Типы документов

Реклама

Партнеры

Решение Арбитражного суда Хабаровского края от 26.05.2015 по делу N А73-4905/2014 <Об отказе в удовлетворении заявления о признании недействующим постановления комитета по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края от 27.12.2013 N 41/9 "О внесении изменений в постановление комитета по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края от 21.12.2011 N 50/12">



АРБИТРАЖНЫЙ СУД ХАБАРОВСКОГО КРАЯ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 26 мая 2015 г. по делу № А73-4905/2014

Резолютивная часть решения объявлена в судебном заседании 19.05.2015.
Арбитражный суд Хабаровского края в составе: председательствующего судьи Леонова Д.В., судей Манника С.Д., Сумина Д.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания П.
рассмотрел в судебной заседании дело по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "Электрические сети" (ОГРН 1062713021359, ИНН 2713014514; место нахождения: 682920, Хабаровский край, район имени Лазо, пгт. Хор, ул. Менделеева, 31)
к Комитету по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края (ОГРН 1032700297530, ИНН 2721091150; место нахождения: 680000, г. Хабаровск, ул. Фрунзе, 70)
о признании недействующим постановления от 27.12.2013 № 41/9 "О внесении изменений в постановление комитета по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края от 21.12.2011 № 50/12",
третье лицо: Открытое акционерное общество "Дальневосточная распределительная сетевая компания",
с участием вступившего в дело Прокурора Хабаровского края,
при участии в судебном заседании:
от ООО "Электрические сети": представители не явились;
от Комитета по ценам и тарифам: К. представитель по доверенности от 18.05.2015 № 4.2-10-1700;
от ОАО "ДРСК": представители не явились;
от Прокурора Хабаровского края: Иванова Н.С. прокурор по удостоверению от 22.12.2012 № 126597

установил:


Общество с ограниченной ответственностью "Электрические сети" (далее - Общество, ООО "Электрические сети") обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением, в соответствии с требованием которого, уточненным в ходе рассмотрения дела, просило признать постановление Комитета по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края (далее - Комитет) от 27.12.2013 № 41/9 "О внесении изменений в постановление комитета по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края от 21.12.2011 № 50/12" недействующим, как несоответствующее статье 5 Трудового кодекса Российской Федерации, статье 23 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ "Об электроэнергетике", статье 16 Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", пунктам 8, 15 Основ ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации, пунктам 18, 19 Правил государственного регулирования и применения тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 26.02.2004 № 109, Методическим указаниям по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительским) рынке, утвержденным приказом ФСТ РФ от 06.08.2004 № 20-э/2, пунктам 2, 3, 17, 18, 32, 37, 38 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике и Правилам государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства РФ от 29.12.2011 № 1178, Методическим указаниям по расчету тарифов на услуги по передаче электрической энергии, устанавливаемых с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки, утвержденным приказом ФСТ РФ от 17.02.2012 № 98-э., Отраслевому тарифному соглашению в жилищно-коммунальном хозяйстве Российской Федерации на период с 01.01.2011 по 01.01.2014, утвержденному Общероссийским отраслевым объединением работодателей "Союз коммунальных предприятий", Общероссийским профсоюзом работников жизнеобеспечения 05.12.2012, Отраслевому тарифному соглашению в жилищно-коммунальном хозяйстве Российской Федерации на 2014 - 2016 годы, утвержденному Минрегионом России, Общероссийским отраслевым объединением работодателей "Союз коммунальных предприятий", Общероссийским профсоюзом работников жизнеобеспечения 09.09.2013, постановлению Конституционного Суда Российской Федерации от 28.03.2011 № 2-П, Постановлению Президиума ВАС РФ от 06.12.2013 № 87.
В порядке статьи 52 АПК РФ в дело вступил Прокурор Хабаровского края.
Определением суда от 20.05.2014 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Открытое акционерное общество "Дальневосточная распределительная сетевая компания".
Определением суда от 17.07.2014 на основании статей 130, пункта 1 части 1 статьи 143 АПК РФ производство по делу приостанавливалось до вступления в законную силу судебного акта по делу № А73-8403/2014.
ООО "Электрические сети", извещенное надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, явку своего представителя в судебное заседание не обеспечило.
Комитетом представлен письменный отзыв, согласно которому данный орган, с учетом вступившего в законную силу решения Арбитражного суда Хабаровского края от 26.01.2015 по делу № А73-8403/2014, просил отказать в удовлетворении заявленного требования.
Представитель этого лица в судебном заседании доводы, изложенные в отзыве, полностью поддержал, сославшись на положения части 2 статьи 69 АПК РФ и наличие судебных актов по делу № А73-8403/2014 с участием этих же лиц и по аналогичному предмету спора.
Представитель Прокурора Хабаровского края в судебном заседании поддержал позицию Комитета.
ОАО "ДРСК", извещенное надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, явку своего представителя в судебное заседание не обеспечило.
В соответствии со статьей 156 АПК РФ дело рассмотрено в отсутствие представителей заявителя и третьего лица.
В ходе судебного разбирательства арбитражным судом установлены следующие обстоятельства.
Комитетом 21.12.2011 принято Постановление № 50/12 "Об установлении индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям ООО "Электрические сети" в муниципальном районе им. Лазо для расчетов с ОАО "ДРСК" (филиал "Хабаровские электрические сети") на долгосрочный период регулирования 2012-2014 годы".
Установлены двух- и одноставочные тарифы на период с 01.01. по 30.06.2012, с 01.07. по 31.12.2012, на 2012 и 2014 годы.
Установлен размер НВВ на 2012 год - 6 298 200 руб., на 2013 год - 6 603 100 руб., на 2014 год - 6 877 000 руб.
Названное постановление опубликовано в "Собрании законодательства Хабаровского края", 30.12.2011 № 12/113 (часть 4).
Постановлением Комитета от 30.05.2012 № 16/26 в Постановление от 21.12.2011 № 50/12 внесены изменения, в соответствии с которыми снижен размер ставки на компенсацию потерь до 13,99% и размер одноставочного тарифа.
Постановлением от 27.12.2012 № 42/25 размер НВВ снижен на 2013 год до 6521550 руб.
Постановлением от 27.12.2013 № 41/9 в Постановление от 21.12.2011 № 50/12 внесены изменения, а именно, размер НВВ снижен с 6877 тыс. руб. до 6626,86 тыс. руб. и изменены индивидуальные тарифы на услуги по передаче электрической энергии по сетям Общества для взаиморасчетов с ОАО "ДРСК" (филиал "Хабаровские электрические сети") на период с 01.01.2014 по 31.12.2014.
Постановление от 27.12.2013 № 41/9 опубликовано на официальном интернет-портале нормативных правовых актов Хабаровского края http://laws.khv.gov.ru, 31.12.2013 и в Собрании законодательства Хабаровского края, 31.12.2013, № 12 (часть IV).
Не согласившись с внесением соответствующих изменений, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением о признании недействующим постановления Комитета от 27.12.2013 № 41/9.
По мнению заявителя, Комитетом был произвольно снижен норматив потерь электрической энергии в сетях организации, а при определении необходимой валовой выручки не учтены изменения в трудовом законодательстве, а именно при расчете тарифа не учтен фонд оплаты труда, поскольку не учитывалось отраслевое тарифное соглашение в жилищно-коммунальном хозяйстве. Ссылается на Основы ценообразования, согласно которых базовый уровень подконтрольных расходов устанавливается регулирующим органом с использованием метода экономически обоснованных расходов (затрат) и метода сравнения аналогов. Считает, что Комитет не применял данные методы; оспариваемое постановление принято без участия сетевой организации, чьи интересы оно затрагивает; все расчеты сделаны произвольно.
Кроме этого, полагая, что постановление Комитета от 21.12.2011 № 50/12 в первоначальной редакции, а также во всех последующих редакциях противоречит действующему законодательству, ООО "Электрические сети" обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с отдельным заявлением, которое было рассмотрено в рамках дела № А73-8403/2014.
Решением Арбитражного суда Хабаровского края от 26.01.2015 по делу № А73-8403/2014, оставленным без изменения постановлением от 01.04.2015 № Ф03-732/2015 Арбитражного суда Дальневосточного округа в удовлетворении заявленных ООО "Электрические сети" требований отказано. При этом судебными актами оспариваемое постановление Комитета от 21.12.2011 № 50/12 во всех последующих редакциях с изменениями, внесенными постановлениями от 30.05.2012 № 16/26, от 27.12.2012 № 42/25, от 27.12.2013 № 41/9 признано соответствующим действующему законодательству.
Рассмотрев доводы участвующих в деле лиц, выслушав представителей Комитета и Прокурора Хабаровского края, арбитражный суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 2 статьи 69 АПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица.
Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Хабаровского края от 26.01.2015 по делу № А73-8403/2014 с участием этих же лиц было рассмотрено постановление Комитета от 21.12.2011 № 50/12 "Об установлении индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям ООО "Электрические сети" в муниципальном районе им. Лазо для расчетов с ОАО "ДРСК" (филиал "Хабаровские электрические сети") на долгосрочный период регулирования 2012-2014 годы", в том числе в редакциях постановлений Комитета по ценам и тарифам от 30.05.2012 № 16/26, от 27.12.2012 № 42/25, от 27.12.2013 № 41/9 на предмет соответствия федеральному законодательству и все перечисленные постановления признаны соответствующими статьям 9, 23 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ "Об электроэнергетике", статье 16 Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", пунктам 8, 15, 16, 17, 27 "Основ ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации", пунктам 16, 17, 18, 19, 22 "Правил государственного регулирования и применения тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства РФ № 109 от 26.02.2004 г., Методическим указаниям по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, утвержденных приказом ФСТ РФ от 06.08.2004 № 20-э/2; пунктам 2, 3, 15, 17, 18, 32, 37, 38, 87 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства РФ № 1178 от 29.12.2011 г., пунктам 9, 22, 25, 26, 28 Правил государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства РФ № 1178 от 29.12.2011, Методическим указаниям по расчету тарифов на услуги по передаче электрической энергии, устанавливаемых с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки, утвержденным приказом ФСТ РФ от 17.02.2012 г. № 98-э.
Следовательно, на основании части 2 статьи 69 АПК РФ при наличии вступившего в законную силу решения Арбитражного суда Хабаровского края от 26.01.2015 по делу № А73-8403/2014, установившего соответствие оспариваемого постановления приведенным выше нормам действующего законодательства, суд приходит к выводу об отсутствии оснований повторного доказывания соответствия оспариваемого постановления этим нормам.

Доводы Общества о несоответствии Постановления № 50/11 Постановлению Конституционного Суда Российской Федерации от 28.03.2011 № 2-П и Постановлению Президиума ВАС РФ от 06.12.2013 № 87 суд отклоняет, при этом отмечая, что постановление от 06.12.2013 № 87 "О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных со взысканием потерь ресурсоснабжающих организаций, вызванных межтарифной разницей" принято не Президиумом, а Пленумом ВАС РФ.
Исходя из положений Федерального конституционного закона от 21.07.1994 № 1-ФКЗ "О Конституционном Суде Российской Федерации" и Федерального конституционного закона от 28.04.1995 № 1-ФКЗ "Об арбитражных судах" (в редакции, действовавшей в период принятия названного постановления), акты, принимаемые Конституционным Судом Российской Федерации и Пленумом Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, не являются нормативными правовыми актами.
Таким образом, оспариваемое постановление Комитета не подлежит проверке на соответствие названным постановлениям Конституционного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.
Доводы Общества о том, что при принятии оспариваемого постановления Комитетом не учтены изменения в трудовом законодательстве, судом отклоняются.
В обоснование этих доводов Общество в своем уточненном заявлении от 09.06.2014 указывает, что при утверждении тарифа на 2012-2014 г.г. Комитетом учитывалось Отраслевое тарифное соглашение в жилищно-коммунальном хозяйстве на 2008-2010 г.г., утвержденное 22.06.2007 Общероссийским профсоюзом работников жизнеобеспечения, Общероссийским отраслевым объединением работодателей "Союз коммунальных предприятий", а 02.07.2007 Федеральным агентством по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству, входящее в систему норм трудового права на основании статьи 5 Трудового кодекса Российской Федерации. При этом тарифная ставка для работников первого разряда была принята на уровне 3500 руб.
При этом, по мнению Общества, с учетом Соглашения о внесении изменения в раздел "Оплата труда" Отраслевого тарифного соглашения в жилищно-коммунальном хозяйстве Российской Федерации на период с 01.01.2011 по 01.01.2014, утвержденного Общероссийским отраслевым объединением работодателей "Союз коммунальных предприятий", Общероссийским профсоюзом работников жизнеобеспечения 05.12.2012, минимальная тарифная ставка на 2012-2013 г.г. должна была учитываться на уровне 4741,4 руб., а на 2014 год ставка оплаты труда работника первого разряда, в соответствии с Отраслевым тарифным соглашением в жилищно-коммунальном хозяйстве Российской Федерации на 2014 - 2016 годы, утвержденным Минрегионом России, Общероссийским отраслевым объединением работодателей "Союз коммунальных предприятий", Общероссийским профсоюзом работников жизнеобеспечения 09.09.2013, установлена в размере 7056 руб.
В соответствии с подпунктом 6 пункта 19 Основ ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 26.02.2004 № 109 расходы на оплату труда и отчисления на социальные нужды входят в состав расходов, связанных с производством и реализацией продукции (услуг) по регулируемым видам деятельности, включаемых в НВВ.
Пунктом 27 Основ установлено, что при определении расходов на оплату труда, включаемых в НВВ, регулирующие органы определяют размер ФОТ в соответствии с отраслевыми тарифными соглашениями, заключенными соответствующими организациями, и фактическим объемом фонда оплаты труда в последнем расчетном периоде регулирования, а также с учетом прогнозного индекса потребительских цен.
Таким образом, фонд оплаты труда, входящий в состав НВВ, относится к подконтрольным расходам.
В соответствии с пунктом 6 Методических указаний по расчету тарифов на услуги по передаче электрической энергии, устанавливаемых с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки, утвержденных приказом ФСТ РФ от 17.02.2012 № 98-э, базовый уровень подконтрольных расходов не меняется в течение долгосрочного периода регулирования.
Пунктом 9 Методических указаний по долгосрочным тарифам установлено, что по решению регулирующего органа ежегодная корректировка НВВ может осуществляться с учетом отклонения фактических значений параметров расчета тарифов по итогам последнего истекшего года долгосрочного периода регулирования, за который известны фактические значения параметров расчета тарифов.
Как установлено вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Хабаровского края от 26.01.2015 по делу № А73-8403/2014 ООО "Электрические сети" фактические данные о расходах на оплату труда в Комитет не представило.
В связи с этим суд пришел к выводу о правомерности сохранения Комитетом расходов на оплату труда на прежнем уровне.
Эти выводы суда в силу части 2 статьи 69 АПК РФ не могут быть переоценены в рамках настоящего дела, в связи с чем оспариваемое постановление Комитета не может быть признано несоответствующим статье 5 Трудового кодекса Российской Федерации и указанным выше Отраслевым соглашениям.
Учитывая изложенное основания для признания недействующим оспариваемого постановления отсутствуют, в связи с чем заявленное Обществом требование удовлетворению не подлежит.
Государственная пошлина в сумме 2000 руб. за рассмотрение дела в арбитражном суде первой инстанции в соответствии со статьей 110 АПК РФ подлежит отнесению на заявителя и не взыскивается в связи с ее полной уплатой при обращении в суд.
Руководствуясь статьями 110, 167 - 170, 195 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Хабаровского края

решил:

Признать Постановление Комитета по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края от 27.12.2013 № 41/9 "О внесении изменений в постановление комитета по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края от 21.12.2011 № 50/12" соответствующим Трудовому кодексу Российской Федерации, Федеральному закону от 26.03.2003 № 35-ФЗ "Об электроэнергетике", Федеральному закону от 23.11.2009 № 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", Основам ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации, Правилам государственного регулирования и применения тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации утвержденным постановлением Правительства РФ от 26.02.2004 г. № 109, Методическим указаниям по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительским) рынке, утвержденным приказом ФСТ РФ от 06.08.2004 г. № 20-э/2, Основам ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике и Правилам государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденным постановлением Правительства РФ от 29.12.2011 г. № 1178, Методическим указаниям по расчету тарифов на услуги по передаче электрической энергии, устанавливаемых с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки, утвержденным приказом ФСТ РФ от 17.02.2012 г. № 98-э., Соглашению о внесении изменения в раздел "Оплата труда" Отраслевого тарифного соглашения в жилищно-коммунальном хозяйстве Российской Федерации на период с 01 января 2011 года по 01 января 2014 года, утвержденному Общероссийским отраслевым объединением работодателей "Союз коммунальных предприятий", Общероссийским профсоюзом работников жизнеобеспечения 05.12.2012, Отраслевому тарифному соглашению в жилищно-коммунальном хозяйстве Российской Федерации на 2014 - 2016 годы, утвержденному Минрегионом России, Общероссийским отраслевым объединением работодателей "Союз коммунальных предприятий", Общероссийским профсоюзом работников жизнеобеспечения 09.09.2013.
В удовлетворении заявленного требования отказать.
Решение вступает в законную силу немедленно.
Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение месяца со дня вступления решения в законную силу.
Кассационная жалоба подается в арбитражный суд кассационной инстанции через Арбитражный суд Хабаровского края.

Председательствующий судья
Д.В.ЛЕОНОВ

Судья
С.Д.МАННИК

Судья
Д.Ю.СУМИН


------------------------------------------------------------------