Типы документов

Реклама

Партнеры


Решение Хабаровского краевого суда от 23.07.2015 по делу N 3-42/2015 <Об отказе в удовлетворении заявления о признании недействующим подпункта "д" пункта 2.2 Порядка организации на территории Хабаровского края ярмарок и продажи товаров на них, утв. постановлением Правительства Хабаровского края от 18.06.2010 N 153-пр>



ХАБАРОВСКИЙ КРАЕВОЙ СУД

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 23 июля 2015 г. по делу № 3-42/2015

Хабаровский краевой суд в составе
председательствующего судьи Волошиной Е.В.
при секретаре К.
с участием прокурора Криковцовой Е.Г.
представителя заявителя П.,
представителя Правительства Хабаровского края И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Хабаровске гражданское дело по заявлению С. о признании недействующим с момента издания подпункта "д" пункта 2.2 Порядка организации на территории Хабаровского края ярмарок и продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг) на них, утвержденного постановлением Правительства Хабаровского края от 18 июня 2010 года № 153-пр "Об утверждении Порядка организации на территории Хабаровского края ярмарок и продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг) на них",

установил:

С. обратился в суд с заявлением о признании недействующим с момента издания подпункта "д" пункта 2.2 Порядка организации на территории Хабаровского края ярмарок и продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг) на них, утвержденного постановлением Правительства Хабаровского края от 18 июня 2010 года № 153-пр.

Свои требования мотивировал тем, что он является индивидуальным предпринимателем и осуществляет торговую деятельность на ярмарке "Центральная" в г. Комсомольске-на-Амуре, пр.Ленина, 14а, 29.04.2015 г. он получил предупреждение от МУП "РУМА" об устранении нарушений договора № 13177 от 03.01.2015 г., МУП "РУМА" направило в Арбитражный суд Хабаровского края исковое заявление о досрочном расторжении договора и освобождении торгового места, МУП "РУМА" утвердило ассортимент реализуемых на ярмарке товаров" согласно п.п. "д" п. 2 Порядка организации на территории Хабаровского края ярмарок и продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг) на них, утвержденного постановлением Правительства Хабаровского края от 18.06.2010 г. № 153-пр, опубликованного в Собрании законодательства Хабаровского края 12.07.2010 г. № 6(95), ч. 2 ст. 1 Федерального закона от 30.12.2006 г. № 271-ФЗ "О розничных рынках и о внесении изменений в Трудовой кодекс РФ" установлено, что настоящий Федеральный закон не распространяется на деятельность по продаже товаров (выполнению работ, оказанию услуг) на ярмарках, организуемых вне пределов розничных рынков и имеющих временный характер, требования к организации ярмарок и продажи товаров на них установлены Федеральным законом от 28.12.2009 г. № 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации", оспариваемое постановление противоречит ч. 2 ст. 8 Федерального закона от 28.12.2009 г. № 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" и нарушает его право заниматься предпринимательской деятельностью, гарантированное ст. 34 Конституции РФ.
В судебном заседании представитель заявителя П. на заявленных требованиях настаивал, привел в обоснование доводы, изложенные в заявлении.
Представитель заинтересованного лица Правительства Хабаровского края И. просила отказать в удовлетворении заявлении, пояснила, что оспариваемый нормативный правовой акт принят Правительством края в пределах предоставленных полномочий, не противоречит требованиям федерального законодательства.
В судебное заседание заявитель С. не явился по неизвестной суду причине, о времени и месте слушания дела извещен надлежащим образом, не просил об отложении слушания дела, в связи с чем возможно рассмотреть дело в его отсутствие.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора Криковцовой Е.Г., полагавшей заявление не подлежащим удовлетворению, суд находит заявленные С. требования необоснованными и не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В судебном заседании установлено, что 26.11.2014 г. муниципальным унитарным предприятием "РУМА", являющимся организатором ярмарки "Центральная" в г.Комсомольске-на-Амуре Хабаровского края, утвержден Порядок организации специализированной сельскохозяйственной ярмарки "Центральная", в том числе ассортимент реализуемых на ярмарке товаров. Основной класс товаров, реализуемый на 80 и более процентов торговых мест на ярмарке, определен МУП "РУМА" как сельскохозяйственная продукция растениеводства.
03.01.2015 г. между муниципальным унитарным предприятием "РУМА" и индивидуальным предпринимателем С. заключен договор о предоставлении торгового места на специализированной сельскохозяйственной ярмарке "Центральная".
Правительством Хабаровского края 18 июня 2010 года принято постановление № 153-пр "Об утверждении Порядка организации на территории Хабаровского края ярмарок и продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг) на них", которое опубликовано в издании "Собрание законодательства Хабаровского края", 12.07.2010, № 6(95).
Данным постановлением утвержден Порядок организации на территории Хабаровского края ярмарок и продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг) на них.
Как следует из содержания пункта 2.2 указанного Порядка в случае если организатором ярмарки является орган исполнительной власти края или орган местного самоуправления, ярмарка организуется в соответствии с правовым актом указанных органов. Согласно подпункта "д" пункта 2.2 данного Порядка в правовом акте указывается ассортимент реализуемых на ярмарке товаров.
В соответствии с ч.ч. 2, 5 ст. 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым в соответствии с частями первой и второй настоящей статьи. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.
Правительство края на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных законов, нормативных актов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, Устава края и краевых законов издает постановления и распоряжения. Акты, имеющие нормативный характер, издаются в форме постановлений Правительства края, как следует из положений ч. 1 ст. 17 Закона Хабаровского края "О Правительстве Хабаровского края" от 27.11.2001 г. № 349.
В силу положений п. 69 ч. 2 ст. 26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" от 06.10.1999 г. № 184-ФЗ к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов реализации государственной политики в области торговой деятельности на территории субъекта Российской Федерации, проведения информационно-аналитического наблюдения за состоянием рынка определенного товара и осуществлением торговой деятельности на территории субъекта Российской Федерации, разработки и реализации мероприятий, содействующих развитию торговой деятельности на территории субъекта Российской Федерации, и осуществления иных полномочий, предусмотренных Федеральным законом от 28 декабря 2009 года № 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации".

Согласно п.п. 44 п. 51 ч. 2 ст. 16 Закона Хабаровского края "О Правительстве Хабаровского края" от 27.11.2001 г. № 349 Правительство края в соответствии с действующим законодательством реализует на территории края полномочия края в области государственного регулирования торговой деятельности.
Исходя из положений п. 2 ч. 2 ст. 1 Федерального закона "О розничных рынках и о внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации" от 30.12.2006 г. № 271-ФЗ настоящий Федеральный закон не распространяется на деятельность по продаже товаров (выполнению работ, оказанию услуг) на ярмарках, организуемых вне пределов розничных рынков и имеющих временный характер. Требования к организации ярмарок и продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг) на них установлены Федеральным законом от 28 декабря 2009 года № 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации".
Государственное регулирование торговой деятельности осуществляется посредством установления требований к ее организации и осуществлению, как следует из положений п. 1 ч. 1 ст. 4 Федерального закона "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" от 28.12.2009 г. № 381-ФЗ.
Как следует из положений ч. 2 ст. 5 вышеуказанного Федерального закона федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренней торговли, осуществляет следующие полномочия:
1) утверждение методических рекомендаций по разработке региональных программ развития торговли;
2) утверждение формы торгового реестра, включающего в себя сведения о хозяйствующих субъектах, осуществляющих торговую деятельность, о хозяйствующих субъектах, осуществляющих поставки товаров (за исключением производителей товаров), и о состоянии торговли на территории субъекта Российской Федерации, порядка его формирования и порядка предоставления информации, содержащейся в торговом реестре;
3) участие совместно с уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по формированию официальной статистической информации, в определении содержания форм статистической отчетности, применяемых в области торговой деятельности, сроков их представления хозяйствующими субъектами, осуществляющими торговую деятельность, хозяйствующими субъектами, осуществляющими поставки товаров (за исключением производителей товаров);
4) иные предусмотренные настоящим Федеральным законом, другими Федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации полномочия.
Органы государственной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования торговой деятельности осуществляют полномочия разработке и принятию законов субъектов Российской Федерации, иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования торговой деятельности, исходя из положений п. 2 ч. 1 ст. 6 вышеназванного Федерального закона.
В соответствии с п.п. а п. 7 ч. 2 ст. 8 Федерального закона "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" хозяйствующие субъекты, осуществляющие торговую деятельность, при организации торговой деятельности и ее осуществлении, за исключением установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами случаев, самостоятельно определяют порядок и условия осуществления торговой деятельности, в том числе ассортимент продаваемых товаров.
К указанным случаям, ограничивающим право хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговую деятельность, при организации торговой деятельности и ее осуществлении, относятся положения статьи 11 Федерального закона "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации", устанавливающие требования к организации ярмарок и продажи товаров (выполнении работ, оказании услуг).
Так, согласно ч.ч. 1, 6 ст. 11 Федерального закона "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" № 381-ФЗ от 28.12.2009 г. ярмарки организуются органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями. Организация ярмарок и продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг) на них осуществляется в порядке, установленном нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, на территориях которых такие ярмарки организуются. В случае, если организатором ярмарки является федеральный орган государственной власти, порядок организации ярмарки и продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг) на ней устанавливается организатором ярмарки с учетом положений настоящей статьи.
Требования к организации продажи товаров (в том числе товаров, подлежащих продаже на ярмарках соответствующих типов и включению в соответствующий перечень) и выполнения работ, оказания услуг на ярмарках устанавливаются нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации с учетом требований, установленных законодательством Российской Федерации о защите прав потребителей, законодательством Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, законодательством Российской Федерации о пожарной безопасности, законодательством в области охраны окружающей среды, и других установленных федеральными законами требований.
Согласно части 2 настоящей статьи организатор ярмарки разрабатывает и утверждает план мероприятий по организации ярмарки и продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг) на ней, а также определяет режим работы ярмарки, порядок организации ярмарки, порядок предоставления мест для продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг) на ярмарке.
Министерство промышленности и торговли Российской Федерации (Минпромторг России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере промышленного и оборонно-промышленного комплексов, промышленности строительных материалов (изделий) и строительных конструкций, энергосбережения и повышения энергетической эффективности при обороте товаров, а также в области развития авиационной техники и экспериментальной авиации, технического регулирования и обеспечения единства измерений, науки и техники в интересах обороны и безопасности государства, внешней и внутренней торговли, общественного питания и бытового обслуживания, народных художественных промыслов, индустрии детских товаров (за исключением пищевой продукции для детского питания), что предусмотрено пунктом 1 Положения о министерстве промышленности и торговли Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 г. № 438.
В пределах указанных полномочий министерством промышленности и торговли Российской Федерации разработаны Методические рекомендации по организации ярмарочной торговли в Российской Федерации в соответствии с письмом министерства промышленности и торговли Российской Федерации от 3 марта 2015 г. № ЕВ-3949/08 "О дальнейших мерах по развитию ярмарочной торговли".
Согласно п. 1.4 Методических рекомендаций по организации ярмарочной торговли в Российской Федерации в зависимости от товарной специализации ярмарки могут быть общей специализации (универсальные ярмарки) и специализированными. На универсальных ярмарках осуществляется реализация широкого круга товаров разных товарных групп. К ним относятся, в частности, еженедельные ярмарки. Специализированная ярмарка - ярмарка, проводимая, как правило, регулярно через равные промежутки времени, либо разово, на которой множество продавцов предлагают покупателям товары (работы, услуги), определяемые специализацией ярмарки. К специализированным ярмаркам, в частности, относятся сельскохозяйственные (продовольственные) ярмарки - ярмарки, на которых осуществляется реализация сельскохозяйственной продукции и продуктов питания.
Положения пункта 4 данных Методических рекомендаций предусматривают определение ассортимента реализуемых товаров типом и специализацией ярмарки (пункт 1.4), установление ассортимента специализированных ярмарок организатором ярмарки в соответствии с их специализацией.
Таким образом, организаторы ярмарок вправе определять ассортимент реализуемых на ярмарках товаров.
В соответствии с ч. 1 ст. 34 Конституции РФ каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности.
Учитывая вышеизложенное, суд полагает, что положения подпункта "д" пункта 2.2 Порядка организации на территории Хабаровского края ярмарок и продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг) на них, утвержденного постановлением Правительства Хабаровского края от 18 июня 2010 года № 153-пр "Об утверждении Порядка организации на территории Хабаровского края ярмарок и продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг) на них", приняты в пределах компетенции Правительства Хабаровского края, соответствуют требованиям действующего законодательства, не создают заявителю препятствий для осуществления предпринимательской деятельности, не нарушают его прав и законных интересов.
Согласно части первой статьи 253 ГПК РФ суд, признав, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении соответствующего заявления.
Поскольку в судебном заседании не установлено, что оспариваемый нормативный правовой акт противоречит федеральному закону или другому нормативному, правовому акту, имеющим большую юридическую силу, требования заявителя удовлетворению не подлежат. Руководствуясь ст. ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд

решил:

В удовлетворении заявления С. о признании недействующим с момента издания подпункта "д" пункта 2.2 Порядка организации на территории Хабаровского края ярмарок и продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг) на них, утвержденного постановлением Правительства Хабаровского края от 18 июня 2010 года № 153-пр "Об утверждении Порядка организации на территории Хабаровского края ярмарок и продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг) на них", отказать.
Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме через Хабаровский краевой суд.
Решение в окончательной форме принято 28 июля 2015 года.

Председательствующий судья:
Е.В.ВОЛОШИНА


------------------------------------------------------------------