Типы документов

Реклама

Партнеры


Решение Хабаровского краевого суда от 06.08.2015 по делу N 3-48/2015 <Об отказе в удовлетворении заявления о признании недействующими абзацев 5, 8 пункта 1 статьи 1, абзаца 5 пункта 3 статьи 1, абзацев 9 - 28 пункта 4 статьи 1 Закона Хабаровского края от 14.05.2015 N 53 "О внесении изменений в Закон Хабаровского края "Об отдельных вопросах организации местного самоуправления в Хабаровском крае">



ХАБАРОВСКИЙ КРАЕВОЙ СУД

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 6 августа 2015 г. по делу № 3-48/2015

Хабаровский краевой суд в составе председательствующего судьи Мороз И.Г., при секретаре К., с участием прокурора Сырчиной Л.Н., заявителя П., представителя заявителя Д., представителей заинтересованного лица Законодательной Думы Хабаровского края Т., З., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению П. о признании несоответствующими федеральному законодательству и недействующими абзацы 5, 8 пункта 1 статьи 1, абзац 5 пункта 3 статьи 1, абзацы 9 - 28 пункта 4 статьи 1 Закона Хабаровского края от 14 мая 2015 года № 53 "О внесении изменений в Закон Хабаровского края "Об отдельных вопросах организации местного самоуправления в Хабаровском крае",

установил:

Законодательной Думой Хабаровского края 14 мая 2015 года принят Закон Хабаровского края № 53 "О внесении изменений в Закон Хабаровского края "Об отдельных вопросах организации местного самоуправления в Хабаровском крае" (далее - Закон № 53), опубликован 18.05.2015 г. на официальном интернет-портале нормативных правовых актов Хабаровского края http://laws.khv.gov.ru.
Законом № 53 принята новая редакции статьи 3 Закона Хабаровского края от 26 ноября 2014 года № 15 "Об отдельных вопросах организации местного самоуправления в Хабаровском крае (далее Закон № 15), предусматривающая порядок избрания глав муниципальных образований, Закон № 15 дополнен статьей 9.1 "Порядок назначения и проведения опроса граждан", а также приложением № 1, которым определен перечень муниципальных районов, главы которых избираются представительными органами муниципальных районов из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса, приложением № 2, которым определен перечень городских и сельских поселений, главы которых избираются представительными органами соответствующих поселений из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса.
Абзацем 5 части 1 статьи 1 Закона № 53 предусмотрено, что главы муниципальных районов, указанных в приложении № 1 к Закону № 15 избираются представительными органами данных муниципальных образований из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса, и возглавляют местные администрации.
В соответствии с абзацем 5 пункта 3 статьи 1 Закона № 53 в указанном порядке избирается глава Вяземского муниципального района.
Абзацем 8 пункта 1 статьи 1 Закона № 53 предусмотрено, что главы городских поселений, указанных в приложении № 2 к Закону № 15, избираются представительными органами данных сельских поселений, из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса, и возглавляют местные администрации.
В соответствии с абзацами 9 - 28 пункта 4 Закона № 53 в указанном порядке избираются главы городских и сельских поселений Вяземского муниципального района.
П. обратилась в суд с заявлением о признании противоречащими федеральному законодательству и недействующими абзацы 5, 8 пункта 1 статьи 1, абзац 5 пункта 3 статьи 1, абзацы 9 - 28 пункта 4 статьи 1 Закона Хабаровского края от 14 мая 2015 года № 53 "О внесении изменений в Закон Хабаровского края "Об отдельных вопросах организации местного самоуправления в Хабаровском крае", указывая, что данные нормы создают угрозу нарушения ее прав, как гражданина, обладающего пассивным и активным избирательным правом, проживающего на территории Вяземского муниципального района и г. Вяземского, противоречат части 1 статьи 3, статье 23, частям 1 и 2 статьи 36, частям 1, 2, 5 статьи 37 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее Федеральный закон № 131-ФЗ).
В соответствии с частью 1 статьи 3 Федерального закона № 131-ФЗ граждане Российской Федерации осуществляют местное самоуправление посредством участия в местных референдумах, муниципальных выборах, посредством иных форм прямого волеизъявления, а также через выборные и иные органы местного самоуправления.
Изменение порядка избрания глав городских поселений и муниципальных районов ставит в более уязвимое положение граждан Вяземского муниципального района по сравнению с гражданами других муниципальных районов края, так как оспариваемые нормы выборочно меняют систему и порядок выборов, разграничивая и изменяя избирательные права граждан по территориальному признаку.
Порядок проведения муниципальных выборов определен статьей 23 Федерального закона № 131-ФЗ и не предусматривает избрание глав муниципальных образований путем отбора из числа представленных конкурсной комиссией.
В соответствии с частью 2 статьи 36 Федерального закона № 131-ФЗ глава муниципального образования избирается на муниципальных выборах либо представительным органом муниципального образования из своего состава. В соответствии с частью 5 статьи 37 Федерального закона № 131-ФЗ по результатам конкурсного отбора назначаются главы местных администрацией, а не главы муниципальных районов и городских поселений.
В судебном заседании заявитель П., ее представитель Д. требования поддержали по основаниям, изложенным в заявлении.
Представители заинтересованного лица Законодательной Думы Хабаровского края Т., З., заявленные требования не признали по тем основаниям, что оспариваемые нормы приняты уполномоченным органом, федеральному законодательству не противоречат, полностью соответствуют Федеральному закону № 131-ФЗ в редакции Федерального закона от 03.02.2015 г. № 8-ФЗ "О внесении изменений в статьи 32 и 33 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" и Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон № 8-ФЗ), которым Федеральный закон № 131-ФЗ дополнен новым способом избрания главы муниципального образования - представительным органом муниципального образования из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса.
Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, выслушав заключение прокурора, считающего заявленные требования не обоснованными и не подлежащими удовлетворению, суд приходит к следующему.
Согласно части 2 статьи 130 Конституции Российской Федерации местное самоуправление осуществляется гражданами путем референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления, через выборные и другие органы местного самоуправления.
Установление общих принципов организации местного самоуправления отнесено к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (пункт "н" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации).
В соответствии с частью 1 статьи 6 Федерального закона № 131-ФЗ к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области местного самоуправления отнесено, в частности, правовое регулирование вопросов органов местного самоуправления в субъектах Российской Федерации в случаях и порядке, которые установлены указанным федеральным законом.
Частями 1 и 3 статьи 34 Федерального закона № 131-ФЗ определено, что порядок формирования, полномочия, срок полномочий, подотчетность, подконтрольность органов местного самоуправления, а также иные вопросы организации и деятельности указанных органов определяется уставом муниципального образования в соответствии с законом субъекта Российской Федерации.
В силу пункта 1 части 2 статьи 36 Федерального закона № 131-ФЗ (в редакции Федерального закона от 03.02.2015 г. № 8-ФЗ) глава муниципального образования в соответствии с законом субъекта Российской Федерации и уставом муниципального образования избирается на муниципальных выборах, либо представительным органом муниципального образования из своего состава, либо представительным органом муниципального образования из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса.
Таким образом, Федеральный закон № 131-ФЗ прямо предусматривает, что порядок избрания главы муниципального образования определяется в том числе законом субъекта Российской Федерации.
Законодательное регулирование по спорному вопросу входит в полномочия законодательного (представительного) органа государственной власти Хабаровского края, которым в соответствии с пунктом 4.2 статьи 4 Устава Хабаровского края является Законодательная Дума Хабаровского края.
Во исполнение предоставленных субъекту Российской Федерации полномочий Законодательной Думой Хабаровского края в пределах своей компетенции принят оспариваемый в части Закон № 53.
Проверяя содержание оспариваемых заявителем норм на предмет соответствия федеральному законодательству, суд приходит к следующему.
Как было указано выше, пунктом 1 части 2 статьи 36 Федерального закона № 131-ФЗ прямо предусмотрено, что глава муниципального образования может быть избран представительным органом муниципального образования из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса.
Доводы заявителя о том, что Федеральный закон № 131-ФЗ не предусматривает избрание глав муниципальных образований путем отбора из числа представленных конкурсной комиссией, являются не обоснованными, поскольку не учитывают нормы Федерального закона № 8, действующего с 07.03.2015 г. и внесшего соответствующие изменения в Федеральный закон № 131-ФЗ.
Какие-либо критерии выбора одной из форм избрания главы муниципального образования федеральным законодательством не предусмотрены.
Субъект Российской Федерации вправе самостоятельно определить формы избрания глав муниципальных образований, исходя из способов, предусмотренных статьей 36 Федерального закона № 131-ФЗ.
Не противоречат оспариваемые нормы и части 1 статьи 3, статье 23, частям 1, 2, 5 статьи 37 Федерального закона № 131-ФЗ, толкование которых дано заявителем без учета норм Федерального закона № 8.
Из изложенного следует, что оспариваемые нормы соответствуют федеральному законодательству.
Доводы заявителя о дискриминации прав избирателей, проживающих на территории Вяземского района, являются не обоснованными.
Оспариваемые положения Закона № 53 не содержат правовых норм, которые бы допускали такую дискриминацию.
П. имеет постоянное место жительства на территории муниципальных образований Хабаровского края Вяземского района и город Вяземский, главы которых избираются представительным органом муниципального образования из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса.
При этом заявитель и иные жители указанных муниципальных образований в равной мере участвуют в выборе главы муниципального образования опосредованно через представительный орган.
Таким образом, в рамках муниципальных образований, в которых П. имеет право на участие в местном самоуправлении, оспариваемый Закон не устанавливает дифференциации прав граждан по выбору главы местного самоуправления.
Разница в формах избрания глав различных муниципальных образований не может свидетельствовать о дискриминации, поскольку жители конкретных муниципальных образований не обладают правом на участие в местном самоуправлении вне их места жительства (в ином муниципальном образовании).
Доводы заявления строятся на ошибочном толковании норм материального права, поэтому не могут являться основанием для признания оспариваемых норм недействующими.
Руководствуясь статьями 194 - 198, 253 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд

решил:

П. в удовлетворении требования о признании несоответствующими федеральному законодательству и недействующими абзацы 5, 8 пункта 1 статьи 1, абзац 5 пункта 3 статьи 1, абзацы 9 - 28 пункта 4 статьи 1 Закона Хабаровского края от 14 мая 2015 года № 53 "О внесении изменений в Закон Хабаровского края "Об отдельных вопросах организации местного самоуправления в Хабаровском крае", отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации через Хабаровский краевой суд в течение одного месяца со дня принятия в окончательной форме.
Решение в окончательной форме принято 11 августа 2015 года.

Судья Хабаровского краевого суда
И.Г.МОРОЗ


------------------------------------------------------------------