Типы документов

Реклама

Партнеры


Постановление Правительства Хабаровского края от 22.12.2015 N 462-пр "Об утверждении государственной программы Хабаровского края "Развитие международной, межрегиональной и выставочно-конгрессной деятельности Хабаровского края"



ПРАВИТЕЛЬСТВО ХАБАРОВСКОГО КРАЯ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 22 декабря 2015 г. № 462-пр

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ ХАБАРОВСКОГО КРАЯ
"РАЗВИТИЕ МЕЖДУНАРОДНОЙ, МЕЖРЕГИОНАЛЬНОЙ И
ВЫСТАВОЧНО-КОНГРЕССНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ХАБАРОВСКОГО КРАЯ"

В соответствии с постановлением Правительства Хабаровского края от 20 сентября 2013 г. № 283-пр "Об утверждении Порядка принятия решений о разработке государственных программ Хабаровского края, их формирования и реализации и Порядка проведения оценки эффективности реализации государственных программ Хабаровского края и внесении изменений в отдельные нормативные правовые акты Хабаровского края" Правительство края постановляет:
Утвердить прилагаемую государственную программу Хабаровского края "Развитие международной, межрегиональной и выставочно-конгрессной деятельности Хабаровского края".

Губернатор, Председатель
Правительства края
В.И.Шпорт





УТВЕРЖДЕНА
Постановлением
Правительства Хабаровского края
от 22 декабря 2015 г. № 462-пр

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА
ХАБАРОВСКОГО КРАЯ "РАЗВИТИЕ МЕЖДУНАРОДНОЙ, МЕЖРЕГИОНАЛЬНОЙ И
ВЫСТАВОЧНО-КОНГРЕССНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ХАБАРОВСКОГО КРАЯ"

ПАСПОРТ
государственной программы Хабаровского края "Развитие
международной, межрегиональной и выставочно-конгрессной
деятельности Хабаровского края"

Наименование государственной программы
-
государственная программа Хабаровского края "Развитие международной, межрегиональной и выставочно-конгрессной деятельности Хабаровского края" (далее также - Программа)
Ответственный исполнитель Программы
-
министерство международного и межрегионального сотрудничества Хабаровского края (далее также - край)
Соисполнители, участники Программы
-
министерство экономического развития края;
министерство инвестиционной и земельно-имущественной политики края;
министерство промышленности и транспорта края;
министерство природных ресурсов края;
министерство сельскохозяйственного производства и развития сельских территорий края;
министерство здравоохранения края;
министерство образования и науки края;
министерство культуры края;
министерство информационных технологий и связи края;
министерство спорта и молодежной политики края;
министерство жилищно-коммунального хозяйства края;
главное управление информационной политики Губернатора и Правительства края;
главное управление внутренней политики Губернатора и Правительства края;
комитет потребительского рынка, пищевой и перерабатывающей промышленности Правительства края;
комитет по печати и массовым коммуникациям Правительства края;
ассоциация "Краевой центр содействия предпринимательству" (по согласованию)
Цель Программы
-
содействие развитию международной, межрегиональной и выставочно-конгрессной деятельности края
Задачи Программы
-
развитие экспортного потенциала края;
развитие внешнеэкономической деятельности края;
содействие привлечению иностранного капитала в край;
развитие приграничного торгово-экономического сотрудничества приграничных муниципальных районов с приграничными территориями Китая;
задействование потенциала межрегиональной кооперации края с регионами Российской Федерации в социально-экономическом развитии края;
развитие международного культурного и гуманитарного сотрудничества края;
активизация работы с соотечественниками, проживающими за рубежом;
продвижение положительного образа края, как надежного партнера за рубежом
Подпрограммы
-
в рамках Программы реализация подпрограмм не предусмотрена
Основные мероприятия Программы
-
диверсификация товарной структуры краевого экспорта;
активизация внешнеторгового сотрудничества края;
активизация притока прямых иностранных инвестиций в край;
развитие приграничного сотрудничества края;
развитие и укрепление межрегиональной кооперации края с регионами Российской Федерации;
развитие культурно-гуманитарных связей края с иностранными партнерами;
создание условий для активизации и повышения эффективности работы с соотечественниками, проживающими за рубежом;
развитие выставочно-ярмарочной и конгрессной деятельности
Основные показатели (индикаторы) Программы
-
доля новых товарных позиций в товарной номенклатуре экспорта Хабаровского края (нарастающим итогом к 2014 году);
количество экспортно-ориентированных субъектов малого и среднего предпринимательства, получивших информационно-консультационную поддержку (за отчетный период);
количество новых инвестиционных проектов, реализуемых на территории края с иностранным участием (за отчетный период);
количество новых подписанных соглашений о межрегиональном сотрудничестве с субъектами Российской Федерации и планов по их реализации (за отчетный период);
количество мероприятий, проведенных в целях продвижения положительного образа края, как надежного партнера за рубежом (за отчетный период)
Сроки и этапы реализации Программы
-
Программа реализуется в один этап - в течение 2016 - 2020 годов
Ресурсное обеспечение реализации Программы за счет средств краевого бюджета
-
общий объем финансирования - 97,30 млн. рублей, в том числе:
из краевого бюджета - 97,30 млн. рублей,
в том числе по годам:
2016 год - 17,27 млн. рублей,
2017 год - 18,32 млн. рублей,
2018 год - 20,57 млн. рублей,
2019 год - 20,57 млн. рублей,
2020 год - 20,57 млн. рублей
Конечный результат реализации Программы
-
повышение эффективности краевого экспорта за счет увеличения доли новых товарных позиций в товарной номенклатуре экспорта края к 2020 году до 20 процентов нарастающим итогом к 2014 году;
увеличение количества экспортно-ориентированных субъектов малого и среднего предпринимательства, получивших информационно-консультационную поддержку, к 2020 году до 250 единиц в год;
увеличение количества новых инвестиционных проектов, реализуемых на территории края с иностранным участием, к 2020 году до 3-х единиц в год;
увеличение количества новых подписанных соглашений о межрегиональном сотрудничестве с субъектами Российской Федерации и планов по их реализации, к 2020 году до 3-х единиц в год;
увеличение количества мероприятий, проведенных в целях продвижения положительного образа края, как надежного партнера за рубежом, к 2020 году до 11 единиц в год

1. Общая характеристика текущего состояния международной,
межрегиональной и выставочно-конгрессной деятельности
Хабаровского края

Программа учитывает положения Стратегии социального и экономического развития Хабаровского края на период до 2025 года, утвержденной постановлением Правительства Хабаровского края от 13 января 2009 г. № 1-пр, Основных направлений деятельности Правительства Хабаровского края на период 2014 - 2018 годов, утвержденных распоряжением Правительства Хабаровского края от 25 февраля 2014 г. № 107-рп.

1.1. Состояние внешнеэкономических связей Хабаровского края
Процессы глобализации и регионализации мировой экономики привели к тому, что сегодня не только страны, но и отдельно взятые регионы не могут эффективно развиваться в отрыве от включения в процессы международного разделения труда и товарообмена. По этой причине весь внешнеэкономический комплекс края подвержен доминирующему воздействию колебаний мировой конъюнктуры и геополитической обстановки.
Анализ показателей развития внешней торговли края показал, что она в значительной степени зависит от общеэкономической ситуации в России: увеличиваясь в период динамичного подъема российской экономики и сокращаясь в периоды экономического спада.
Экономика края ориентирована на внешние рынки. Сегодня свыше 100 стран мира являются нашими торговыми партнерами.
Согласно таможенной статистике внешнеторговый оборот края в 2014 году составил 2,2 млрд. долларов США (в т.ч. экспорт - 1,4 млрд. долларов США, импорт - 800 млн. долларов США). Но таможенная статистика не отражает фактические объемы экспорта краевой продукции. Не учитывается экспорт авиационной техники, продукции двух нефтеперерабатывающих заводов края. По оценке Правительства края, объем реального экспорта составляет 6,7 млрд. долларов США. Таким образом, экспортная квота края составляет более половины валового продукта региона, что свидетельствует об экспортной ориентации всей производственной базы края.
Основными внешнеторговыми партнерами края являются ближайшие соседи: Китай, Республика Корея и Япония. На их долю приходится более 70 процентов внешнеторгового оборота края.
Еще более сложная ситуация наблюдается в сфере привлечения иностранных инвестиций. Общий объем иностранных инвестиций, накопленных в краевой экономике за прошедшие 25 лет, составляет 2,6 млрд. долларов США. Объем накопленных прямых иностранных инвестиций - 615 млн. долларов США (40% от общего объема накопленного иностранного капитала в экономике края).
Основными видами экономической деятельности для вложения иностранного капитала являются: обрабатывающие производства (металлургическое производство, обработка древесины, производство нефтепродуктов), транспорт и связь, операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг (включая геологоразведочные работы в области изучения недр), добыча полезных ископаемых.
Сдерживающее влияние на иностранных инвесторов продолжает оказывать неудачный опыт ведения бизнеса в России 1990-х годов и противороссийские санкции.
В современных условиях складывается ситуация, когда под воздействием геополитических факторов и неблагоприятной внешнеэкономической конъюнктуры могут существенно замедлиться темпы внешнеэкономического сотрудничества Хабаровского края. В среднесрочной перспективе это может оказать негативное воздействие на объемы внешнеторговых операций, привлечение зарубежных инвестиций и технологий, что в целом повлияет на замедление темпов социально-экономического развития региона, ухудшение его бюджетных позиций.

1.1.1. Анализ внешней торговли Хабаровского края
Внешняя торговля края является экспортно-ориентированной. Удельный вес экспорта в общем объеме внешнеторгового оборота края, традиционно, составляет около 60 процентов.
Хабаровский край занимает 4-е место среди субъектов Дальневосточного федерального округа по объему внешнеторгового оборота (доля в общем объеме внешнеторгового оборота Дальнего Востока составляет 5,9%), уступая Сахалинской области, Приморскому краю и Республике Саха (Якутия).
Однако, несмотря на возвращение объемов внешней торговли в 2011 - 2012 гг. к докризисным показателям, с 2013 года наблюдается сокращение внешнеторгового оборота в среднем на 8 процентов в год. Причем, импорт сокращается более высокими темпами, чем экспорт (таблица 1).

Таблица 1

Динамика внешней торговли Хабаровского края <*>

--------------------------------
<*> По данным таможенной статистики.

(млн. долларов США)
Показатели
2010 год
2011 год
2012 год
2013 год
2014 год
1
2
3
4
5
6
Экспорт товаров
1219,4
1649,2
1552,4
1504,2
1435,8
Темп роста, %
-
135,3
94,2
96,9
95,5
Импорт товаров
938,9
1099,5
1076,4
920,7
793,3
Темп роста, %
-
117,1
97,9
85,6
86,2
Внешнеторговый оборот
2158,3
2748,7
2628,8
2424,9
2229,1
Темп роста, %
-
127,4
95,7
92,3
92,0

Отрицательная динамика внешней торговли края во многом обусловлена внешними факторами, и в первую очередь, последствиями мирового финансово-экономического кризиса, обесцениванием российской национальной валюты и введением в марте 2014 года экономических санкций в отношении России.
Учитывая совокупность общемировых внешнеэкономических факторов, оказывающих влияние на внешнюю торговлю края, целью программы не является наращивание физических объемов краевого экспорта. Программа призвана повысить его эффективность за счет увеличения в товарной структуре количества несырьевых товарных позиций.
В 2010 - 2014 гг. основу товарной структуры краевого экспорта составляют товары ресурсной группы: древесина и изделия из нее, нефтепродукты, металлы и изделия из них, а также мороженая рыба.
Основными экспортерами лесопродукции являются: ООО "Римбунан Хиджау", ЗАО "Смена Трейдинг", ООО "Сулук", Группа компаний РФП, ЗАО "Форист Старма", ЗАО "Шелеховский КЛПХ".
Экспортные поставки нефтепродуктов осуществляют три нефтеперерабатывающих предприятия Хабаровского края: Комсомольский нефтеперерабатывающий завод "Роснефть", Хабаровский нефтеперерабатывающий завод "ННК", ООО "Трансбункер - Ванино".
ОАО "Ургалуголь" осуществляет экспортные поставки угля в страны Азиатско-Тихоокеанского региона.
Поставщиком металлопродукции выступает единственное на Дальнем Востоке России электрометаллургическое предприятие по выплавке стали ОАО "Амурметалл".
Машинотехническую продукцию (нагнетатели, нитрозные нагнетатели, запасные части к турбинам) в страны СНГ и дальнего зарубежья осуществляет ПАО "Дальэнергомаш". География поставок включает Болгарию, Узбекистан, Казахстан, Польшу и Индию.
В фармакологической отрасли готовые лекарственные средства на экспорт производит ОАО "Дальхимфарм".
Крупнейшим экспортером продукции рыбной отрасли в крае является Рыболовецкая артель (колхоз) им. 50-летия Октября, осуществляющая поставки мороженого минтая, мороженой сельди, икры минтая и рыбной муки.
Необходимо отметить, что вертикально-интегрированными структурами (ОАО "Объединенная судостроительная корпорация" и ОАО "Объединенная авиастроительная корпорация") самостоятельно регулируются вопросы организации поставок производимой продукции гражданского и военного назначения в зарубежные страны. По этой причине, экспортные контракты заключаются головными компаниями, либо специализированными торговыми подразделениями, а экспорт высокотехнологичной продукции учитывается таможенными органами в регионах регистрации компаний-контрактодержателей.
Основу товарной структуры импорта составляют машины, оборудование и транспортные средства, металлы и изделия из них, продукция химической промышленности, продовольственные товары и сельскохозяйственное сырье.
Основной объем ввозимых машин и оборудования приходится на импорт комплектующих, используемых авиа- и судостроительными предприятиями края.
Основными странами-контрагентами при импорте края в 2010 - 2014 гг. являлись: Китай, США, Франция, Республика Корея, Германия, Австрия, Япония, Италия. Санкции, наложенные на Россию, открыли перед азиатскими партнерами обширные ниши, занятые до этого европейцами и американцами. По этой причине, уже в первом полугодии 2015 г. ключевыми партнерами края по импорту стали: Китай, Республика Корея, Япония.

1.1.2. Анализ поступления и эффективности использования иностранных инвестиций в экономике Хабаровского края
В 2009 - 2014 гг. в край привлечено 1 357,3 млн. долларов США иностранных инвестиций, что на 19 процентов превышает объем поступившего иностранного капитала за предыдущие пять лет. В структуре всех инвестиций, поступивших в краевую экономику в 2014 году, доля прямых иностранных инвестиций составила 0,04 процента.
Необходимо отметить изменения в структуре иностранного капитала. Если в 2004 - 2008 гг. преобладали инвестиции в виде торговых и прочих кредитов и доля прямых иностранных капиталовложений составляла в среднем 17 процентов, то в 2009 - 2014 гг. объем и доля прямых инвестиций резко возросли: в среднем за период - 45,5 процента.
Динамика поступления иностранных инвестиций приведена в таблице 2.

Таблица 2

Динамика поступления прямых иностранных инвестиций

(тыс. долларов США)
Показатели
2009 год
2010 год
2011 год
2012 год
2013 год
2014 год
1
2
3
4
5
6
7
Прямые иностранные инвестиции
33 709
59 593
92 282
126 734
134 208
108 000 <1>
Объем накопленных прямых иностранных инвестиций на конец года
286 682
346 275
438 557
565 291
699 499
807 499

--------------------------------
<1> По данным Центрального банка Российской Федерации

Основными странами-инвесторами края за период 2009 - 2014 гг. выступили Кипр, Багамские острова, Малайзия, Республика Корея, США.
Крупнейшими иностранными инвесторами края являются американские компании "Эксон Нефтегаз Лимитед", "Фелпс Додж", "Тайгер Машинери", малазийский холдинг "Римбунан Хиджау", корейская акционерно-строительная компания "Керенг Констракшн", британская компания "Хайлэнд Голд Майнинг".
В 2014 году ситуация изменилась в худшую сторону. По данным Центрального Банка Российской Федерации в 2014 году в экономику края привлечено 108,0 млн. долл. США прямых иностранных инвестиций, что на 19,5 процентов ниже уровня 2013 года.
Основные инвестиционные проекты, реализуемые в крае с участием иностранных инвесторов в 2014 году:
- освоение Малмыжского золотомедного месторождения в Нанайском муниципальном районе края, в том числе строительство горно-обогатительного комбината;
- развитие проекта по деревопереработке в пос. Хор компании "Римбунан Хиджау МДФ";
- строительство Дальневосточного центра глубокой переработки древесины в г. Амурске (ОАО "Дальлеспром").
Таким образом, в 2014 - 2015 гг. ухудшились общие тенденции привлечения иностранных инвестиций в экономику края. Это связано с завершением основных этапов реализации крупных инвестиционных проектов с иностранным участием, а также введением противороссийских экономических санкций.
Большинство реализуемых в настоящее время на территории края проектов с иностранным участием затрагивают переработку добываемых на территории края сырьевых ресурсов. Потенциальные иностранные инвесторы до настоящего времени лишь декларируют заинтересованность в создании совместных машиностроительных производств на территории края.
Тенденции развития краевого инвестиционного рынка коррелируют с ключевыми тенденциями развития инвестиционного рынка России.
Изменение геополитической обстановки в мире, произошедшее в 2014 году, оказало общее негативное влияние не только на развитие российской экономики, но и на состояние российского инвестиционного рынка. По мнению специалистов Всемирного банка, воздействие противороссийских экономических санкций, скорее всего, будет сохраняться в течение длительного времени.
Санкции и ответные меры оказали серьезное негативное воздействие на экономику России по трем направлениям:
1. Снижение курса национальной валюты, масштабный отток капитала и ускорение инфляции.
2. Ограничения на доступ России к международным финансовым рынкам. Сегодня международные финансовые организации закладывают более высокие риски в стоимость кредитных ресурсов для российских компаний. Объем иностранных заимствований снизился в первой половине 2014 года и существенно сократился во втором полугодии 2014 года. Условия внешнего финансирования ужесточились даже для тех предприятий и банков, на которые санкции не распространяются.
Снижение потребительской и инвестиционной активности обусловлено неопределенными перспективами в будущем. Общий приток прямых иностранных инвестиций в Россию в 2014 году сократился почти на 50 процентов по сравнению с 2011 - 2013 гг. В то же время возрос приток капитала из стран, которые используются как "налоговые убежища", например, Кипр, Бермудские острова, страны Карибского бассейна и остров Джерси, где денежные средства традиционно представляют собой ранее выведенный капитал.

1.1.3. Характеристика состояния приграничного сотрудничества Хабаровского края
Приграничное сотрудничество является одной из наиболее эффективных форм интеграции региональной экономики с приграничными территориями зарубежных государств.
Наличие участка государственной границы Российской Федерации с КНР, проходящей по территории края, является преимуществом, обеспечивающим масштабный рынок сбыта, значительный потенциал для экономического и гуманитарного сотрудничества сопредельных территорий.
Несмотря на это, приграничное сотрудничество с КНР пока остается малоэффективной формой отношений, развивающейся в основном в сфере торговли, дающей гораздо больший экономический эффект для экономики КНР в силу несовершенной структуры краевого экспорта и чрезмерной зависимости рынка края от китайского импорта сельскохозяйственной продукции и товаров народного потребления.
Данное обстоятельство вызвано, прежде всего, неурегулированностью вопросов приграничного сотрудничества на государственном уровне, отсутствием в России унифицированного специального законодательства и, в силу этого, наличием комплекса нерешенных проблем в сфере развития приграничной инфраструктуры, земельных вопросов, проблем, связанных с привлечением иностранной рабочей силы; статистического учета объемов приграничной торговли и т.д., препятствующих развитию новых эффективных форм кооперации и, как следствие, ускорению интеграционных процессов.
На межгосударственном уровне создана основа для создания прочных российско-китайских индустриальных альянсов. В мае 2015 г. в Совместном заявлении России и Китая об углублении всеобъемлющего партнерства и стратегического взаимодействия и о продвижении взаимовыгодного сотрудничества дан старт новому совместному проекту по созданию широкофюзеляжного дальнемагистрального самолета. Сегодня в Китае реализуется политика по развитию международного сотрудничества в сфере оборудования и производственных мощностей, нацеленная на вынос производственных предприятий в зарубежные страны. Правительством Российской Федерации реализуется новая экономическая политика на Дальнем Востоке России. Таким образом, на современном этапе можно выделить следующие акценты для края в развитии приграничных отношений с Китаем:
1. В основе долгосрочного торгово-экономического сотрудничества с КНР будет лежать, прежде всего, освоение ресурсов, дефицит которых представляет угрозу экономической безопасности КНР. Механизм реализации данного направления связан с инвестированием средств в разработку и производство ресурсной продукции на территории края.
В перспективе фактор дефицита ресурсов для возрождаемой промышленной базы северо-восточных провинций КНР позволит осуществить в крае политику активизации китайских вложений в создание перерабатывающих производств на территории края. Опорными точками роста российско-китайской производственной кооперации должны стать территории опережающего социально-экономического развития. В крае созданы все условия для развития сотрудничества в области авиа- и судостроения, инжиниринга, металлургии, промышленности строительных материалов.
2. КНР по-прежнему будет активно искать пути расширения притока китайских товаров на российский рынок, в том числе в рамках реализации концепции "один пояс - один путь", что позволит задействовать транзитный потенциал морских портов края. В этом направлении перспективным является активизации привлечения китайского капитала к развитию перегрузочных мощностей портов Ванино-Советско-Гаванского транспортно-промышленного узла.
3. Развитие двустороннего сотрудничества в сфере инноваций и привлечения китайских технологий к созданию новых производств на территории края. Создание в крае китайского индустриального парка.
4. Развитие приграничного туризма, в том числе за счет ускоренной реализации проекта совместного освоения трансграничного острова Большой Уссурийский.

1.1.4. Состояние международных гуманитарных связей
Международные гуманитарные связи края развиваются активно и динамично. Ведущими партнерами края по реализации программ гуманитарных обменов являются страны Северо-Восточной Азии (далее - СВА) - КНР, Республика Корея, Япония. С данной группой стран взаимодействие осуществляется на основе заключенных Соглашений об экономическом и гуманитарном сотрудничестве с регионами стран СВА. Ежегодно подписываются Планы по реализации указанных Соглашений.

Таблица 3

Список соглашений и совместных заявлений, подписанных
между Хабаровским краем и регионами зарубежных государств

№ п/п