Типы документов

Реклама

Партнеры

Решение Ванинского районного суда Хабаровского края от 14.12.2015 по делу N 2а-1283/2015 <О признании недействующей части 1 статьи 4 Положения об организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора на территории городского поселения "Рабочий поселок Ванино" Ванинского муниципального района Хабаровского края, утв. постановлением Администрации городского поселения "Рабочий поселок Ванино" Ванинского муниципального района от 15.04.2014 N 140, в части сбора бытовых отходов и мусора в специализированные автомашины или другой вид транспорта, осуществляющий вывоз отходов по установленному графику>



ВАНИНСКИЙ РАЙОННЫЙ СУД ХАБАРОВСКОГО КРАЯ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 14 декабря 2015 г. по делу № 2а-1283/2015

Ванинский районный суд Хабаровского края в составе:
председательствующего судьи Качковской Е.Е.,
при секретаре С.А.Ю.,
с участием представителя административного истца старшего помощника прокурора Ванинского района О.И.А.,
представителя административного ответчика администрации городского поселения "Рабочий поселок Ванино" Ванинского муниципального района Хабаровского края С.А.Б., действующего на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, выданной сроком до ДД.ММ.ГГГГ,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску прокурора Ванинского района Хабаровского края к администрации городского поселения "Рабочий поселок Ванино" Ванинского муниципального района Хабаровского края о признании нормативного правового акта недействующим в части,

установил:

Прокурор Ванинского района обратился в Ванинский районный суд Хабаровского края с заявлением к администрации городского поселения "Рабочий поселок Ванино" Ванинского муниципального района Хабаровского края о признании нормативного правового акта недействующим в части. В обоснование заявления указано, что постановлением администрации городского поселения "Рабочий поселок Ванино" Ванинского муниципального района Хабаровского от 15.04.2014 года № 140 утверждено Положение об организации сбора и вывоза бытовых отходов и вывоза бытовых отходов и мусора на территории городского поселения "Рабочий поселок Ванино" (далее - Положение). Часть 1 статьи 4 Положения, наряду с другими способами сбора бытовых отходов и мусора, предусматривает их сбор в специализированные автомашины или другой вид транспорта, осуществляющий вывоз отходов по установленному графику. Считает, что указание в Положении на данный способ сбора и вывоза отходов противоречит требованиям действующего законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в том числе СаНПиН 42-128-4690-88, СаНПиН 2.1.2.2645-10 и приводит к накоплению отходов непосредственно в жилых помещениях граждан, а также в непредусмотренных для соответствующих целей местах на придомовых территориях. Протест прокурора с требованием внести соответствующие изменения в нормативно-правовой акт административным ответчиком рассмотрен и в его удовлетворении отказано.
В судебном заседании представитель административного истца О.И.А. заявленные требования поддержал по доводам, изложенным в административном иске и просит их удовлетворить.
Представитель административного ответчика С.А.Б. с требованиями прокурора не согласился, приведя доводы, изложенные в возражения на административный иск (л.д. 21).
Специалист Ф., главный специалист-эксперт территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Хабаровскому краю в Ванинском и Советско-Гаванском районах, пояснила суду, что прокурором заявлены обоснованные требования, поскольку в соответствии с действующим санитарно-эпидемиологическим законодательством и требованиями СанПиН 2.1.2.2645-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях" сбор бытовых отходов и мусора должен осуществляться в специальные контейнеры, для установки которых должна быть оборудована специальная площадка с бетонным или асфальтовым покрытием, ограниченная бордюром и зелеными насаждениями о периметру и имеющая подъездной путь для автотранспорта. Размер площадок должен быть рассчитан на установку необходимого числа контейнеров, но не более 5. Расстояние от контейнеров до жилых зданий, детских игровых площадок, мест отдыха и занятий спортом должно быть не менее 20 м, но не более 100 м. Контейнеры и другие емкости, предназначенные для сбора бытовых отходов и мусора, должны вывозиться ежедневно. Иного порядка сбора бытовых отходов и мусора не предусмотрено, в связи с чем администрацией городского поселения "Рабочий поселок Ванино" неправомерно предусмотрен сбор бытовых отходов и мусора в специализированные автомашины, которые осуществляют вывоз бытовых отходов по установленному графику. При этом нарушаются требования санитарно-эпидемиологического законодательства, так как имеют место несанкционированные свалки мусора у многоквартирных домов, управляющие компании одно время вешали на деревья мешки для сбора мусора, все это приводит к нарушению прав граждан на безопасную окружающую среду.
Выслушав стороны, заслушав пояснения специалиста Ф., исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с п. 3 ст. 208 КАС РФ с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта, в том числе принятого референдумом субъекта Российской Федерации или местным референдумом, не действующим полностью или в части в суд может обратиться прокурор в пределах своей компетенции, а также Президент Российской Федерации, Правительство Российской Федерации, законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации, высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), орган местного самоуправления, глава муниципального образования, полагающие, что принятый нормативный правовой акт не соответствует иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, нарушает их компетенцию или права, свободы и законные интересы граждан.
Право граждан на благоприятную окружающую среду закреплено в ст. 42 Конституции РФ и ст. 11 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды".
В соответствии с ч. 1 ст. 51 ФЗ от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", отходы производства и потребления, в том числе радиоактивные отходы, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.
В силу ст. 8 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.
Согласно ст. 22 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
На территории домовладений должны быть выделены специальные площадки для размещения контейнеров с удобными подъездами для транспорта. Площадка должна быть открытой, с водонепроницаемым покрытием и желательно огражденной зелеными насаждениями (п. 2.1.3 СанПиН 42-128-4690-88 "Санитарные правила содержания территории населенных мест").
Согласно п. 2.2.3 СанПиН 42-128-4690-88 "Санитарные правила содержания территории населенных мест" площадки для установки контейнеров должны быть удалены от жилых домов, детских учреждений, спортивных площадок и от мест отдыха населения на расстояние не менее 20 м, но не более 100 м. Размер площадок должен быть рассчитан на установку необходимого числа контейнеров, но не более 5.
Пунктом 2.2.2 СанПиН 42-128-4690-88 "Санитарные правила содержания территорий населенных мест" предусмотрено, что для сбора твердых бытовых отходов следует применять в благоустроенном жилищном фонде стандартные металлические контейнеры. В домовладениях, не имеющих канализации, допускается применять деревянные или металлические сборники.
Согласно п. 8.2.5 СанПиН 2.1.2.2645-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях" для установки контейнеров должна быть оборудована специальная площадка с бетонным или асфальтовым покрытием, ограниченная бордюром и зелеными насаждениями (кустарниками) по периметру и имеющая подъездной путь для автотранспорта. Размер площадок должен быть рассчитан на установку необходимого числа контейнеров, но не более 5. Расстояние от контейнеров до жилых зданий, детских игровых площадок, мест отдыха и занятий спортом должно быть не менее 20 м, но не более 100 м.
В п. 8.2.4 СанПиН 2.1.2.2645-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях" указано, что контейнеры и другие емкости, предназначенные для сбора бытовых отходов и мусора, должны вывозиться или опорожняться ежедневно.
Согласно ч. 4 ст. 7 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
В соответствии с п. 3 ст. 8 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", п. 18 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" к вопросам местного значения городского, сельского поселения относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.
В судебном заседании установлено, что в соответствии с требованиями вышеперечисленного законодательства и во исполнение его администрацией городского поселения "Рабочий поселок Ванино" Ванинского муниципального района Хабаровского края принято постановление от 15.04.2014 года № 140 "Об утверждении Положения об организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора на территории городского поселения "Рабочий поселок Ванино" Ванинского муниципального района Хабаровского края (далее - Положение).
Статьей 4 ч. 1 Положения предусмотрено, что сбор бытовых отходов и мусора осуществляется: в мусоросборники (контейнера) установленные на специальных площадках; мусороприемные камеры (в домах с мусоропроводом); в специализированные автомашины или другой вид транспорта, осуществляющий вывоз отходов по установленному графику.
Из пояснений представителя административного ответчика С.А.Б. следует, что автомашины осуществляют вывоз бытовых отходов один раз в два дня. Полагает, что в СанПиН 2.1.2.2645-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях" не указано о запрете сбора бытовых отходов и мусора в специализированные автомашины или другой вид транспорта, осуществляющий их вывоз по установленному графику.
Суд не может согласиться с указанными доводами представителя административного ответчика, поскольку они противоречат нормам действующего законодательства и санитарных - правил, приведенных выше.
При таких обстоятельствах, суд находит требования прокурора о признании нормативного правового акта - Положения об организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора на территории городского поселения "Рабочий поселок Ванино" Ванинского муниципального района Хабаровского края, недействующим в части.

Определяя момент, с которого оспариваемое положение должно быть признано недействующим, суд учитывает, что данный нормативный правовой акт принят с нарушением указанных выше федеральных принципов, что является основанием для признания его недействующим и не подлежащим применению с момента его принятия, что согласуется с ч. 2 ст. 215 КАС РФ, а также правовой позицией, изложенной в п. 28 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.11.2009 (в ред. от 09.02.2012) "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных актов полностью или в части".
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175 - 180, 213 - 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

Административный иск прокурора Ванинского района Хабаровского края к администрации городского поселения "Рабочий поселок Ванино" Ванинского муниципального района Хабаровского края о признании нормативного правового акта недействующим в части, удовлетворить.
Признать часть 1 статьи 4 Положения об организации сбора и вывоза отходов и мусора на территории городского поселения "Рабочий поселок Ванино" Ванинского муниципального района Хабаровского края, утвержденного Постановлением администрации городского поселения "Рабочий поселок Ванино" Ванинского муниципального района Хабаровского края от 15.04.2014 года № 140, в части сбора бытовых отходов и мусора в специализированные автомашины или другой вид транспорта, осуществляющий вывоз отходов по установленному графику, не соответствующей законодательству в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, со дня ее принятия.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Хабаровский краевой суд через Ванинский районный суд Хабаровского края в течение месяца со дня вынесения мотивированного решения суда.

Судья
Ванинского районного суда
Хабаровского края
Е.Е.КАЧКОВСКАЯ

мотивированное решение изготовлено 15.12.2015 года


------------------------------------------------------------------