабря 2015 г. № 942-рп

КОМПЛЕКСНАЯ РЕГИОНАЛЬНАЯ ПРОГРАММА
"О РАЗВИТИИ ЛЕСОПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА ХАБАРОВСКОГО
КРАЯ ДО 2020 ГОДА"

Настоящая Комплексная региональная программа "О развитии лесопромышленного комплекса Хабаровского края на период до 2020 года" (далее - Программа) разработана в соответствии со Стратегией социального и экономического развития Хабаровского края на период до 2025 года, утвержденной постановлением Правительства Хабаровского края от 13 января 2009 г. № 1-пр.

1. Характеристика текущего состояния лесной промышленности в Хабаровском крае, основные проблемы и прогноз развития отрасли до 2020 года

1.1. Лесные ресурсы
Хабаровский край относится к многолесным регионам с 52,1 млн. гектаров непосредственно покрытых лесом земель, лесистость составляет 66,0 процентов, что почти на 21,0 процент выше средней лесистости по России.
Запасы древесины оцениваются в 5,1 млрд. куб. метров, что составляет 6,6 процента запасов России и 25,5 процента Дальнего Востока. Запас древесины в насаждениях, возможных к эксплуатации, равен 2 371,6 млн. куб. метров. Основными лесообразующими породами являются лиственница даурская и ель аянская. Леса Хабаровского края представлены на 74,0 процента насаждениями с преобладанием в составе хвойных пород, на 16,0 процентов лиственными породами и на 7,0 процентов кустарниковыми зарослями.
В Хабаровском крае доля спелых и перестойных древостоев составляет 42,6 процента в целом по всем лесам. Средний запас древесины спелых и перестойных лесов составляет 167 куб. метров на гектар.
В климатических условиях края успешно происходит естественное восстановление лесов. При правильной организации лесосечных работ на вырубленных участках формируются естественные насаждения из подроста и тонкомера, которые на 20 - 30 лет опережают в росте древостои, созданные искусственными приемами. Фактически естественное возобновление в регионе обеспечивается более чем на 80 процентов нарушенных земель лесного фонда. Главным препятствием этого процесса являются лесные пожары. В этой связи большую часть средств, выделяемых на лесовосстановление, следует направлять на обеспечение пожарной безопасности лесов. Воспроизводство лесных культур в крае необходимо только на площадях, где естественное возобновление не происходит, а также необходимо для создания плантационных хозяйств из быстрорастущих пород для использования тонкомерной древесины и сырья для лесохимической промышленности.
Таким образом, в ближайшие 10 лет расчетная лесосека не выступит ограничителем наращивания объемов лесозаготовок и позволит к 2020 году довести объемы заготовки древесины до 10 - 12 млн. куб. метров в год.

1.2. Заготовка древесины
Заготовка древесины по всем видам рубок в 2014 году составила 6,7 млн. куб. метров.
Хабаровский край занимает первое место по заготовке древесины в Дальневосточном федеральном округе (до 50%). Доля края от объема заготовки древесины по России составляет около 7 процентов.
Лесной комплекс в крае является одним из ведущих секторов экономики региона.
Лесозаготовительная отрасль края представлена основными крупными предприятиями и холдинговыми компаниями, которым предоставлены в аренду лесные участки с ежегодным отпуском древесины в объеме 7 016 тыс. куб. метров, или 67,5 процента от общего объема лесного фонда, переданного в аренду для заготовки древесины, в том числе обществу с ограниченной ответственностью управляющей компании "РФП Групп" (далее - ООО УК "РФП Групп") - 2 555 тыс. куб. метров, обществу с ограниченной ответственностью "Римбунан Хиджау МДФ" (далее - ООО "Римбунан Хиджау МДФ") - 1 576 тыс. куб. метров, предприятиям группы компаний "Бизнес Маркетинг" - 1 531 тыс. куб. метров, обществу с ограниченной ответственностью совместному предприятию "Аркаим" (далее - ООО СП "Аркаим") - 716 тыс. куб. метров, закрытому акционерному обществу "Шелеховский КЛПХ" (далее - ЗАО "Шелеховский") - 638 тыс. куб. метров.
В лесопромышленном комплексе Хабаровского края работает около 260 предприятий малого и среднего бизнеса. Доля товарной продукции этих предприятий в целом по отрасли составляет около 20 процентов.
Наибольшее количество предприятий малого и среднего бизнеса расположены в г. Хабаровске, г. Комсомольске-на-Амуре, в Комсомольском, Нанайском, Солнечном, имени Лазо, Ульчском муниципальных районах края.
Для осуществления производственной деятельности 119 предприятиям малого и среднего бизнеса предоставлены в аренду лесные участки с ежегодным возможным объемом заготовки древесины 3,4 млн. куб. метров, или 32,7 процента от общего объема аренды по краю.
В развитии малого и среднего бизнеса существуют определенные проблемы, которые снижают экономическую эффективность его работы. Это, прежде всего, отсутствие у ряда предприятий долгосрочных договоров аренды лесных участков, слабая техническая вооруженность, большой удельный вес ручного труда, недоступность кредитных ресурсов.
29 июня 2015 г. принят Федеральный закон № 206-ФЗ "О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования регулирования лесных отношений", которым предусматривается возможность заготовки древесины субъектами малого и среднего бизнеса на основании договоров купли-продажи лесных насаждений.
Вопросам поддержки и развития предприятий малого и среднего бизнеса Правительством края уделяется значительное внимание. Так, в целях обеспечения благоприятных условий для развития субъектов малого и среднего предпринимательства, а также оказания им содействия в продвижении производимых ими товаров (работ, услуг) приняты законы Хабаровского края от 17 декабря 2008 г. № 223 "О сроке рассрочки оплаты приобретаемого субъектами малого и среднего предпринимательства арендуемого недвижимого имущества, находящегося в краевой государственной собственности или муниципальной собственности, при реализации преимущественного права на его приобретение", от 29 мая 2013 г. № 284 "О развитии малого и среднего предпринимательства в Хабаровском крае", постановление Правительства Хабаровского края от 17 апреля 2012 г. № 124-пр "Об утверждении государственной программы Хабаровского края "Развитие малого и среднего предпринимательства в Хабаровском крае на 2013 - 2020 годы". Данными нормативными правовыми актами предусматривается реализация мер по обеспечению доступа субъектов малого и среднего предпринимательства к финансовым ресурсам, а именно: льготное микрофинансирование; предоставление поручительств (гарантий) для оформления кредитов в коммерческих банках; содействие развитию системы предоставления займов начинающим предпринимателям, занятым в производственной сфере, на приобретение оборудования; меры по технологической модернизации действующего производства.
Принимаемые меры позволяют улучшить работу предприятий малого и среднего бизнеса, увеличить объемы заготовки и переработки древесины, повысить занятость местного населения и увеличить доходы краевого бюджета.
Лесозаготовительная деятельность лесного комплекса в основном сосредоточена в лесах, расположенных в южных и центральных районах Хабаровского края, общая площадь которых составляет 44 процента всех лесов края. Заготовка древесины производится преимущественно процессорной техникой сортиментным способом по "финской технологии" с использованием многооперационных машин "Харвестер" и "Форвардер". Данная технология позволяет осуществлять весь комплекс лесосечных работ непосредственно на месте валки дерева. В то же время, учитывая лесорастительные условия, состояние лесных насаждений, применяется и традиционный ручной способ заготовки древесины.
Для выполнения комплекса лесосечных работ в распоряжении лесозаготовительных предприятий имеются 125 харвестеров, 137 форвардеров, 656 трелевочных тракторов, 235 лесопогрузчиков различных типов. Имеющиеся мощности по заготовке древесины позволяют нарастить объемы производства на 20 - 25 процентов. Однако, учитывая возраст техники, высокие пошлины на импорт лесозаготовительной техники и отсутствие альтернативных предложений российских машиностроительных заводов снижают эффективность лесозаготовок.
Другим сдерживающим фактором интенсификации лесозаготовок в освоенных лесах является невозможность применения тракторной трелевки древесины при заготовках ее на склонах крутизной свыше 20 градусов, а такие участки занимают 18 процентов покрытых лесом земель в крае.
Ритмичность и эффективность работы предприятий в лесной промышленности, прежде всего, зависит от наличия лесовозных дорог и лесовозного транспорта, являющихся главной составляющей капитальных вложений и себестоимости лесопродукции.
Из действующих около 4 600 километров магистральных лесовозных дорог значительная часть в настоящее время утратила эксплуатационные характеристики и требует модернизации. Многими предприятиями полностью прекращено строительство лесовозных дорог круглогодового действия. Для полного освоения выделенных в пользование лесных ресурсов необходимо ежегодно строить до 1 000 километров дорог круглогодового действия, а их общая протяженность должна достигать 11 - 12 тыс. километров. Средняя величина затрат на строительство одного километра лесовозной автомагистрали в природных условиях края составляет более 2,0 млн. рублей.
Развитие инфраструктуры лесного фонда, в том числе строительство сети лесных (лесовозных, лесохозяйственных, лесопожарных) дорог является важным условием устойчивой работы лесопромышленного комплекса края, как в настоящее время, так и в перспективе.
Среднее расстояние вывозки древесины составляет около 160 - 170 километров. Вывозка на 100 процентов осуществляется сортиментами с использованием современной лесовозной техники грузоподъемностью до 60 тонн в пункты приемки, хранения, переработки и отгрузки древесины, отгрузка лесопродукции осуществляется более чем с 200 пунктов. Для осуществления погрузочно-разгрузочных работ преимущественно используются гидроманипуляторы на различных платформах.
Транспортировка лесных грузов как внешним, так и внутренним потребителям, осуществляется железнодорожным, морским и речным транспортом. Основной объем до 56 процентов лесопродукции перевозится железнодорожным транспортом. На долю морских и речных перевозок приходится 33 и 11 процентов соответственно.

1.3. Переработка древесины
Установленные деревообрабатывающие мощности лесного сектора экономики составляют:
- по производству пиломатериалов - 1 950 тыс. куб. метров, в том числе 850 тыс. куб. метров на базе фрезерно-брусующего и круглопильного оборудования проходного типа на крупных предприятиях, таких как ООО СП "Аркаим", общество с ограниченной ответственностью "Амур Форест" (далее - ООО "Амур Форест"), ООО "Римбунан Хиджау МДФ"; около 500 тыс. куб. метров на смешанных потоках, оснащенных ленточнопильным и круглопильным оборудованием проходного типа, около 600 тыс. куб. метров позиционного оборудования на базе лесопильных рам, вертикальных и горизонтальных ленточнопильных установок предприятий малого и среднего бизнеса (общество с ограниченной ответственностью "ДВ-Максимум", открытое акционерное общество "Флора" и др.);
- по производству лущеного шпона - 300 тыс. куб. метров (общество с ограниченной ответственностью "Амурская лесопромышленная компания");
- по сушке условных пиломатериалов - 450 тыс. куб. метров на базе конвективных камер периодического действия, в том числе 400 тыс. куб. метров на сушильных комплексах предприятий: ООО СП "Аркаим", ООО "Амур Форест", открытое акционерное общество "Исток", общество с ограниченной ответственностью "Рос - ДВ", открытое акционерное общество "Горинский КЛПХ", открытое акционерное общество "Эворонский ЛПХ"; и 50 тыс. куб. метров на предприятиях малого и среднего бизнеса: общество с ограниченной ответственностью национальная община "Чуин", общество с ограниченной ответственностью "Тис", общество с ограниченной ответственностью "Топливный комплекс", общество с ограниченной ответственностью "Баск - Инфо" и др.;
- по производству продукции столярно-строительного назначения - 300 тыс. куб. метров, в том числе до 30 тыс. кв. метров оконных и дверных блоков, из них 25 тыс. кв. метров полной заводской готовности на базе специализированных комплектов технологического оборудования (общество с ограниченной ответственностью "Тендем", общество с ограниченной ответственностью "Артель старателей Амур");
- по производству древесностружечных плит - 140 тыс. куб. метров (ООО СП "Аркаим");
- по производству древесноволокнистых плит - 150 тыс. куб. метров (ООО "Римбунан Хиджау МДФ");
- по производству - 240 тыс. тонн топливных гранул (ООО СП "Аркаим").
На предприятиях малого и среднего бизнеса установлены мощности по производству фанеры с объемом производства 10 тыс. куб. метров в год (общество с ограниченной ответственностью "Тис", общество с ограниченной ответственностью "Трансэкспорт ДВ"); по производству лущеного шпона с годовым объемом производства 15 тыс. куб. метров (общество с ограниченной ответственностью "Альдикон", общество с ограниченной ответственностью "Регионлес", общество с ограниченной ответственностью "Юаньбаошань").
При полной загрузке имеющихся мощностей уровень переработки древесины может достигнуть 65 процентов.
Основные объемы переработки древесины в крае обеспечивают предприятия, принявшие на себя обязательства по реализации приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов.
В настоящее время в Хабаровском крае реализуется пять инвестиционных проектов, включенных в перечень приоритетных в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2007 г. № 419 "О приоритетных инвестиционных проектах в области освоения лесов" (далее - приоритетный проект).
Общая сумма заявленных инвестиций по приоритетным проектам за период с 2008 года по 01 июля 2015 г. составляет 35 157,2 млн. рублей. Освоено за этот период 33 332,05 млн. рублей, в том числе в 2014 году - 5 564,5 млн. рублей. Прогноз освоения инвестиций до 2020 года - 15 900,0 млн. рублей.
Для обеспечения создаваемых мощностей проектов сырьем предприятиям переданы в аренду без проведения аукционов на льготных условиях лесные участки с ежегодным отпуском 5 650 тыс. куб. метров древесины и зарезервированы участки с ежегодным отпуском 507 тыс. куб. метров.
В эксплуатацию полностью введены мощности приоритетного проекта ООО СП "Аркаим" "Деревообрабатывающий комплекс по производству древесностружечных плит с объемом выпуска 140 тыс. куб. метров в год и пиломатериалов в объеме 350 тыс. куб. метров в год" в пос. Октябрьский Ванинского района Хабаровского края. Привлечены инвестиции в сумме 14,3 млрд. рублей, создано более 1 000 рабочих мест. Сроки реализации проекта - 2008 - 2016 годы.
В рамках проекта созданы мощности по переработке 1,5 млн. куб. метров древесного сырья, введены мощности по производству 550 тыс. куб. метров пиломатериалов, 140 тыс. куб. метров древесностружечных плит, 180 тыс. куб. метров профильной пилопродукции, 70 тыс. куб. метров мебельного щита и многослойных деревянных панелей, 100 тыс. куб. метров клееного конструкционного бруса и 240 тыс. тонн топливных гранул.
С начала освоения мощностей произведено около 650 тыс. куб. метров пиломатериалов, 170 тыс. куб. метров древесностружечных плит, почти 200 тыс. тонн топливных гранул.
В условиях дефицита оборотных средств, обусловленного значительными выплатами по кредитным обязательствам, а также низким уровнем спроса и цен на рынке экспортных лесоматериалов, предприятие снизило с 2013 года выпуск древесностружечных плит и пиломатериалов и в настоящее время находится в сложном финансовом положении.
Вопрос стабилизации финансово-экономического состояния ООО СП "Аркаим" и восстановления его платежеспособности находится на контроле в Правительстве Российской Федерации и Правительстве Хабаровского края.
Приоритетный проект общества с ограниченной ответственностью "Римбунан Хиджау МДФ" "Завод по производству 150 тыс. куб. м в год древесноволокнистых плит" в пос. Хор Хабаровского края реализуется с 2008 года, окончание реализации - 2017 год.
Сумма освоенных инвестиций - 4 828,6 млн. рублей. Создано 360 рабочих мест. За период 2011 - 2012 годов выпущено 25 тыс. куб. метров плит.
С 2013 года производство остановлено и до настоящего времени не возобновлено в связи с высокими производственными издержками и низкими ценами реализации продукции.
В целях снижения себестоимости древесноволокнистых плит и выхода завода по их выпуску на заявленные мощности компанией в 2014 году принято решение о реализации второго этапа приоритетного проекта по созданию мощностей по производству пиломатериалов с использованием отходов лесопиления для выпуска плит и выработки тепловой энергии.
В 2015 году введены мощности по производству 100 тыс. куб. метров пиломатериалов в год в пос. Хор района имени Лазо. В 2016 году планируется ввести мощности по производству 369 тыс. куб. метров пиломатериалов. Будет создано 470 новых рабочих мест, дополнительная сумма инвестиций составит 20 млн. долларов США.
Приоритетный проект "Создание Дальневосточного центра глубокой переработки древесины на основе производств: лущеного шпона, с общим объемом 300 тыс. куб. м/год, лесопильного, объемом 230 тыс. куб. м/год пиломатериалов в г. Амурске" реализуется открытым акционерным обществом "Дальлеспром" (далее - ОАО "Дальлеспром).
Сроки реализации приоритетного проекта - 2009 - 2019 годы. Сумма заявленных инвестиций 12 млрд. рублей, освоено с начала реализации проекта 8,0 млрд. рублей. В рамках проекта создано более 500 рабочих мест.
Завод по производству лущеного шпона на базе японского оборудования введен в эксплуатацию в декабре 2012 г. С начала эксплуатации завода произведено более 200 тыс. куб. метров лущеного шпона.
Ведутся строительно-монтажные работы по созданию завода по производству пиломатериалов мощностью 230 тыс. куб. метров в год.
Ввод мощностей запланирован на 2016 год, выход на проектную мощность - 2018 год.
Общество с ограниченной ответственностью управляющая компания "РФП Групп" в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 июня 2015 г. № 628 "О создании территории опережающего социально-экономического развития "Комсомольск" стала резидентом данной территории социально-экономического развития, а ее промышленная площадка является составной частью данной территории с особым правовым режимом. Компанией планируется создание производств по выпуску клееного бруса, мебельных щитов, фанеры и древесных плит, биотоплива, древесно-клеевого композита, деревянных оконных и дверных блоков, напольных покрытий, эко-теплоизолятора, химической переработки древесины для комплексного использования низкотоварной древесины и отходов производства.
Продолжается реализация приоритетного проекта общества с ограниченной ответственностью "Азия Лес" (далее - ООО "Азия Лес") "Организация производства строганных и профилированных пиломатериалов" в пос. Березовый Солнечного района.
С начала реализации приоритетного проекта освоено 4,9 млрд. рублей при сумме заявленных инвестиций 3,73 млрд. рублей. Срок реализации проекта - 2012 - 2020 годы.
В рамках такого проекта создаются мощности по производству 300 тыс. куб. метров пиломатериалов, в том числе 200 тыс. куб. метров сухих и 100 тыс. куб. метров фрезерованных профильных, 290 тыс. куб. метров технологической щепы и 84 тыс. тонн топливных гранул. Будет создано 690 рабочих мест.
Ввод мощностей в эксплуатацию - 2016 год.
Началась реализация второго этапа проекта ООО "Амур Форест" "Создание деревообрабатывающего комплекса" в пос. Березовый Солнечного района. В настоящее время ведутся проектные работы.
Сумма заявленных инвестиций - 1 398,5 млн. рублей. Для реализации проекта выделены лесные участки с объемом заготовки 588 тыс. куб. метров в год. Срок реализации проекта - 2014 - 2019 годы.
В рамках проекта будут введены мощности по переработке 300 тыс. куб. метров круглых лесоматериалов, производству 75 тыс. тонн топливных гранул и создано дополнительно около 700 рабочих мест.
Создание деревообрабатывающего комплекса является логическим продолжением инвестиционной программы, реализуемой холдинговой компанией обществом с ограниченной ответственностью "Бизнес Маркетинг".
Первый этап проекта холдинговой компании общества с ограниченной ответственностью "Бизнес Маркетинг" полностью реализован в 2015 году. В соответствии с обязательствами введены мощности лесопильного завода по производству 150 тыс. куб. метров пиломатериалов, в создание которого компанией инвестировано 1 101,8 млн. рублей, создано 240 рабочих мест.
Компанией полностью освоены заявленные мощности по проекту, с начала ввода мощностей в эксплуатацию произведено более 550 тыс. куб. метров высококачественных пиломатериалов и 350 тыс. куб. метров технологической щепы. Проект признан завершенным и Приказом Министерства промышленности и торговли Российской Федерации от 10 февраля 2015 г. № 221 выведен из Перечня приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов.
В рамках приоритетных проектов в области освоения лесов в крае дополнительно созданы мощности по переработке 3,2 млн. куб. метров древесины, в том числе 1,0 млн. куб. метров низкотоварной древесины, вторичного сырья и отходов деревообрабатывающего производства, позволяющие ежегодно производить: до 800 тыс. куб. метров пиломатериалов, 290 тыс. куб. метров древесностружечных и древесноволокнистых плит, 300 тыс. куб. метров лущеного шпона, 240 тыс. тонн топливных гранул, 140 тыс. куб. метров технологической щепы. Создано около 2 тыс. новых рабочих мест.
Министерством природных ресурсов края совместно с предприятиями отрасли ведется работа по организации на территории края переработки низкотоварного сырья и отходов, в том числе в рамках уже реализуемых приоритетных проектов группы компаний общества с ограниченной ответственностью "Бизнес Маркетинг" в Солнечном муниципальном районе, так и в составе создаваемой территории социально-экономического развития "Комсомольск" с площадкой компании ОАО "Дальлеспром" в г. Амурске.
На предприятиях компании общества с ограниченной ответственностью "Бизнес Маркетинг" разработаны проекты и ведется строительство цехов по производству 160 тыс. куб. метров топливных гранул с полным обеспечением этих мощностей собственной тепловой энергией.
Эффективным решением вопроса развития лесного сектора экономики Хабаровского края является полное комплексное использование всех лесных ресурсов, включая отходы производства.
Компаниями ООО УК "РФП Групп" и обществом с ограниченной ответственностью "Монолог" прорабатываются вопросы возможности создания предприятия по комплексному использованию до 2,5 млн. куб. метров древесного сырья и выпуску 500 тыс. тонн целлюлозы, способного консолидировать лесной комплекс и дать наибольший мультипликативный эффект.
Такое предприятие могло бы стать инновационной основой развития лесопромышленного комплекса края. Производимая продукция будет в значительной степени способствовать программе импортозамещения.
Это позволит повысить инвестиционную привлекательность лесной отрасли и края в целом, создать новые высокоэффективные рабочие места, освоить лесные участки с объемом заготовки более 2,0 млн. куб. метров в год, обеспечить устойчивое развитие деревопереработки в крае.
Реализация инвестиционных проектов позволит перерабатывать к 2020 году 5,7 млн. куб. метров древесины, в том числе низкотоварной древесины, вторичного сырья и отходов деревообрабатывающего производства, создать около 3,1 тыс. новых рабочих мест, увеличить ежегодные налоговые поступления в бюджет края более 1,4 млрд. рублей.

1.4. Реализация лесопродукции
Лесопромышленный комплекс края традиционно является экспортоориентированной отраслью экономики края. До 90 процентов производимой в крае лесопродукции направляется на экспорт, в основном в страны Азиатско-Тихоокеанского региона.
Структура экспорта в 2014 году Хабаровского края составляла: 71,8 процента - круглый лес, 23,1 процента - пиломатериалы, 4,4 процента - плитная и листовая продукция, 0,7 процента - топливные гранулы.
Поставки на внешние рынки лесопродукции превысили 582 млн. долларов США, в сравнении с 2013 годом рост составил 109,1 процента.
Рост стоимости экспорта необработанной древесины составил 13 процентов, доля которой во внешнеэкономическом обороте сохраняется в пределах 70 - 72 процентов, рост стоимости продукции переработки составил 101 процент.
Традиционными потребителями краевой лесопродукции являются следующие страны:
- Япония, доля потребления которой по итогам 2014 года составила 5,3 процента и сократилась относительно 2013 года на 0,6 процента;
- Китай, доля потребления которого составила 83,8 процента и возросла относительно 2013 года на 8,5 процента;
- Республика Корея, доля потребления которой составила 10,4 процента и сократилась относительно 2013 года на 7,0 процентов.
Снижение потребления лесопродукции наблюдается по большинству стран импортеров. Дополнительным негативным фактором для российских лесоматериалов является их замещение на более конкурентный в ценовом отношении лес из Новой Зеландии и стран Северной Америки.
Начиная с 2010 года высокосортный специфицированный пиломатериал из лиственницы в объеме до 20,0 тыс. куб. метров поставляется в страны Евросоюза.
Существенное влияние на конкурентоспособность краевой лесопродукции оказывает неравномерность таможенного регулирования экспорта необработанной древесины идентичных пород, действующего в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2012 г. № 779 "О тарифных квотах на отдельные виды лесоматериалов хвойных пород, вывозимых за пределы территории Российской Федерации и территории государств - участников соглашений о таможенном союзе". Таможенные платежи за экспорт необработанной древесины из дальневосточных пород в 1,7 - 1,85 раза превышают аналогичные платежи при экспорте необработанной хвойной древесины из Сибирского региона, что служит дополнительным основанием для продолжающегося снижения цен.
Внутренний рынок лесопродукции направлен на удовлетворение нужд населения и строительных организаций края в производимых отраслевыми предприятиями бревнах хвойных и лиственных пород, пиломатериалах, плитной продукции (древесностружечные и древесноволокнистые плиты, фанера). Удовлетворение потребностей вышеупомянутых потребителей в полном объеме осуществляется путем прямого взаимодействия с краевыми производителями лесопродукции через специализированную торговую сеть в городах краевого значения (Хабаровск, Комсомольск-на-Амуре) и районных центрах.
На нужды строительных организаций и местного населения в крае ежегодно поставляется до 250 тыс. куб. метров производимых пиломатериалов.
Ограниченность внутреннего рынка лесопродукции остается основной проблемой для развития деревообработки. Поставки продукции в западные регионы Российской Федерации нерентабельны из-за высоких железнодорожных тарифов и отсутствия возможности конкурировать с другими производителями аналогичной лесопродукции из произрастающих в западных регионах пород древесины.

1.5. Основные производственно-экономические показатели лесопромышленного комплекса
С учетом продолжающихся тенденций в мировой экономике, следствием которых стали колебания лесного рынка Азиатско-Тихоокеанского региона, лесопромышленный комплекс края развивается не стабильно. Несмотря на меры, предпринимаемые Правительством Российской Федерации и Правительством Хабаровского края по развитию переработки заготавливаемой древесины, финансово-экономическое состояние отрасли остается сложным.
Вследствие продолжающегося роста стоимости услуг "естественных монополий" и снижения цен на экспортируемую продукцию предприятия стали испытывать дефицит собственных оборотных средств. При росте дебиторской задолженности на 25,4 процента рост кредиторской задолженности превысил 6,0 процентов. При незначительном снижении количества убыточных предприятий прибыль прибыльных предприятий по отношению к 2013 году сократилась более чем на 35,0 процентов; консолидированный финансовый результат (убыток) превысил 13,0 млрд. рублей и вырос более чем в 5,9 раза.

Основные показатели деятельности предприятий
лесопромышленного комплекса края в 2013 - 2014 годах

№ п/п
Показатель
Единица измерения
2013 год
2014 год
1.
Бревна хвойных и лиственных пород
тыс. куб. м
5 076,8
5 600,2
2.
Пиломатериалы
- " -
885,7
848,7
3.
Древесностружечные плиты
- " -
10,8
12,8
4.
Шпон лущеный
- " -
112,7
86,7
5.
Топливные гранулы
тыс. тонн
71,2
41,7
6.
Объем товарной продукции
млн. рублей
23 514
24 990
7.
Налоги в бюджет края
- " -
718
758

в том числе на одного работающего
тыс. рублей
43,3
48,7
8.
Инвестиции - всего
- " -
3 180
5 915

в том числе в деревообработку
- " -
2 180
5 565
9.
Индекс промышленного производства по лесозаготовкам
процентов
84,1
107,7
10.
Индекс промышленного производства по деревообработке
- " -
87,8
100,5
11.
Численность работающих
тыс. человек
16,6
15,5

Налоговые поступления в бюджет края превысили 758 млн. рублей и выросли на 5,6 процента. При росте налоговых поступлений по налогу на прибыль и налогу на доходы физических лиц, допущено снижение налоговых поступлений по налогу на имущество, транспортному и земельному налогам.
Растет бюджетная эффективность работы отраслевых предприятий по уплате налогов на одного работающего (12,4%) и уплате налогов на кубический метр переданного в аренду лесного ресурса (7,5%).
В 1,9 раза или на 2,7 млрд. рублей выросли инвестиции, направленные на развитие отрасли. В 2014 году вложено более 5,9 млрд. рублей, из которых около 5,6 млрд. рублей, или 94,1 процента направлено на реализацию инвестиционных проектов.
Несмотря на некоторое улучшение результативности работы отрасли, в лесопромышленном комплексе края сохраняется зависимость от конъюнктуры внешнего рынка, влияния спроса и предлагаемых цен на изменение объемов производства и достижение конечных результатов.
Предоставляемые предприятиям преференции по лесным платежам, льготы по налогам на прибыль и имущество, субсидии на компенсации части затрат, понесенных при реализации инвестиционных проектов, несопоставимы с вложенными за счет привлечения кредитных ресурсов инвестициями.
Затраты на возврат и обслуживание кредитных ресурсов, учитывая рост курса доллара, обеспечивают формирование убытков, оставляют предприятия без оборотных средств на текущую деятельность и не позволяют обеспечить существенный прирост налоговых платежей.
Изменение данной ситуации возможно при принятии на государственном уровне решений о реструктуризации задолженности отраслевых предприятий, реализующих инвестиционные проекты, перед кредитными организациями за полученные валютные кредиты на период окупаемости вновь созданных перерабатывающих мощностей и регулировании роста стоимости услуг "естественных монополий", доля которых превышает 40 процентов затрат на производство и реализацию лесопродукции.
Для снижения финансовой нагрузки предприятиям, реализующим приоритетные проекты, Правительством края оказано содействие в предоставлении банковскими структурами кредитных ресурсов в сумме более 22,0 млрд. рублей. Предоставлены льготы по налогам на прибыль и имущество организаций в части зачисления в краевой бюджет на сумму 87,0 млн. рублей, на 50 процентов снижена арендная плата за пользование лесными участками, что в денежном выражении составляет более 153,0 млн. рублей.
При содействии Правительства края в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 05 декабря 2014 г. № 1319 предприятиям Дальневосточного федерального округа, реализующим и участвующим в реализации приоритетных проектов, предоставлены субсидии из федерального бюджета на компенсацию затрат, понесенных в 2013 - 2014 годах на реализацию проектов. Субсидии получены в декабре 2014 г. в сумме 1 570 млн. рублей, в том числе 1 270 млн. рублей ОАО "Дальлеспром", 239 млн. рублей ООО "Азия Лес", 61 млн. рублей ООО "Римбунан Хиджау МДФ".
Фактором, сдерживающим развитие лесного комплекса, является проблема нехватки квалифицированных кадров.
Предъявляются новые требования к системе образования, которая должна обеспечивать подготовку кадров, способных эффективно осуществлять как административные функции, так и функции по управлению организациями в лесном секторе, а также обеспечивать подготовку и переподготовку квалифицированных кадров.
Подготовкой кадров для отрасли края заняты три профильных средних образовательных учреждения. Еще пять средних образовательных учреждений готовят кадры по отдельным специальностям. Специалистов с высшим образованием готовит Тихоокеанский государственный университет.
За 2005 - 2014 годы учебными заведениями подготовлено около 1,5 тыс. специалистов с высшим и средним профессиональным образованием и около 4,0 тыс. рабочих ведущих профессий. Дополнительно на базе образовательных учреждений края по лесным специальностям проходят переподготовку до 600 человек в год. Выпуск специалистов в 2014 году по лесным специальностям составил 266 человек, в том числе 217 человек с профессиональным и специальным образованием, 49 - с высшим образованием.
В настоящее время потребность предприятий лесопромышленного комплекса края составляет порядка 600 человек, из них около 30 процентов - квалифицированные специалисты и инженерно-технические работники.

2. Цель и задачи Программы
Одной из основных целей Стратегии социального и экономического развития Хабаровского края на период до 2025 года, утвержденной постановлением Правительства Хабаровского края от 13 января 2009 г. № 1-пр, является формирование на территории края конкурентоспособного хозяйственного комплекса, включающего в себя и лесной сектор, который в свою очередь должен стать в предстоящей перспективе основой динамичного развития экономики края за счет обеспечения комплексной переработки древесного сырья на действующих и проектируемых лесоперерабатывающих мощностях.
Формирование инновационного сценария развития края в 2015 - 2020 годах базируется на следующих структурных приоритетах и решениях в лесном комплексе:
- повышение уровня переработки сырья и вовлечение в промышленную эксплуатацию новых лесных участков;
- привлечение инвестиций в основной капитал, модернизация действующих и создание новых лесозаготовительных и деревообрабатывающих производств;
- реализация приоритетных инвестиционных проектов, что позволит создать современные перерабатывающие комплексы, повысить эффективность комплексного использования сырья.
В число безусловных приоритетов развития края в соответствии с распоряжением Правительства Хабаровского края от 25 февраля 2014 г. № 107-рп "Об основных направлениях деятельности Правительства Хабаровского края на период 2014 - 2018 годов" входит создание высокотехнологичных предприятий по переработке древесины.
Правительство края проводит политику, направленную на оказание содействия предприятиям по вводу в эксплуатацию новых мощностей, внедрению прогрессивных методов и технологических решений, обновлению основных фондов и техническому перевооружению.
Целью Программы является обеспечение устойчивого развития лесопромышленного комплекса края за счет эффективного освоения лесных ресурсов.
Для достижения целей Программы предусмотрен комплекс мер, направленных на:
- переход к интенсивному лесопользованию за счет переданных в аренду лесных ресурсов и реализации приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов по комплексной переработке древесины, модернизации действующих производств;
- увеличение использования лесных ресурсов и вовлечение в производство новых участков;
- продвижение производимой в отрасли продукции на традиционных рынках сбыта и освоение перспективных рынков сбыта продукции.
В результате комплексного подхода и межведомственного взаимодействия будет обеспечен ряд положительных экономических и социальных эффектов, выражающихся в росте уровня переработки лесных ресурсов и увеличении стоимости товарной продукции, производимой с каждого кубического метра заготовленной древесины, за счет модернизации производств и реализации приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов, в увеличении доходной части бюджета края и росте благосостояния работающих в лесной и смежных отраслях экономики.

3. Ожидаемые конечные результаты и целевые показатели (индикаторы) реализации Программы
Реализация мероприятий Программы позволит к 2020 году:
- создать и ввести в эксплуатацию деревоперерабатывающие мощности по выпуску продукции с высокой добавленной стоимостью в рамках реализуемых приоритетных инвестиционных проектов;
- обеспечить полную загрузку созданных производственных мощностей;
- увеличить объем переработки заготавливаемой древесины в крае до 5 700 тыс. куб. метров в год;
- привлечь в отрасль дополнительные инвестиции в сумме 13,6 млрд. рублей за счет реализации инвестиционных проектов;
- довести уровень переработки сырья до 80 процентов за счет ввода новых и освоения действующих мощностей;
- в 2,3 раза увеличить налоговые поступления в бюджет края от отраслевых предприятий;
- обеспечить развитие лесной инфраструктуры, в том числе строительство не менее 2 тыс. километров лесных дорог круглогодичного действия к труднодоступным лесным участкам;
- вовлечь в промышленное производство выделенные лесные участки с ежегодным возможным объемом заготовки древесины 1,6 млн. куб. метров.
К основным ожидаемым результатам реализации Программы, отражающим социальные и экономические выгоды края, относятся:
- увеличение поступления налогов в бюджет края более 1,4 млрд. рублей в 2020 году;
- создание до 3,1 тыс. новых рабочих мест;
- повышение благосостояния работающих на предприятиях лесной отрасли края за счет роста средней заработной платы в 1,5 раза;
- выпуск высокосортной продукции, способствующей импортозамещению, в том числе целлюлозы, фанеры, древесноволокнистых плит.
Для оценки эффективности реализации Программы планируется использовать следующие целевые показатели (индикаторы):
1) "Объем производства бревен хвойных и лиственных пород";
2) "Объем производства пиломатериалов";
3) "Объем производства шпона лущеного";
4) "Объем производства топливных гранул";
5) "Объем производства древесностружечных плит";
6) "Объем производства древесноволокнистых плит";
7) "Объем сырья, направленного на переработку";
8) "Объем реализованной лесопродукции";
9) "Количество вновь созданных рабочих мест";
10) "Объем инвестиций в основной капитал";
11) "Индекс промышленного производства по виду деятельности "Лесозаготовки";
12) "Индекс промышленного производства по виду деятельности "Обработка древесины и производство изделий из дерева";
13) "Индекс производительности труда";
14) "Объем налоговых поступлений в бюджет края".
Показатели (индикаторы) Программы количественно характеризуют ход ее реализации, решение задач и достижение цели Программы.
Показатели (индикаторы) Программы, предусмотренные подпунктами 1 - 6, 11, 12 настоящего раздела, определяются ежегодно на основании данных территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Хабаровскому краю.
Показатели (индикаторы) Программы, предусмотренные подпунктами 7 - 10 настоящего раздела, рассчитываются ежегодно ответственным исполнителем Программы на основании отчетов предприятий отрасли, представляемых по запросу ответственного исполнителя Программы.
Показатель (индикатор) Программы, предусмотренный подпунктом 13 настоящего раздела, рассчитывается ежегодно ответственным исполнителем Программы исходя из объемов реализованной лесопродукции, соотнесенных к количеству человек, занятых в отрасли на основании отчетов предприятий, представляемых по запросу ответственного исполнителя Программы.
Показатель (индикатор) Программы, предусмотренный подпунктом 14 настоящего раздела, определяется ответственным исполнителем Программы на основании информации, представляемой министерством финансов края.
Перечень целевых показателей (индикаторов) Программы с расшифровкой планируемых значений по годам приведен в приложении № 1 к настоящей Программе.

4. Перечень и описание мероприятий Программы
В программу включены мероприятия, направленные на:
1) совершенствование лесопользования в крае.
В результате их реализации ожидается повышение доступности лесных ресурсов, улучшение инвестиционной привлекательности отрасли, обеспечение сырьем приоритетных инвестиционных проектов;
2) строительство, ввод в эксплуатацию и освоение созданных деревообрабатывающих мощностей.
В результате реализации указанных мероприятий вырастут объемы переработки заготавливаемой древесины в 2,8 раза, налоговые поступления от отраслевых предприятий в бюджет края в 2,3 раза, в том числе за счет выхода на проектную мощность созданных в ходе реализации приоритетных инвестиционных проектов производств по выпуску 1 689 тыс. куб. метров пиломатериалов, 300 тыс. куб. метров шпона лущеного, 290 тыс. куб. метров древесностружечных и древесноволокнистых плит, 500 тыс. тонн топливных гранул;
3) повышение эффективности использования лесных ресурсов, развитие лесной инфраструктуры.
Мероприятия предусматривают оказание содействия предприятиям лесной отрасли в развитии лесной инфраструктуры для освоения лесных ресурсов за счет реконструкции и модернизации действующих мощностей предприятий, строительства объектов лесной инфраструктуры, обеспечения потребностей деревообрабатывающих предприятий сырьем.
В результате их реализации будет достигнуто:
- увеличение объемов лесозаготовок за счет обеспечения круглогодичной транспортной доступности выделенных лесных участков;
- вовлечение в промышленную эксплуатацию новых лесных участков.
4) кадровое обеспечение развития отрасли.
Реализация мероприятий Программы направлена на решение вопросов обеспечения предприятий лесной отрасли квалифицированными кадрами, увеличение уровня занятости местного населения, повышение имиджа отрасли и престижа "лесных" профессий;
5) расширение рынков сбыта лесопродукции.
Мероприятия предусматривают оказание содействия по участию в продвижении производимой в крае лесопродукции и расширению экспорта продукции деревообработки, доведение ее доли в общем объеме экспорта лесопродукции до 70 процентов к 2020 году;
6) развитие малого и среднего предпринимательства.
Реализация мероприятий предполагает оказание содействия предприятиям малого и среднего бизнеса в развитии внутрипроизводственных связей с крупным бизнесом, предоставлении льгот и преференций, обеспечении кадрами;
7) реализация мероприятий социального характера.
Выполнение мероприятий предусматривает:
- укрепление взаимодействия отраслевых предприятий с общественными организациями и администрациями муниципальных образований края;
- проведение анализа и внесение предложений, направленных на снижение производственного травматизма и профессиональных заболеваний на предприятиях отрасли.
В результате их реализации будет достигнуто:
- улучшение условий и охраны труда, снижение производственного травматизма и профессиональных заболеваний в лесной отрасли;
- повышение производительности труда, увеличение объемов поступлений в бюджет края налога на доходы физических лиц за счет роста фонда оплаты труда;
8) снижение негативных последствий программных решений.
В целях снижения негативного воздействия на окружающую среду и здоровье населения предусматривается оказание содействия предприятиям в прохождении государственной экспертизы по оценке воздействия на окружающую среду и в разработке мероприятий по охране окружающей среды при создании новых и реконструкции действующих мощностей по деревообработке.
План основных мероприятий Программы приведен в приложении № 2 к настоящей Программе.

5. Оценка эффективности реализации Программы
Эффективность реализации мероприятий Программы оценивается на основе степени достижения цели и решения задач Программы путем сопоставления достигнутых значений целевых показателей (индикаторов) Программы запланированным значениям целевых показателей (индикаторов), содержащихся в приложении № 1 к настоящей Программе, по формуле:

Сд = Ф/П,

где:
Сд - степень достижения целевого показателя (индикатора);
Ф - фактическое значение целевого показателя (индикатора);
П - плановое значение целевого показателя (индикатора).
Оценка степени достижения целей и решения задач Программы в целом осуществляется на основании следующей формулы:



где:
ДИ - показатель достижения плановых значений показателей (индикаторов) Программы;
к - количество показателей (индикаторов) Программы;
Фi - фактическое значение i-го показателя (индикатора) Программы за рассматриваемый период, 1 =< i =< к;
Пi - планируемое значение достижения i-го показателя (индикатора) Программы за рассматриваемый период, 1 =< i =< к.
Результаты оценки эффективности реализации Программы служат основанием для принятия управленческих решений по корректировке поставленных задач и проводимых мероприятий.
Оценка эффективности реализации Программы проводится для обеспечения ответственного исполнителя Программы оперативной информацией о ходе и промежуточных результатах выполнения мероприятий и решения задач Программы.
Программа считается эффективной при достижении следующего значения показателя: 0,8 =< ДИ =< 1,0.
Оценка эффективности Программы производится ежегодно, а также по итогам завершения реализации Программы.





Приложение № 1
к Комплексной региональной программе
"О развитии лесопромышленного комплекса
Хабаровского края до 2020 года"

ЦЕЛЕВЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ (ИНДИКАТОРЫ)
КОМПЛЕКСНОЙ РЕГИОНАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ "О РАЗВИТИИ
ЛЕСОПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА ХАБАРОВСКОГО КРАЯ ДО 2020 ГОДА"

№ п/п
Целевой показатель
Единица измерения
Источник информации
Ожидаемое значение показателя за 2015 год
Планируемое значение по годам
2016
2017
2018
2019
2020
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
1.
Объем производства бревен хвойных и лиственных пород
тыс. куб. м
территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Хабаровскому краю
5 530
5 800
5 900
6 200
6 700
7 000
2.
Объем производства пиломатериалов
- " -
- " -
850
900
1 050
1 350
1 845
2 180
3.
Объем производства древесностружечных плит
- " -
- " -
18
30
50
75
90
100
4.
Объем производства древесноволокнистых плит
- " -
- " -
0
0
40
60
70
100
5.
Объем производства шпона лущеного
- " -
- " -
85
120
160
220
240
250
6.
Объем производства топливных гранул
тыс. тонн
- " -
85
100
120
200
340
495
7.
Индекс промышленного производства по виду деятельности "Лесозаготовки"
процентов
- " -
100
103
104
104
107
104
8.
Индекс промышленного производства по виду деятельности "Обработка древесины и производство изделий из дерева"
процентов
территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Хабаровскому краю
98
107
110
125
130
120
9.
Объем сырья, направленного на переработку
тыс. куб. м
министерство природных ресурсов края
2 015
2 350
2 700
3 500
4 760
5 700
10.
Объем отгруженной (реализованной) лесопродукции
млрд. рублей
- " -
25,1
25,6
27,6
30,8
33,6
36,2
11.
Количество вновь созданных рабочих мест
человек
- " -
150
300
500
600
800
900
12.
Объем инвестиций в основной капитал
млн. рублей
- " -
2 300
2 400
2 600
2 700
2 800
3 100
13.
Индекс производительности труда
процентов
- " -
110
103
107
109
109
107
14.
Объем налоговых поступлений в бюджет края
млн. рублей
министерство финансов края
773
823
933
1 254
1 502
1 812





Приложение № 2
к Комплексной региональной программе
"О развитии лесопромышленного комплекса
Хабаровского края до 2020 года"

ПЛАН
ОСНОВНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ КОМПЛЕКСНОЙ РЕГИОНАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ "О
РАЗВИТИИ ЛЕСОПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА ХАБАРОВСКОГО КРАЯ
ДО 2020 ГОДА"

№ п/п
Наименование мероприятия
Срок реализации (годы)
Ответственный исполнитель, соисполнитель, участник
Ожидаемый результат (краткое описание)
Целевой показатель, на достижение которого направлено мероприятие
1
2
3
4
5
6
1.
Совершенствование лесопользования в крае
1.1.
Подготовка предложений по внесению изменений в федеральные и краевые нормативные правовые акты в области лесопользования, оборота древесины, тарифного и таможенного регулирования
2016 - 2020
министерство природных ресурсов края, управление лесами Правительства края
снижение административных барьеров в области лесопользования, повышение инвестиционной привлекательности лесопромышленного комплекса края
увеличение объема производства (целевые показатели 1 - 6)
1.2.
Подготовка инвестиционных предложений по повышению эффективности использования лесных ресурсов края для презентации на отраслевых отечественных и международных форумах
2016 - 2020
министерство природных ресурсов края, управление лесами Правительства края
повышение инвестиционной привлекательности лесопромышленного комплекса края
увеличение привлечения инвестиций для реализации инвестиционных проектов, освоения введенных мощностей (целевой показатель 11)
1.3.
Внесение предложений по совершенствованию условий включения инвестиционных проектов в перечень приоритетных проектов в области освоения лесов
2016 - 2020
министерство природных ресурсов края
повышение инвестиционной привлекательности лесопромышленного комплекса края
увеличение привлечения инвестиций и объемов переработки древесины (целевые показатели 2 - 6, 8, 9, 11)
1.4.
Размещение на сайтах Правительства Хабаровского края и министерства природных ресурсов края инвестиционных предложений в области освоения лесов на территории края
2016 - 2020
- " -
- " -
увеличение привлечения инвестиций для реализации инвестиционных проектов (целевой показатель 11)
1.5.
Проведение научно-практических конференций по вопросам развития лесопромышленного комплекса и использования отраслевого передового опыта
2016 - 2020
министерство природных ресурсов края, ФГУ "ДальНИИЛХ" (по согласованию), предприятия лесной отрасли края (по согласованию)
внедрение новой техники и эффективных технологий в лесопромышленном комплексе края
увеличение объемов производства, повышение результативности работы отрасли (целевые показатели 1 - 11)
1.6.
Проведение анализа производственно-экономических результатов деятельности предприятий отрасли, их финансового состояния, выполнения установленных Правительством края заданий по объемам производства и мобилизации доходов в бюджет края
2016 - 2020
министерство природных ресурсов края
повышение результативности работы лесопромышленного комплекса края и его инвестиционной привлекательности
увеличение объемов производства, повышение результативности работы отрасли (целевые показатели 1 - 11)
1.7.
Проведение анализа выполнения предприятиями - арендаторами лесных участков условий договоров аренды на право пользования лесными участками
2016 - 2020
управление лесами Правительства края, министерство природных ресурсов края
выполнение лесопользователями условий договоров аренды на право пользования лесными участками
выполнение условий договоров аренды, в том числе по уплате платы за пользование лесными ресурсами
2.
Строительство, ввод в эксплуатацию и освоение созданных деревообрабатывающих мощностей
2.1.
Оказание содействия предприятиям лесопромышленного комплекса края по строительству и вводу в эксплуатацию деревообрабатывающих мощностей
2016 - 2020
министерство природных ресурсов края
снижение административных барьеров в области лесопользования, повышение инвестиционной привлекательности отрасли
снижение сроков оформления разрешительной документации
2.2.
Строительство и ввод в эксплуатацию мощностей по проекту ОАО "Дальлеспром"
2016 - 2017
ОАО "Дальлеспром" (по согласованию)
ввод в эксплуатацию мощностей по производству 230 тыс. куб. м пиломатериалов и 100 тыс. тонн топливных гранул в г. Амурске
увеличение объемов лесозаготовок и переработки древесины и налоговых поступлений в бюджет края (целевые показатели 1, 2, 6 - 11, 13)
2.3.
Строительство и ввод в эксплуатацию мощностей по проекту ООО "Азия Лес"
2016 - 2017
ООО "Азия Лес" (по согласованию)
ввод в эксплуатацию мощностей по производству 300 тыс. куб. м пиломатериалов, 290 тыс. куб. м технологической щепы и 84 тыс. тонн топливных гранул в год в Солнечном муниципальном районе
увеличение объемов лесозаготовок и переработки древесины (целевые показатели 1, 2, 6 - 11, 13)
2.4.
Строительство и ввод в эксплуатацию мощностей по проекту ООО "Амур Форест"
2017
ООО "Амур Форест" (по согласованию)
ввод в эксплуатацию мощностей по производству 150 тыс. куб. м в год пиломатериалов в Солнечном муниципальном районе
увеличение объемов лесозаготовок и переработки древесины (целевые показатели 1, 2, 7 - 11, 13)
2.5.
Строительство и ввод в эксплуатацию мощностей по проекту ООО "Римбунан Хиджау МДФ"
2017
ООО "Римбунан Хиджау МДФ" (по согласованию)
ввод в эксплуатацию мощностей по производству 369 тыс. куб. м пиломатериалов в год
увеличение объемов лесозаготовок и переработки древесины (целевые показатели 1, 2, 7 - 11, 13)
2.6.
Освоение мощностей по проекту ООО СП "Аркаим"
2016 - 2017
ООО СП "Аркаим" (по согласованию)
освоение мощностей деревообрабатывающего комплекса в Ванинском муниципальном районе
увеличение объемов переработки древесины (целевые показатели 2, 3, 6, 8, 9, 13)
2.7.
Освоение мощностей по проекту ООО "Римбунан Хиджау МДФ"
2017 - 2020
ООО "Римбунан Хиджау МДФ" (по согласованию)
освоение мощностей по производству плит MDF в муниципальном районе имени Лазо
увеличение объемов переработки древесины (целевые показатели 4, 8, 9, 13)
2.8.
Оказание содействия ООО УК "РФП Групп" по развитию переработки древесного сырья на территории опережающего социально-экономического развития "Комсомольск"
2016 - 2020
ООО УК "РФП Групп" (по согласованию)
ввод в эксплуатацию и освоение мощностей по переработке древесного сырья в объеме 460 тыс. куб. м в год
увеличение объемов переработки древесины и налоговых поступлений в бюджет края (целевые показатели 1, 2, 5 - 11, 13)
3.
Повышение эффективности использования лесных ресурсов, развитие лесной инфраструктуры
3.1.
Оказание содействия предприятиям лесной отрасли по реконструкции и модернизации действующих предприятий
2016 - 2020
министерство природных ресурсов края
снижение административных барьеров в области лесопользования, повышение инвестиционной привлекательности объектов, связанных с использованием лесных ресурсов
снижение сроков оформления разрешительной документации, увеличение количества лесных участков, вовлеченных в пользование (целевые показатели 1 - 6)
3.2.
Содействие в решении вопросов обеспечения строительства 2 тыс. км лесных дорог круглогодичного действия
2016 - 2020
министерство природных ресурсов края, предприятия лесной отрасли (по согласованию)
обеспечение круглогодичной транспортной доступности выделенных неосвоенных лесных участков, увеличение объемов лесозаготовок, обеспечение деревообрабатывающих предприятий сырьем
увеличение объемов производства (целевые показатели 1 - 6, 9)
3.3.
Подготовка предложений в органы государственной власти Российской Федерации по расширению участия государства в создании транспортной инфраструктуры лесной отрасли
2016 - 2020
министерство природных ресурсов края, предприятия лесной отрасли (по согласованию)
обеспечение транспортной доступности выделенных неосвоенных лесных участков, снижение финансовой нагрузки на предприятия лесной отрасли
увеличение объемов производства (целевые показатели 1 - 6)
4.
Кадровое обеспечение развития лесной отрасли
4.1.
Проведение анализа обеспечения отраслевых предприятий края кадрами, внесение предложений по их подготовке, переподготовке и закреплению на производстве
2016 - 2020
министерство природных ресурсов края, предприятия края (по согласованию)
обеспечение предприятий отрасли специалистами в необходимом количестве и соответствующей квалификации
обеспечение предприятий отрасли квалифицированными кадрами, увеличение занятости местного населения
4.2.
Оказание содействия в подготовке и повышении квалификации рабочих кадров и специалистов для отрасли, организации прохождения практики учащихся и студентов, трудоустройстве выпускников образовательных организаций на предприятия отрасли
2016 - 2020
министерство природных ресурсов края, министерство образования и науки края, предприятия лесной отрасли края (по согласованию)
обеспечение предприятий отрасли специалистами в необходимом количестве и соответствующей квалификации
увеличение занятости местного населения
4.3.
Организация сетевого взаимодействия предприятий лесной отрасли и образовательных организаций с целью проведения профориентационной работы
2016 - 2020
министерство природных ресурсов края, министерство образования и науки края, предприятия лесной отрасли края (по согласованию)
повышение имиджа отрасли, престижа "лесных" специальностей и профессий, обеспечение предприятий отрасли кадрами в необходимом количестве и соответствующей квалификации
- " -
4.4.
Информационное обеспечение потребности предприятий лесного комплекса края в кадрах и их возможности в подготовке, трудоустройстве и социальном обустройстве специалистов
2015 - 2020
министерство природных ресурсов края, управление лесами Правительства края, комитет по труду и занятости населения Правительства края, предприятия лесной отрасли края (по согласованию)
повышение информированности населения о потребности в кадрах предприятий лесопромышленного комплекса, возможностях трудоустройства, профессионального обучения и дополнительного профессионального образования, социальном обустройстве
увеличение занятости местного населения, снижение социальной напряженности в лесных поселках
5.
Расширение рынков сбыта лесопродукции
5.1.
Обеспечение постоянного размещения на сайтах Правительства Хабаровского края и министерства природных ресурсов края информации о производимой в крае лесопродукции и условиях ее реализации
2016 - 2020
министерство природных ресурсов, ассоциация "Дальэкспортлес" (по согласованию)
развитие конкуренции на рынке лесопродукции
увеличение объемов лесозаготовок и переработки древесины, налоговых поступлений в бюджет края (целевые показатели 1 - 6, 11, 13)
5.2.
Содействие в расширении участия предприятий лесной отрасли в международных и межрегиональных мероприятиях по продвижению производимой в крае лесопродукции
2016 - 2020
министерство природных ресурсов края, министерство международного и межрегионального сотрудничества края, ассоциация "Дальэкспортлес" (по согласованию)
- " -
увеличение объемов лесозаготовок и переработки древесины, налоговых поступлений в бюджет края (целевые показатели 1 - 6, 11, 13)
5.3.
Содействие расширению экспорта продукции деревообработки и доведение ее доли в общем объеме экспорта лесопродукции:
к 2017 году - до 45%;
к 2020 году - до 70%
2016 - 2020
министерство природных ресурсов, ассоциация "Дальэкспортлес" (по согласованию)
- " -
увеличение объемов лесозаготовок и переработки древесины, налоговых поступлений в бюджет края (целевые показатели 1 - 6, 11, 13)
6.
Развитие малого и среднего предпринимательства
6.1.
Подготовка предложений в Правительство Российской Федерации по предоставлению предприятиям малого и среднего бизнеса, реализующим инвестиционные проекты в области освоения лесов, дополнительных льгот и преференций
2016 - 2020
министерство природных ресурсов края
повышение инвестиционной привлекательности лесопромышленного комплекса края
увеличение объемов лесозаготовок и переработки древесины, налоговых поступлений в бюджет края (целевые показатели 1, 2, 9 - 11, 13)
6.2.
Оказание содействия предприятиям среднего и малого бизнеса в развитии внутрипроизводственных связей с ведущими предприятиями лесопромышленного комплекса края
2016 - 2020
министерство природных ресурсов края
повышение инвестиционной привлекательности лесопромышленного комплекса края
увеличение объемов лесозаготовок и переработки древесины, налоговых поступлений в бюджет края (целевые показатели 1, 2, 9 - 11, 13)
6.3.
Участие в обучающих мероприятиях по повышению квалификации работников предприятий малого и среднего бизнеса
2016 - 2020
министерство природных ресурсов края, министерство образования и науки края, предприятия лесной отрасли края (по согласованию)
повышение имиджа отрасли, обеспечение предприятий отрасли кадрами в необходимом количестве и соответствующей квалификации
увеличение объемов производства, повышение производительности труда (целевые показатели 1 - 6, 12)
7.
Реализация мероприятий социального характера
7.1.
Оказание содействия администрациям муниципальных районов края в разработке мер по развитию лесной отрасли
2016 - 2020
министерство природных ресурсов края
снижение административных барьеров в области лесопользования, повышение инвестиционной привлекательности объектов, связанных с использованием лесных ресурсов
увеличение объемов лесозаготовок и переработки древесины, налоговых поступлений в бюджет края (целевые показатели 1 - 6, 9 - 11, 13)
7.2.
Оказание содействия общественным объединениям в активизации их участия в решении проблем развития лесной отрасли
2016 - 2020
министерство природных ресурсов края, ассоциация "Дальэкспортлес" (по согласованию), Союз лесопромышленников и лесоэкспортеров Хабаровского края (по согласованию)
снижение административных барьеров в области лесопользования, повышение инвестиционной привлекательности объектов, связанных с использованием лесных ресурсов
увеличение объемов лесозаготовок и переработки древесины, налоговых поступлений в бюджет края (целевые показатели 1, 9 - 11, 13)
7.3.
Проведение ежегодного анализа производственного травматизма и профессиональных заболеваний на предприятиях лесной отрасли и подготовка предложений, направленных на их снижение
2016 - 2020
министерство природных ресурсов края, предприятия лесной отрасли края (по согласованию)
улучшение условий и охраны труда, снижение производственного травматизма и профессиональных заболеваний на предприятиях отрасли
повышение производительности труда (целевой показатель 12), увеличение объемов налоговых поступлений в бюджет края (целевой показатель 13)
8.
Снижение негативных последствий программных решений
8.1.
Оказание содействия предприятиям в прохождении государственной экспертизы по оценке воздействия на окружающую среду, а также в разработке мероприятий по охране окружающей среды при создании новых и реконструкции действующих мощностей по деревообработке
2016 - 2020
предприятия лесной отрасли края (по согласованию)
снижение негативного воздействия на окружающую среду и здоровье населения
отсутствие нарушений природоохранного законодательства


------------------------------------------------------------------