Типы документов

Реклама

Партнеры


Постановление Администрации Верхнебуреинского муниципального района от 05.06.2015 N 553 "О программе повышения эффективности управления муниципальными финансами Верхнебуреинского муниципального района на период до 2018 года"



АДМИНИСТРАЦИЯ ВЕРХНЕБУРЕИНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 5 июня 2015 г. № 553

О ПРОГРАММЕ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ
МУНИЦИПАЛЬНЫМИ ФИНАНСАМИ ВЕРХНЕБУРЕИНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО
РАЙОНА НА ПЕРИОД ДО 2018 ГОДА

В целях реализации Бюджетного послания Президента Российской Федерации Федеральному собранию Российской Федерации от 28 июня 2012 г. "О бюджетной политике в 2013 - 2015 годах", Бюджетного послания Президента Российской Федерации от 13 июня 2013 г. "О бюджетной политике в 2014 - 2016 годах", Программы повышения эффективности управления общественными (государственными и муниципальными) финансами на период до 2018 года, утвержденной Распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2013 г. № 2593-р, администрация района постановляет:
1. Утвердить прилагаемую Программу повышения эффективности управления муниципальными финансами Верхнебуреинского муниципального района на период до 2018 года, реализация которой начинается с 01 января 2015 года.
2. Финансовому управлению администрации Верхнебуреинского муниципального района (Феофановой И.В.) совместно с отраслевыми отделами (управлениями) администрации Верхнебуреинского муниципального района в срок до 15 июня 2015 г. подготовить проект постановления администрации Верхнебуреинского муниципального района о плане мероприятий по реализации Программы повышения эффективности управления муниципальными финансами Верхнебуреинского муниципального района на период до 2018 года.
3. Рекомендовать органам местного самоуправления поселений муниципального района разработать программы повышения эффективности управления муниципальными финансами с учетом положений Программы.
4. Контроль за исполнением настоящего постановления оставляю за собой.
5. Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования (обнародования).

И.о. главы администрации района
Н.А.Федоренко





УТВЕРЖДЕНА
Постановлением
администрации Верхнебуреинского
муниципального района
от 5 июня 2015 г. № 553

ПРОГРАММА
ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ МУНИЦИПАЛЬНЫМИ
ФИНАНСАМИ ВЕРХНЕБУРЕИНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА
НА ПЕРИОД ДО 2018 ГОДА

1. Общие положения

Программа повышения эффективности управления муниципальными финансами Верхнебуреинского муниципального района на период до 2018 года (далее - Программа) разработана в соответствии с Бюджетным посланием Президента Российской Федерации Федеральному собранию Российской Федерации от 28 июня 2012 г. "О бюджетной политике в 2013 - 2015 годах", Бюджетным посланием Президента Российской Федерации Федеральному собранию Российской Федерации от 13 июня 2013 г. "О бюджетной политике в 2014 - 2016 годах", Программой повышения эффективности управления общественными (государственными и муниципальными) финансами на период до 2018 года, утвержденной Распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2013 г. № 2593-р (далее - Программа повышения эффективности управления общественными финансами на период до 2018 года), и основывается на положениях следующих нормативных правовых актов и документов:
- Бюджетного кодекса Российской Федерации;
- Указа Президента Российской Федерации от 07 мая 2012 г. № 601 "Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления" (далее - Указ Президента Российской Федерации от 07 мая 2012 г. № 601);
- Федерального закона от 08 мая 2010 г. № 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений" (далее - Федеральный закон № 83-ФЗ);
- Федерального закона от 27 июля 2010 г. № 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг";
- Федерального закона от 05 апреля 2013 г. № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон № 44-ФЗ);
- государственной программы Российской Федерации "Управление государственными финансами и регулирование финансовых рынков", утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. № 320;
- концепции создания и развития государственной интегрированной информационной системы управления общественными финансами "Электронный бюджет", одобренной Распоряжением Правительства Российской Федерации от 20 июля 2011 г. № 1275-р (далее - Концепция);
- распоряжения Правительства Хабаровского края от 02.09.2014 № 630-рп "О Программе повышения эффективности управления общественными финансами Хабаровского края на период до 2018 года".
Настоящая Программа определяет основные направления деятельности органов местного самоуправления района по повышению качества бюджетного планирования и эффективности использования средств районного бюджета, в том числе за счет роста доходов, оптимизации расходов и совершенствования долговой политики района.

2. Основные итоги реализации Программы повышения
эффективности бюджетных расходов на период до 2013 года

В 2011 - 2013 годах реформирование системы управления муниципальными финансами в районе проводилось в рамках Программы повышения эффективности бюджетных расходов Верхнебуреинского муниципального района на период до 2013 года, утвержденной постановлением администрации Верхнебуреинского муниципального района от 22.12.2011 № 1002 (далее - Программа повышения эффективности бюджетных расходов), муниципальной программы "Управление муниципальными финансами в Верхнебуреинском муниципальном районе на 2014 - 2017 годы", утвержденной постановлением администрации Верхнебуреинского муниципального района от 11.10.2013 № 972 (далее - программа Управление муниципальными финансами).
По итогам реализации Программы повышения эффективности бюджетных расходов и программы Управления муниципальными финансами достигнуты следующие основные результаты:
- заложены основы для повышения долгосрочной сбалансированности и устойчивости бюджетной системы района. Завершен переход к составлению и утверждению районного бюджета на трехлетний период, районный бюджет формируется на очередной год и на плановый период в формате "скользящей трехлетки";
- обеспечены приемлемый и экономически обоснованный объем и структура муниципального долга района;
- внедрены в практику инструменты бюджетирования, ориентированного на результат (доклад главы муниципального района о достигнутых значениях показателей для оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления, реестр расходных обязательств района, муниципальные задания на оказание муниципальных услуг (выполнение работ), муниципальные программы района);
- подготовлена муниципальная правовая и методическая база для перехода к программно-целевому принципу деятельности органов местного самоуправления, утверждена 21 муниципальная программа района. Осуществляется мониторинг реализации программных мероприятий и достижения запланированных целевых индикаторов (показателей) муниципальных программ района, исполнения запланированного объема расходов;
- модернизирована система оказания муниципальных услуг юридическим и физическим лицам на основе новых типов учреждений и новых механизмов их финансового обеспечения с учетом выполнения муниципальных заданий. Планирование расходов районного бюджета осуществляется с учетом проектов муниципальных заданий и нормативных затрат на оказание муниципальных услуг (выполнение работ) и нормативных затрат на содержание имущества;
- внедрен механизм мониторинга и оценки качества финансового менеджмента, осуществляемого главными распорядителями средств районного бюджета и муниципальными учреждениями. Ежегодно формируется рейтинг главных распорядителей средств районного бюджета и подведомственных им муниципальных учреждений, и результаты оценки качества финансового менеджмента публикуются на официальном сайте администрации района;
- создана система мониторинга результатов деятельности муниципальных учреждений, качества оказания муниципальных услуг (выполнения работ). Начата работа по изучению мнения населения о качестве предоставления муниципальных услуг (выполнения работ), полученные результаты используются в деятельности органов местного самоуправления и муниципальных учреждений. Информация о деятельности муниципальных учреждений размещается на официальном сайте для размещения информации о государственных (муниципальных) учреждениях (www.bus.gov.ru) и на официальном сайте администрации Верхнебуреинского муниципального района (далее - администрация района);
- в связи с изменением федерального законодательства внесены изменения в существующую систему муниципального финансового контроля в районе;
- повысилась прозрачность и доступность информации о районном бюджете и бюджетном процессе в районе. Формируется электронная брошюра "Бюджет для граждан" и "Отчет для граждан";
- создана система мониторинга качества управления муниципальными финансами. Ежегодно формируется рейтинг муниципальных образований района и размещается на официальном сайте администрации района.
В целом план мероприятий Программы по повышению эффективности бюджетных расходов был выполнен.
Наряду с реализованными мероприятиями и достигнутыми результатами формирование системы управления муниципальными финансами в районе не завершено. Сохраняется ряд недостатков, ограничений и нерешенных проблем:
- не обеспечено единство взаимосвязанного процесса муниципального стратегического планирования, программно-целевого и бюджетного планирования;
- не в полной мере внедрены нормативно-методическое обеспечение и практика долгосрочного бюджетного планирования;
- сохраняется ограниченность практики использования муниципальных программ района в качестве инструмента для достижения целей государственной политики и основы для бюджетного планирования;
- не сформирована система анализа эффективности бюджетных расходов;
- сохраняются условия для неоправданного увеличения бюджетных расходов при недостаточной мотивации отраслевых отделов (управлений) администрации района к формированию приоритетов и оптимизации бюджетных расходов;
- применение новых форм оказания и финансового обеспечения муниципальных услуг остается формальным и не используется в полной мере, а также отсутствует заинтересованность отраслевых отделов (управлений) администрации района во всестороннем анализе практики применения муниципальных заданий в целях обеспечения потребности граждан в муниципальных услугах и увеличения их доступности и качества;
- недостаточная результативность системы муниципального финансового контроля и недостаточная его ориентация на оценку эффективности бюджетных расходов. Отсутствует система внутреннего финансового аудита;
- ограниченность применения оценки эффективности использования бюджетных средств и качества финансового менеджмента в секторе муниципального управления;
- сохраняется недостаточная ответственность функциональных отраслевых отделов (управлений) администрации района при осуществлении своих бюджетных полномочий;
- сохраняется недостаточная открытость бюджета. Остается низкой степень вовлеченности гражданского общества в обсуждение целей и результатов использования бюджетных средств.
Для организации деятельности органов местного самоуправления по решению вышеуказанных проблем, формирования целостной и эффективной системы управления муниципальными финансами разработана настоящая Программа.

3. Цель, задачи и условия реализации Программы

Целью настоящей Программы является повышение эффективности, прозрачности и подотчетности использования бюджетных средств при достижении приоритетов и целей социально-экономического развития района.
Необходимым условием достижения цели является обеспечение долгосрочной устойчивости и сбалансированности бюджетной системы района.
Для достижения поставленной цели и условий Программы необходимо обеспечить решение следующих основных задач:
1) проведение эффективной политики по управлению доходами районного бюджета;
2) реализация мер по повышению функциональной эффективности бюджетных расходов;
3) повышение операционной эффективности деятельности отраслевых отделов (управлений) администрации района и муниципальных учреждений;
4) повышение качества муниципального финансового контроля;
5) обеспечение открытости и прозрачности управления муниципальными финансами.
Решение перечисленных задач и организация выполнения мероприятий Программы будут осуществляться в рамках соответствующих муниципальных программ района.

4. Обеспечение долгосрочной устойчивости и
сбалансированности бюджетной системы района

Обеспечение долгосрочной устойчивости и сбалансированности бюджетной системы района является основной целью бюджетной, налоговой и долговой политики администрации района.
Для обеспечения долгосрочной устойчивости и сбалансированности бюджетной системы района необходимо реализовать комплекс мер по следующим основным направлениям.

4.1. Разработка и реализация бюджетного
прогноза Верхнебуреинского муниципального района

Основной целью бюджетного прогноза Верхнебуреинского муниципального района (далее - район) должно являться определение финансовых возможностей, условий и предпосылок для достижения ключевых целей, параметров и условий социально-экономического развития района в долгосрочном периоде, сформулированных в стратегических документах, постановлениях администрации района, при обеспечении долгосрочной сбалансированности и устойчивости районного бюджета и повышении эффективности бюджетных расходов.
Бюджетный прогноз района на долгосрочный период разрабатывается в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации.

4.2. Поддержание оптимального уровня
и структуры муниципального долга района

Обеспечение экономически обоснованного объема и структуры муниципального долга района является ключевой задачей долговой политики муниципального района. Основными принципами управления муниципальным долгом района в 2015 - 2018 годах будут являться:
- соблюдение ограничений, установленных Бюджетным кодексом Российской Федерации;
- полнота и своевременность исполнения долговых обязательств муниципального района;
- прозрачность управления муниципальным долгом района и доступность информации о муниципальном долге района.
Управление муниципальным долгом района будет направлено на:
- сохранение объема муниципальных долговых обязательств района на безопасном уровне (не выше 50 процентов утвержденного общего годового объема доходов районного бюджета без учета утвержденного объема безвозмездных поступлений и (или) поступлений налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений);
- повышение эффективности муниципальных заимствований;
- сокращение рисков, связанных с осуществлением муниципальных заимствований;
- сокращение рисков наступления гарантированных случаев по предоставленным муниципальным гарантиям района.
В целом политика муниципальных заимствований будет исходить из необходимости поддержания объема муниципального долга района на экономически безопасном уровне, обеспечивающем возможность гарантированного выполнения районом обязательств по его погашению и обслуживанию.
В условиях риска увеличения бюджетного дефицита наряду с основными направлениями бюджетной и налоговой политики будут разрабатываться основные направления долговой политики района.

4.3. Оптимизация и повышение
эффективности бюджетных расходов

В рамках проведения мероприятий по оптимизации и повышению эффективности бюджетных расходов необходимо обеспечить:
- формирование "программного бюджета" на основе муниципальных программ района;
- проведение оценки эффективности реализации муниципальных программ района с последующей оптимизацией расходов районного бюджета по результатам проведенной оценки;
- ограничение роста расходов районного бюджета при выполнении расходных обязательств районного бюджета;
- оптимальный уровень дефицита районного бюджета в соответствии с требованиями бюджетного законодательства;
- оптимизацию расходов районного бюджета в соответствии с внесенными изменениями в "дорожные карты" отраслей социальной сферы района, направленных на повышение их эффективности, оптимизацию сети муниципальных учреждений;
- формирование перечня объектов капитального строительства и объектов капитального ремонта с учетом проводимой оценки на предмет эффективности использования средств районного бюджета, направленных на капитальные вложения;
- использование механизмов муниципального частного партнерства, позволяющих привлечь инвестиции и услуги частных компаний для решения муниципальных задач;
- формирование муниципального задания на оказание муниципальных услуг (выполнение работ) физическим и юридическим лицам на основе ведомственных перечней муниципальных услуг, сформированных в соответствии с базовыми (отраслевыми) перечнями муниципальных услуг (работ), утвержденными федеральными органами исполнительной власти, и единых нормативов их финансового обеспечения;
- эффективное управление остатками средств на едином счете районного бюджета в течение финансового года, в том числе контроль за своевременным и эффективным использованием межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение.

5. Внедрение программно-целевых методов
управления в бюджетный процесс

Администрацией района в целях выстраивания единой системы стратегического управления внедряются программно-целевые методы управления. Основными инструментами достижения целей муниципальной политики администрации района, а также основой для долгосрочного бюджетного планирования являются муниципальные программы района.
В 2013 году завершена работа по переходу на программно-целевой принцип формирования районного бюджета. Районный бюджет на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов сформирован на программной основе.
Формирование районного бюджета на основе муниципальных программ определяет дополнительные требования к устойчивости районного бюджета в части гарантированного обеспечения финансовыми ресурсами действующих расходных обязательств, прозрачного и конкурентного распределения имеющихся средств. Применение программно-целевого метода реализации муниципальной политики в районе создает прочную основу для системного повышения эффективности бюджетных расходов, концентрации ресурсов районного бюджета на важнейших направлениях деятельности администрации района.
В систему муниципальных программ района входит система реализации указов Президента Российской Федерации от 07 мая 2012 г. № 596 "О долгосрочной государственной экономической политике", от 07 мая 2012 г. № 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики", от 07 мая 2012 г. № 599 "О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки", от 07 мая 2012 г. № 600 "О мерах по обеспечению граждан Российской Федерации доступным и комфортным жильем и повышению качества жилищно-коммунальных услуг", от 07 мая 2012 г. № 601 "Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления" (далее - указы Президента Российской Федерации), которая предусматривает:
- постановку на период до 2018 года конкретных целей, задач и тесно увязанных с ними показателей (результатов социально-экономического развития государства), определенных указами Президента Российской Федерации;
- установление ответственности за достижение определенных Президентом Российской Федерации стратегических результатов.
В целях обеспечения взаимодействия органов местного самоуправления района при определении основных направлений бюджетной политики на очередной финансовый год и плановый период, а также принятия решений по отбору муниципальных программ Верхнебуреинского района, предлагаемых для реализации за счет средств районного бюджета, создана комиссия администрации района по бюджетным проектировкам и отбору муниципальных программ (далее - Комиссия).
Для полноценного внедрения в бюджетный процесс программно-целевых методов необходимо реализовать следующие мероприятия:
1) соблюдение единой вертикали: государственные программы Российской Федерации - региональные государственные программы - муниципальные программы, включая субсидирование расходов бюджетов различных уровней, что будет способствовать комплексному влиянию на достижение целей, задач, индикаторов;
2) повышение эффективности бюджетных расходов на основе приоритетных направлений социально-экономического развития района. При этом объем бюджетных ассигнований по соответствующим муниципальным программам района должен определяться в рамках объективных возможностей районного бюджета с учетом оценки достигнутых и ожидаемых результатов по итогам реализации муниципальных программ района;
3) внедрение в бюджетный процесс предельных объемов ("потолков") расходов по каждой муниципальной программе. При определении "потолков" расходов необходимо учитывать как параметры социально-экономического развития района, изменение потребностей в объемах муниципальных услуг, так и обеспечение достижения стратегических целей развития Российской Федерации, края и района, в том числе достижение целевых показателей указов Президента Российской Федерации. Кроме того, "потолки" расходов позволяют определить приоритеты в распределении бюджетных ассигнований, создать стимулы для ответственных исполнителей муниципальных программ района по выявлению и использованию резервов для перераспределения расходов;
4) повышение роли ответственных исполнителей муниципальных программ, рост их влияния на объемы финансового обеспечения реализации мероприятий программ, в том числе перераспределения бюджетных средств между мероприятиями (соисполнителями, участниками).

6. Проведение эффективной политики по управлению доходами
районного бюджета

Политика в области формирования и администрирования доходов районного бюджета является существенным элементом повышения эффективности использования финансовых ресурсов района.
В целях эффективного и качественного управления муниципальными финансами и реализации принципа реалистичности бюджета применяется методика прогнозирования доходов местного бюджета по основным видам налоговых и неналоговых доходов, утвержденная приказом финансового управления администрации Верхнебуреинского муниципального района от 30 декабря 2011 г. № 42/1 (в редакции приказов от 27.12.2013 № 43/14 и от 02.06.2014 № 14/1).
В 2014 - 2018 годах сохранятся основные приоритеты в области налоговой политики района, которые будут направлены на достижение устойчивой положительной динамики поступлений налогов и дальнейшее расширение налоговой базы путем:
- мониторинга уровня собираемости доходов в бюджет района;
- обеспечения согласованных действий района с городскими и сельскими поселениями района по мобилизации доходов при взаимодействии с крупнейшими налогоплательщиками, хозяйствующими на территории района;
- повышения качества администрирования платежей, мониторинга недоимки по налогам и сборам, возможной к взысканию;
- инвентаризации нормативной правовой базы по местным налогам для обновления и актуализации перечня налоговых льгот по характеру срочности и в зависимости от степени важности и влияния на показатели сбалансированности местных бюджетов.
В рамках реализации Основных направлений налоговой политики Российской Федерации на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов важным направлением является поэтапный переход к налогу на недвижимое имущество для физических лиц и организаций. В связи с чем после принятия краевых нормативных правовых актов, обеспечивающих введение в крае налогов на недвижимость, необходимо принять и привести в соответствие с федеральным и краевым законодательством муниципальные нормативные правовые акты, а также продолжить мероприятия по актуализации кадастровой стоимости земельных участков и объектов недвижимости.
В условиях риска увеличения дефицита районного бюджета необходимыми мерами являются проведение анализа действующих налоговых ставок по местным налогам и разработка предложений по их увеличению в целях учета инфляционной составляющей при формировании бюджета.
Кроме того, необходимо на постоянной основе осуществлять мониторинг изменений бюджетного и налогового законодательства, оказывающего влияние на налоговую базу, ставки, нормативы зачисления, порядок и сроки уплаты налогов и авансовых платежей и иные показатели доходов.

7. Повышение функциональной эффективности бюджетных расходов

Переход к программно-целевым методам управления, в том числе к "программному бюджету", предполагает расширение финансовой самостоятельности и ответственности отделов (управлений) администрации района за достижение запланированных целей.
В целях создания общих условий и стимулов для повышения эффективности бюджетных расходов необходимо разработать и реализовать конкретные инструменты и механизмы, ключевыми из них являются:
- создание системы анализа эффективности бюджетных расходов;
- развитие системы муниципальных закупок и функциональная эффективность в сфере муниципальных закупок;
- оптимизация структуры сектора экономики;
- повышение эффективности использования муниципального имущества;
- повышение эффективности оказания муниципальных услуг;
- повышение эффективности бюджетных инвестиций;
- совершенствование и развитие межбюджетных отношений в районе.

7.1. Создание системы анализа
эффективности бюджетных расходов

Анализ эффективности бюджетных расходов предлагается осуществлять в отношении мероприятий, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет средств районного бюджета, на всех стадиях бюджетного процесса: формирования проекта районного бюджета, его исполнения и оценки достигнутых результатов использования бюджетных ассигнований.
На этапе планирования районного бюджета необходимо определять (корректировать) объемы финансового обеспечения муниципальных программ района исходя из методики расчета планового объема бюджетных ассигнований районного бюджета, согласно утвержденным порядку и методике планирования бюджетных ассигнований районного бюджета. Кроме того, важнейшим элементом оценки эффективности бюджетных расходов на стадии планирования должна стать возможность увязки соответствующих бюджетных расходов (включая кредитные ресурсы, муниципальные гарантии, налоговые льготы) с конкретными измеримыми результатами, которые планируется достигнуть. Новые виды расходных обязательств районного бюджета (принимаемые расходные обязательства) принимаются на конкурсной основе с учетом эффективности планируемых мероприятий.
Система оценки достигнутых результатов от использования бюджетных ассигнований должна заключаться в сопоставлении совокупности целевых индикаторов (ожидаемых результатов) использования бюджетных средств, формируемых на стадии планирования бюджетных ассигнований, и фактически достигнутых результатов, включая оценку воздействия внешних факторов, что будет способствовать совершенствованию системы оценки рисков реализации муниципальных программ района.
В настоящее время анализ эффективности расходов районного бюджета осуществляется в рамках оценки эффективности реализации муниципальных программ района в соответствии с Методикой оценки эффективности муниципальной программы, утвержденной постановлением администрации района от 21.08.2013 № 841 "Об утверждении положения о порядке принятия решения о разработке, формировании и реализации муниципальных программ Верхнебуреинского муниципального района" (далее - Методика).
Методика оценки эффективности реализации муниципальных программ учитывает:
- степень достижения цели и решения задач муниципальной программы района в целом;
- степень исполнения запланированного уровня расходов;
- степень своевременности реализации мероприятий подпрограмм и (или) основных мероприятий муниципальной программы (достижение непосредственных результатов их реализации);
- эффективность использования средств районного бюджета.
Отдел по экономике и работе с малым бизнесом по результатам комплексной оценки эффективности реализации муниципальных программ подводит итоги оценки эффективности реализации муниципальных программ и формирует ранжированный перечень муниципальных программ, а также готовит предложения на заседание Комиссии о необходимости прекращения или необходимости внесения изменений начиная с очередного финансового года ранее утвержденных муниципальных программ, в том числе необходимости изменения объема бюджетных ассигнований на финансовое обеспечение реализации муниципальных программ.
С учетом результатов анализа эффективности муниципальных программ района следует реализовать следующие предложения:
1) повысить ответственность исполнителей (соисполнителей) муниципальных программ района за:
- выполнение целевых показателей (индикаторов), направленных на реализацию указов Президента Российской Федерации;
- качественное и своевременное представление отчетных данных для оценки эффективности реализации муниципальных программ района;
- обязательное размещение сведений о результатах реализации муниципальных программ района на официальном сайте администрации района;
2) повысить качество управления муниципальными программами района за счет проведения анализа на предмет соответствия "приоритеты - мероприятия - целевые индикаторы - расходы районного бюджета";
3) при оценке эффективности реализации муниципальных программ района учитывать критерии оценки населением эффективности деятельности органа местного самоуправления и удовлетворение качеством предоставления муниципальных услуг.
Система оценки эффективности бюджетных расходов районного бюджета будет внедряться в бюджетный процесс поэтапно с соблюдением обязательных условий:
- наличие нормативного правового регулирования по данному вопросу на федеральном уровне и методических рекомендаций для субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления;
- наличие достоверной и достаточной бюджетной и статистической отчетности и информации.
Кроме того, дополнительным условием функционирования системы оценки эффективности бюджетных расходов районного бюджета должно стать обязательное обсуждение промежуточных и итоговых результатов оценки эффективности бюджетных расходов.
Завершающим этапом в системе оценки эффективности бюджетных расходов районного бюджета должно стать применение результатов полученной оценки в последующих бюджетных циклах, включая сокращение (увеличение) объемов финансовых ресурсов в зависимости от итоговых оценок, и выработка конкретных планов ("дорожных карт").

7.2. Развитие системы муниципальных закупок и функциональная
эффективность в сфере муниципальных закупок

Одним из приоритетных направлений организации работы по повышению эффективности бюджетных расходов является развитие контрактной системы в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд района. Основным мероприятием повышения эффективности использования бюджетных средств будет являться оптимизация расходов на закупку товаров, работ, услуг для муниципальных нужд. С 01 января 2014 г. вступил в силу Федеральный закон № 44-ФЗ, который содержит ряд положений, направленных на повышение эффективности бюджетных расходов в сфере закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд. Муниципальные закупки должны соответствовать целям, определенным статьей 13 Федерального закона № 44-ФЗ, быть неразрывно увязаны с планами закупок, соответствовать планам-графикам закупок и встроены в процесс планирования районного бюджета.
В целях перехода на контрактную систему в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения муниципальных нужд района необходимо решение следующих основных задач.

7.2.1. Централизация полномочий заказчика в рамках статьи 26
Федерального закона № 44-ФЗ

В настоящее время в администрации Верхнебуреинского муниципального района в целях обеспечения единого порядка осуществления закупок для районных нужд создан Сектор муниципальных закупок (далее - Сектор), наделенный соответствующими полномочиями в рамках действия Федерального закона № 44-ФЗ. Сектор является структурным подразделением администрации района и органом, уполномоченным на определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для администрации Верхнебуреинского муниципального района.
Также в администрации Верхнебуреинского муниципального района существуют отдельные самостоятельные структурные подразделения, такие как Управление образования, Отдел культуры, которые выступают как от своего имени как Заказчики, так и от имени Уполномоченного органа по определению поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для подведомственных казенных и бюджетных учреждений района, осуществляющих закупки, путем проведения конкурентных способов определения поставщиков (открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, аукцион в электронной форме).
Централизация закупок в рамках части 1 статьи 26 Федерального закона № 44-ФЗ позволяет самостоятельным структурным подразделениям администрации района, подведомственным им муниципальным казенным и бюджетным учреждениям района - получателям бюджетных средств, осуществлять закупки конкурентными способами через уполномоченный орган, что способствует формированию единого подхода к осуществлению закупок и оптимизации бюджетных расходов.
Мероприятия в рамках ведомственной централизации особенно актуальны для данных самостоятельных структурных подразделений администрации района, так как они имеют большое количество подведомственных муниципальных казенных и бюджетных учреждений.
Решение задач в рамках централизации позволяет сократить расходы на организацию закупочных процедур, в том числе путем сокращения избыточной численности занятых в этой сфере служащих, обеспечить экономию на объемах закупок, а также способствует:
- организации и проведению закупок на профессиональной основе;
- проведению процедур и определению поставщиков по единым правилам (формы документов, подходы по допуску и отклонению заявок участников закупки и т.п.), что дает существенный антикоррупционный эффект;
- пресечению выставления завышенных начальных (максимальных) цен контрактов заказчиками, а также внесения в технические задания требований, ограничивающих конкуренцию.

7.2.2. Методическое сопровождение деятельности заказчиков

В настоящее время на успешное развитие сферы закупок оказывают негативное влияние факты нарушений различными заказчиками требований законодательства к осуществлению закупок, ограничений равного доступа к участию в закупках.
В целях повышения правовой грамотности при осуществлении закупок Сектором муниципальных закупок администрации Верхнебуреинского муниципального района оказывается методическое сопровождение деятельности заказчиков. Постоянно направляется информация о нововведениях, изменениях и дополнениях в законодательство в сфере закупок, шаблоны необходимых к принятию нормативно-правовых актов, проводятся семинары и консультирование по отдельным вопросам действия Федерального закона № 44-ФЗ, в том числе методическое сопровождение пользования информационной системой и электронными торговыми площадками.
В дальнейшем в целях оптимизации деятельности заказчиков путем совершенствования организации проведения закупок необходимо систематизировать проведение семинаров для оперативного обсуждения возникающих у заказчиков вопросов в рамках функционирования контрактной системы в сфере закупок. Решение задач в рамках методического сопровождения деятельности заказчиков позволит сократить количество необоснованных закупок, в том числе путем обеспечения соблюдения требований законодательства при осуществлении закупок, а также будет способствовать:
- повышению профессионализма заказчиков;
- систематизации подходов и выработке единых решений по возникающим у заказчиков района вопросам на этапе перехода на контрактную систему;
- пресечению внесения в документацию об осуществлении закупки положений, противоречащих нормам Федерального закона № 44-ФЗ, а также требований, ограничивающих конкуренцию хозяйствующих субъектов.

7.2.3. Установление требований к закупаемым товарам,
работам, услугам и нормативных затрат на обеспечение функций
муниципальных органов (далее - нормирование в сфере закупок)
в рамках статьи 19 Федерального закона № 44-ФЗ

Повышению эффективности бюджетных расходов в сфере закупок препятствует ряд негативных факторов. При осуществлении некоторых закупок имеют место случаи закупок с указанием характеристик товаров, работ, услуг, не соответствующих реальной потребности заказчика и имеющих избыточные потребительские свойства.
В целях реализации положений статьи 19 Федерального закона № 44-ФЗ Правительством Российской Федерации и Правительством Хабаровского края установлены Общие правила нормирования в сфере закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Администрацией Верхнебуреинского муниципального района 12.05.2015 принято постановление № 485 "О порядке определения нормативных затрат на обеспечение функций органов местного самоуправления Верхнебуреинского муниципального района (включая подведомственные казенные учреждения), устанавливающее Общие правила нормирования в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд.
Следующий этап нормирования в сфере закупок потребует утверждения администрацией района требований к отдельным видам товаров, работ, услуг, закупаемых администрацией, структурными подразделениями администрации района и подведомственными им муниципальными казенными, бюджетными учреждениями, а также муниципальными автономными учреждениями, на которые распространяются положения Федерального закона № 44-ФЗ.
Решение задач в рамках нормирования в сфере закупок позволит повысить эффективность использования средств районного бюджета, а также будет способствовать:
- пресечению закупок товаров, работ, услуг, которые имеют избыточные потребительские свойства или являются предметами роскоши;
- пресечению выставления завышенных начальных (максимальных) цен контрактов заказчиками;
- пресечению внесения в технические задания требований, содержащих преференции отдельным хозяйствующим субъектам;
- увеличению конкуренции среди поставщиков за счет повышения прозрачности закупок в районе;
- упрощению контроля, в том числе общественного, за всеми районными закупками.

7.3. Оптимизация структуры органов местного самоуправления и
муниципальных учреждений

Ключевой задачей реализации в районе Федерального закона № 83-ФЗ является оптимизация сети муниципальных учреждений района.
На 01 октября 2014 г. осуществляли свою деятельность 53 муниципальных учреждения, из них 27 - бюджетных (50,9%), 25 - казенных (47,2%), 1 - автономное (1,9%).
Задача по оптимизации бюджетной сети стоит перед отделами (управлениями) администрации района, показатели оптимизации заложены в планы мероприятий ("дорожные карты") по повышению эффективности и качества услуг в районе в сферах образования и культуры до 2018 года (далее - отраслевые "дорожные карты"). Планируемая реорганизация учреждений ориентирована на эффективное оказание муниципальных услуг населению района. Высвобождаемые при этом средства будут направляться на финансирование социально-экономических приоритетов района.
В целях реализации этой задачи решения о реорганизации, изменении типа или ликвидации учреждений будут приниматься исключительно на основе анализа основных видов деятельности учреждений, определенных учредительными документами, оценки объема и содержания оказываемых муниципальных услуг, наличия конкурентной среды.
В 2014 - 2015 годах отделам (управлениям) администрации района, имеющим сеть подведомственных муниципальных учреждений, необходимо утвердить:
- ведомственные перечни муниципальных услуг, оказываемых муниципальными учреждениями, в соответствии с базовыми (отраслевыми) перечнями государственных услуг;
- нормативы затрат на оказание муниципальными учреждениями муниципальных услуг после определения общих требований федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленных сферах деятельности.
Формирование муниципальных заданий на оказание муниципальных услуг (выполнение работ) на основании новых ведомственных перечней услуг будет осуществляться начиная с формирования районного бюджета на 2016 год и плановый период. В связи с этим необходимо еще раз с учетом новых критериев проанализировать деятельность подведомственных муниципальных учреждений, число которых должно быть сокращено.
В настоящее время в Российской Федерации обеспечено необходимое разграничение полномочий и предметов ведения между уровнями публичной власти. Поэтому основная задача совершенствования муниципального управления на современном этапе - инвентаризация и учет всех полномочий, возложенных на органы местного самоуправления федеральным законодательством. Администрацией района проводится работа, направленная на обеспечение соответствия структуры и функций органов местного самоуправления района полномочиям, возложенным на местный уровень федеральным законодательством, а также в целях реализации единых подходов к принятию решения об изменении штатной численности органов местного самоуправления района на основе комплексного изучения и описания их полномочий, функций. Разрабатываются меры по оптимизации расходов муниципальных учреждений, созданных в целях хозяйственного обеспечения деятельности органов местного самоуправления района.

7.4. Повышение эффективности использования
муниципального имущества

Уставом района определено, что к вопросам местного значения муниципального района относится владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в собственности муниципального района, а также создание муниципальных предприятий и учреждений, их финансирование и наделение их имуществом, необходимым для осуществления уставной деятельности. К исключительной компетенции Собрания депутатов района относится определение порядка управления и распоряжения муниципальным имуществом, порядка принятия решений о создании, реорганизации и ликвидации муниципальных предприятий и учреждений. Муниципальное имущество создает материальную основу для реализации полномочий Верхнебуреинского муниципального района и предоставления муниципальных услуг гражданам и юридическим лицам.
Администрацией района в этой сфере создана и постоянно совершенствуется муниципальная нормативная правовая база. Организован учет муниципального имущества на основе применения программно-технических средств (ПК SAUMI), проведена работа по оформлению государственной регистрации прав собственности района на основную часть муниципальных объектов недвижимого имущества.
Органом, уполномоченным на распоряжение имуществом района, является отдел земельных и имущественных отношений администрации района, который ведет работу по оптимизации муниципального имущественного комплекса и приведению его в соответствие с полномочиями района.
На основе изменений в соответствии с федеральным законодательством полномочий публичных образований осуществляется перераспределение имущества между уровнями публичной власти.
Важными мероприятиями, направленными на повышение эффективности использования муниципального имущества, в том числе предоставляемого в пользование третьим лицам, является определение приоритетов при предоставлении муниципального недвижимого имущества.
Приоритетом в использовании муниципального недвижимого имущества является предоставление помещений для размещения органов местного самоуправления района, муниципальных учреждений и районных организаций. В порядке исключения в целях реализации полномочий по предметам совместного ведения возможно предоставление отдельных муниципальных помещений либо сохранение договорных отношений с федеральными органами государственной власти и органами исполнительной власти края.
Утверждена и действует муниципальная программа "Управление муниципальным имуществом Верхнебуреинского муниципального района на 2014 - 2016 годы", которая позволяет определять объемы финансирования из бюджета района на оформление технической документации, кадастровых паспортов и расходы на проведение рыночной оценки муниципальных объектов.
Одним из основных показателей эффективности использования имущества являются доходы от сдачи в аренду объектов муниципальной собственности.
Помещения или объекты, находящиеся в муниципальной собственности, которые в силу своего функционального назначения не могут быть использованы под офисы для размещения органов местного самоуправления района, муниципальных учреждений и районных организаций (спортивные, торговые объекты, объекты, предназначенные для общественного питания, части помещений в холлах, коридорах и т.п.) или в отношении которых отсутствует потребность в их использовании для муниципальных нужд (склады, гаражи, иные производственные помещения), подлежат предоставлению во временное коммерческое пользование в целях увеличения доходов от их использования.
На основании муниципальной программы развития субъектов малого и среднего предпринимательства на территории района осуществляется имущественная поддержка данной категории бизнеса.
Имущество, в том числе недвижимое, не участвующее в реализации полномочий района или в создании условий для их реализации и при отсутствии перспектив его использования в дальнейшем для муниципальных нужд, подлежит отчуждению. Приватизация муниципального имущества осуществляется в соответствии с Прогнозным планом приватизации муниципального имущества, ежегодно утверждаемым решением Собрания депутатов Верхнебуреинского муниципального района.
Одной из задач в вопросе эффективного использования муниципального имущества является списание морально и физически устаревшего муниципального имущества в соответствии с порядком списания основных средств муниципальных унитарных предприятий, учреждений, структурных подразделений администрации района.

7.5. Повышение эффективности оказания муниципальных услуг

В настоящее время продолжается реализация комплексной реформы муниципальных учреждений, направленной на повышение доступности и качества муниципальных услуг, эффективности и прозрачности их деятельности. В 2012 году завершился переходный период реформирования муниципальных учреждений и формирования нового механизма оказания и финансового обеспечения услуг и работ, предусмотренного Федеральным законом № 83-ФЗ.
В целях повышения качества и доступности муниципальных услуг (работ) структурными подразделениями администрации района, осуществляющими отдельные функции и полномочия учредителей муниципальных бюджетных и автономных учреждений (далее - учредители), проводятся следующие мероприятия:
- муниципальные задания на оказание муниципальных услуг (выполнение работ) доводятся до муниципальных бюджетных и автономных учреждений;
- ежеквартально проводится мониторинг выполнения муниципальных заданий;
- ежегодно проводится оценка выполнения муниципальных заданий.
По результатам деятельности за 2013 год все муниципальные учреждения муниципальные задания на оказание муниципальных услуг (выполнение работ) выполнили;
- ежегодно проводится оценка качества финансового менеджмента подведомственных муниципальных учреждений, формируется их рейтинг;
- приняты нормативные акты по установлению показателей эффективности деятельности подведомственных муниципальных учреждений и критериев оценки эффективности деятельности их руководителей;
- начата работа по изучению мнения населения о качестве предоставления муниципальных услуг;
- осуществляется контроль за размещением информации об учреждениях на официальном сайте для размещения информации о государственных (муниципальных) учреждениях (www.bus.gov.ru) и на официальном сайте администрации района.
Анализ практики предоставления муниципальных услуг (выполнения работ) показал, что учредителями не в полной мере используются методы повышения эффективности бюджетных расходов, в результате чего:
- недостаточно анализируются нормативные затраты на оказание муниципальных услуг (выполнение работ), в результате плановые затраты превышают фактические;
- при прогнозируемом невыполнении муниципального задания на оказание муниципальных услуг (выполнение работ) не всегда проводится его корректировка, уменьшение субсидии на выполнение муниципального задания, что приводит к неэффективным расходам;
- не привлекаются к оказанию муниципальных услуг негосударственные организации.
Для повышения качества и доступности муниципальных услуг необходимо решение следующих основных задач:
- использование инструмента муниципального задания на оказание муниципальных услуг при бюджетном планировании, обеспечение взаимосвязи муниципальных программ района и муниципальных заданий на оказание муниципальных услуг (выполнение работ);
- формирование и утверждение ведомственных перечней муниципальных услуг (работ), оказываемых муниципальными учреждениями на основе базовых (отраслевых) перечней государственных и муниципальных услуг и работ, утвержденных федеральными органами исполнительной власти, ответственными за реализацию государственной политики и нормативно-правовое регулирование в соответствующих сферах деятельности;
- переход при финансовом обеспечении муниципальных учреждений к единой методике расчета прозрачных и объективных единых нормативных затрат на оказание муниципальных услуг после определения федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленных сферах деятельности общих требований к утверждению нормативов затрат;
- применение практики привлечения к оказанию муниципальных услуг негосударственных организаций. Вовлечение организаций, не являющихся учреждениями, в процесс реализации конституционных гарантий в социальной сфере повысит конкуренцию среди юридических лиц и тем самым обеспечит рост качества оказания муниципальных услуг населению;
- продолжение работы по изучению мнения населения о качестве предоставления муниципальных услуг;
- использование результатов независимой оценки качества работы учреждений социальной сферы в деятельности администрации района и муниципальных учреждений;
- продолжение работы, связанной с переходом на предоставление муниципальных услуг в электронной форме;
- совершенствование систем оплаты труда работников муниципальных учреждений, направленное на создание механизма стимулирования к повышению качества оказываемых муниципальных услуг (работ), внедрение "эффективных контрактов", устанавливающих взаимосвязь между повышением оплаты труда и достижением конкретных показателей качества и количества оказываемых муниципальных услуг (работ);
- совершенствование порядка проведения мониторинга и оценки качества финансового менеджмента учреждений, осуществляемого учредителями.
Ожидаемый эффект от реализации указанных задач будет заключаться в повышении качества и обоснованности бюджетного планирования и удовлетворенности граждан качеством оказания муниципальных услуг (работ).
В целях создания условий для повышения эффективности работы бюджетного сектора по обеспечению потребностей граждан и общества в муниципальных услугах необходимо обеспечить взаимосвязь выполнения муниципальных заданий с муниципальными программами. Основные параметры муниципального задания на оказание муниципальных услуг (выполнение работ) должны включаться в состав показателей (индикаторов) выполнения соответствующих муниципальных программ района.
Одним из важных результатов реализации Федерального закона № 83-ФЗ является повышение оплаты труда работников муниципальных учреждений. Повышение оплаты труда должно быть обусловлено повышением эффективности оказания муниципальных услуг, установлением прямой зависимости уровня оплаты труда в отраслях бюджетной сферы от его производительности и качества. Будет продолжена работа по переходу на "эффективный контракт", включающий показатели и критерии оценки эффективности деятельности работника для назначения стимулирующих выплат в зависимости от результатов труда и качества оказываемых муниципальных услуг. Мероприятия по совершенствованию оплаты труда отдельным категориям работников включены в отраслевые "дорожные карты".
Одним из ключевых направлений повышения эффективности предоставления муниципальных услуг является предоставление государственных и муниципальных услуг на базе Многофункционального центра (далее - МФЦ).
В соответствии со Схемой размещения на территории Хабаровского края филиалов многофункционального центра предоставления государственных и муниципальных услуг и организаций, привлекаемых к реализации функций многофункционального центра, утвержденной распоряжением Правительства Хабаровского края от 28 февраля 2013 г. № 107-рп "Об обеспечении возможности получения заявителями государственных и муниципальных услуг по принципу "одного окна", в 2013 году открыт в п. Чегдомын филиал МФЦ, что позволяет полностью выполнять требования Указа Президента Российской Федерации от 07 мая 2012 г. № 601.
Следующее направление деятельности администрации района по повышению качества предоставления муниципальных услуг - предоставление государственных (муниципальных) услуг в электронном виде через развитие портала государственных и муниципальных услуг Хабаровского края (http://pgu.khv.gov.ru). В районе обеспечено межведомственное электронное взаимодействие при предоставлении муниципальных услуг. Граждане и организации освобождены от сбора документов и сведений, которыми располагают федеральные, региональные органы государственной власти, органы местного самоуправления района при предоставлении государственных и муниципальных услуг на территории края.
На портале государственных и муниципальных услуг Хабаровского края опубликовано 57 муниципальных услуг Верхнебуреинского района, переведенных в электронный вид, которые также доступны через гиперссылку на портале государственных и муниципальных услуг Российской Федерации (http://www.gosuslugi.ru).
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 07 мая 2012 г. № 601 за период с 2014 по 2018 год необходимо обеспечить:
- уровень удовлетворенности граждан района качеством предоставления муниципальных услуг не менее 90 процентов (на конец 2014 года - 96,04% при целевом значении - 70%);
- не менее чем для 90 процентов жителей района доступ к получению государственных и муниципальных услуг по принципу "одного окна" по месту пребывания, в том числе в МФЦ предоставления государственных и муниципальных услуг (на конец 2014 года - 57,19% при целевом значении - 40%);
- соблюдение требования "максимальный срок ожидания в очереди при подаче запроса и при получении государственных и муниципальных услуг не более 15 минут" (на конец 2014 года - не более 15 минут при целевом значении - не более 15 минут).

7.6. Повышение эффективности бюджетных инвестиций

В целях совершенствования механизма реализации муниципальной инвестиционной политики, повышения эффективности бюджетных инвестиций в районе ведется работа по разработке и внедрению Перечня объектов капитального строительства и объектов капитального ремонта (далее - Перечень).
Перечень устанавливает распределение бюджетных ассигнований из районного бюджета на реализацию муниципальных инвестиционных проектов, направленных на строительство, реконструкцию или техническое перевооружение объектов капитального строительства и (или) осуществление на территории района иных капитальных вложений.
При формировании Перечня оценивается эффективность использования средств районного бюджета, направляемых на капитальные вложения с учетом соответствия приоритетам социально-экономического развития района, социальной и бюджетной эффективности инвестиционного проекта, влияния бюджетных инвестиций на косвенные эффекты в экономике района. Учитываются возможность завершения строительства объекта в трехлетний период бюджетного планирования, эксплуатационные расходы будущих периодов в рамках проектов.
При включении объектов в Перечень наибольшее значение уделяется влиянию строительства объектов на результат муниципальных программ района, прежде всего в части достижения целевых показателей, предусмотренных указами Президента Российской Федерации.
Отбор проектов к финансированию в очередном финансовом году и в плановом периоде осуществляет комиссия администрации района по проектировкам показателей социально-экономического развития района, отбору муниципальных программ.
На фоне растущей потребности в финансировании инвестиционных проектов и ограниченности бюджетных возможностей механизмы объединения усилий государства, муниципалитетов и частного капитала являются особо актуальными. При этом бюджетные инвестиции не должны создавать конкуренцию реализации коммерческих инвестиционных проектов, а также проектов, для реализации которых используются механизмы муниципально-частного партнерства (далее - МЧП).
Применение МЧП при реализации инвестиционных проектов позволит администрации района:
- перераспределить финансовую нагрузку при реализации дорогостоящих проектов;
- сбалансировать распределение рисков, возникающих при реализации проекта (риск передается той стороне, которая способна лучше им управлять);
- четко распределить сферу ответственности бизнеса и органов местного самоуправления при реализации проекта;
- исключить возможность долгостроя и обеспечить соблюдение проектной документации и сроков строительства;
- обеспечить соблюдение обязательств органом муниципального управления в условиях бюджетных ограничений;
- повысить эффективность предоставления (выполнения) работ и услуг при сохранении их качества.
В среднесрочной перспективе необходимо обеспечить повышение эффективности бюджетных расходов инвестиционного характера, сопряженное с привлечением частных инвестиций в экономику района, посредством решения следующих задач:
- сокращения рисков, с которыми связан процесс осуществления инвестиций в проекты, реализуемые на принципах МЧП;
- создания новых инструментов бюджетной политики в сфере бюджетных инвестиций, обеспечивающих комфортные условия для частного капитала;
- повышения эффективности управления созданными в результате инвестиционной деятельности активами, в том числе компаниями с государственным участием и институтами развития, включая привлечение частного капитала к их дальнейшему развитию и модернизации.
Развитие МЧП позволит привлечь средства частных инвесторов для реализации проектов в социальной сфере и в области развития инфраструктуры, а также осуществить справедливое распределение рисков между инвестором и администрацией района.
Вместе с тем существенным ограничением применения механизмов МЧП являются несовершенство законодательства Российской Федерации, регламентирующего МЧП, - на федеральном уровне отсутствует само понятие МЧП, а также разграничение сфер применения норм законодательства Российской Федерации о государственных и муниципальных закупках в случае реализации соглашений о МЧП.

7.7. Совершенствование и развитие
межбюджетных отношений в районе

Межбюджетные трансферты местным бюджетам составляют 3,8 процента расходов районного бюджета. В связи с этим особую актуальность приобретают вопросы совершенствования и развития межбюджетных отношений.
В числе межбюджетных трансфертов, составляющих основу стабильного функционирования местных бюджетов, основными являются дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности городских и сельских поселений района, позволяющие наряду с налоговыми и неналоговыми доходами сформировать объем финансовых ресурсов, гарантирующий минимальную потребность муниципалитетов в средствах на первоочередные и социально значимые расходы.
В соответствии со статьей 142.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, Законом Хабаровского края от 29 сентября 2005 г. № 296 "О порядке определения объема районного фонда финансовой поддержки поселений и распределения дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности поселений из бюджета муниципального района", решением Собрания депутатов Верхнебуреинского муниципального района от 21 сентября 2010 г. № 55 "Об утверждении Положения о порядке и условиях предоставления межбюджетных трансфертов из бюджета Верхнебуреинского муниципального района" распределение дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности городских и сельских поселений района производится на три года решением Собрания депутатов Верхнебуреинского муниципального района о районном бюджете на соответствующий финансовый год и плановый период.
Дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности городских и сельских поселений, входящих в состав Верхнебуреинского муниципального района, предусматриваются в бюджете Верхнебуреинского муниципального района на очередной финансовый год и плановый период в целях выравнивания финансовых возможностей городских и сельских поселений по осуществлению их полномочий по решению вопросов местного значения, отнесенных в соответствии с законодательством Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления городских и сельских поселений.
В целях выявления городских и сельских поселений района, допускающих нарушения бюджетного законодательства, проводится мониторинг соблюдения требований Бюджетного кодекса Российской Федерации, нормативов формирования расходов на содержание органов местного самоуправления, установленных Правительством края, мониторинг качества управления бюджетным процессом в муниципальных образованиях района. Результаты данных мониторингов размещаются на официальном сайте администрации района.
Для поддержки устойчивого исполнения местных бюджетов городских и сельских поселений района и повышения качества управления муниципальными финансами необходимы действия в следующих направлениях:
- обеспечение сбалансированности местных бюджетов городских и сельских поселений района;
- создание стабильной финансовой основы для исполнения расходных обязательств городских и сельских поселений района, софинансирование расходных обязательств городских и сельских поселений района на реализацию отдельных социально значимых расходных обязательств по вопросам местного значения;
- повышение эффективности управления муниципальными финансами.
В целях обеспечения сбалансированности местных бюджетов городских и сельских поселений района и софинансирования расходных обязательств городских и сельских поселений района на реализацию отдельных социально значимых расходных обязательств по вопросам местного значения необходимо предоставлять иные межбюджетные трансферты городским и сельским поселениям района.
В 2015 - 2018 годах целесообразно продолжить работу по повышению качества управления муниципальными финансами, включая развитие программно-целевых методов управления бюджетным процессом, сокращению и ликвидации просроченной кредиторской задолженности, снижению долговой нагрузки на местные бюджеты.
Будет продолжен мониторинг соблюдения требований бюджетного законодательства, качества управления бюджетным процессом в муниципальных образованиях района.
В целях обеспечения требований по прозрачности бюджетного процесса будет осуществляться контроль за размещением информации о муниципальных финансах на официальных сайтах администраций городских и сельских поселений района.

8. Повышение операционной эффективности деятельности органов
местного самоуправления района и муниципальных учреждений

Повышение эффективности бюджетных расходов невозможно без повышения эффективности деятельности администрации муниципального района и муниципальных учреждений на операционном уровне, на котором определяется эффективность инструментов, механизмов, процедур непосредственного принятия и реализации решений органом местного самоуправления. Указанные меры должны быть направлены на повышение подотчетности органов местного самоуправления и учреждений, развитие системы мониторинга и оценки результатов их деятельности, а также создание механизмов стимулирования к повышению эффективности использования средств бюджета муниципального района.

8.1. Повышение качества финансового менеджмента главных
распорядителей средств районного бюджета и подведомственных
им муниципальных учреждений

Реализация бюджетного процесса на основе программно-целевых методов управления предъявляет новые требования к инструментам финансового менеджмента как главных распорядителей средств районного бюджета, так и на уровне муниципальных учреждений.
Обеспечение повышения качества финансового менеджмента в секторе муниципального управления является одной из приоритетных задач, установленных Программой повышения эффективности управления муниципальными финансами на период до 2018 года и муниципальной программой Верхнебуреинского муниципального района "Управление муниципальными финансами в Верхнебуреинском муниципальном районе на 2014 - 2017 годы", утвержденной постановлением администрации Верхнебуреинского муниципального района от 11 октября 2013 г. № 972.
Начиная с 2012 года финансовым управлением администрации района проводятся годовой мониторинг и оценка качества финансового менеджмента, осуществляемого главными распорядителями средств районного бюджета. Отчеты о результатах годового мониторинга и рейтинг главных распорядителей средств районного бюджета ежегодно размещаются на официальном сайте администрации района.
Начиная с 2013 года главные распорядители средств районного бюджета, имеющие сеть подведомственных муниципальных учреждений, ежегодно осуществляют мониторинг качества финансового менеджмента муниципальных учреждений. Результаты мониторинга качества финансового менеджмента и рейтинг муниципальных учреждений размещаются на официальном сайте администрации района.
Показатели финансового менеджмента являются составной частью показателей эффективности деятельности муниципальных учреждений. Практика проведения мониторинга и формирования рейтинга муниципальных учреждений оказывает положительное влияние на эффективность деятельности муниципальных учреждений и на открытость информации об их деятельности.
Главным распорядителям средств районного бюджета необходимо продолжить работу по мониторингу качества финансового менеджмента подведомственных муниципальных учреждений.
Несмотря на достигнутые результаты, работу по повышению качества финансового менеджмента главных распорядителей средств районного бюджета необходимо продолжать и совершенствовать по следующим направлениям:
- развитие нормативной и методической базы проведения мониторинга качества финансового менеджмента в соответствии с изменениями бюджетного законодательства и правовыми актами Министерства финансов Российской Федерации;
- принятие главными распорядителями средств районного бюджета, получившими низкую оценку уровня качества финансового менеджмента, мер, направленных на его повышение.
В соответствии с Программой повышения эффективности управления муниципальными финансами на период до 2018 года определены основные направления повышения качества финансового менеджмента в органах местного самоуправления. Финансовый менеджмент должен стать процессом, встроенным в его деятельность, охватывающим все взаимосвязанные бюджетные процедуры (финансовое планирование и исполнение бюджета в увязке с процедурами закупок для муниципальных нужд, учет и отчетность, финансовый контроль и аудит). В ходе финансового менеджмента должны приниматься эффективные управленческие решения о распределении, обеспечении адресного, экономного и результативного использования бюджетных средств, направляемых в том числе на оказание муниципальных услуг, осуществляемых муниципальными учреждениями.
Результаты работы по повышению качества финансового менеджмента напрямую влияют на оценку качества управления муниципальными финансами и на рейтинг муниципального района в целом.

8.2. Управление ликвидностью единого счета районного бюджета

Целью работы по управлению ликвидностью единого счета районного бюджета (далее - единый счет) является создание условий для качественного и эффективного управления бюджетными средствами, направленного на обеспечение безусловного и своевременного исполнения денежных обязательств районного бюджета.
Для управления ликвидностью единого счета используются процедуры кассового планирования и финансового прогнозирования в процессе исполнения районного бюджета. Кассовое планирование осуществляется в соответствии с Порядком составления и ведения кассового плана районного бюджета, а также прогнозирования кассовых разрывов, утвержденным приказом финансового управления администрации района от 23.12.2013 № 40/1.
Кассовый план районного бюджета (далее - кассовый план) составляется на текущий финансовый год с ежемесячной его актуализацией. Кассовый план формируется финансовым управлением администрации района и доводится до главных распорядителей средств районного бюджета. Кассовый план как инструмент управления единым счетом бюджета позволяет выявлять периоды образования временных кассовых разрывов, которые связаны с неравномерным поступлением доходов в течение года и необходимостью осуществления отдельных разовых платежей, носящих сезонный характер. Кроме того, кассовый план позволяет осуществлять контроль за недопущением образования необоснованных остатков средств районного бюджета на лицевых счетах главных распорядителей средств районного бюджета и подведомственных им муниципальных учреждений.
Работа по вышеперечисленным направлениям будет продолжена в 2015 - 2018 годах.
Формирование муниципальных заданий на оказание муниципальных услуг (выполнение работ) на основании новых ведомственных перечней услуг будет осуществляться начиная с формирования бюджета муниципального района на 2016 год и плановый период. В связи с этим необходимо еще раз с учетом новых критериев проанализировать деятельность подведомственных учреждений, число которых должно быть оптимизировано.

9. Развитие информационной системы управления
муниципальными финансами

Важным направлением повышения эффективности бюджетных расходов является развитие системы "Электронный бюджет", а также информационных систем управления муниципальными финансами Верхнебуреинского муниципального района. Целью системы управления муниципальными финансами "Электронный бюджет" является внедрение в районе единой информационной системы, позволяющей достичь высоких показателей автоматизации процессов планирования и исполнения районного бюджета, обеспечения высокой доступности, актуальности, полезности и понятности информации о структуре и исполнении бюджета как для должностных лиц и организаций, имеющих отношение к бюджетному процессу, так и для граждан, не являющихся специалистами в данной области.
Автоматизированная система, применяемая в настоящее время в Финансовом управлении и у главных распорядителей средств бюджета муниципального района ("Бюджет-СМАРТ", "Свод-СМАРТ", "Ревизор-КС"), реализует большую часть задач, принципов и направлений системы "Электронный бюджет".
Ключевые преимущества автоматизированной системы:
существенное повышение оперативности и прозрачности бюджетного процесса за счет создания единой базы данных, содержащей всю информацию по проектированию и исполнению бюджета муниципального района;
автоматизация всех этапов документооборота в процессе организации планирования и исполнения бюджета муниципального района - от создания первичных документов до момента проведения кассовых выплат и обработки выписки из лицевого счета, банковской выписки;
возможность получения каждым участником бюджетного процесса планирования и исполнения бюджета муниципального района в рамках его полномочий и утвержденного регламента за счет единства базы данных достоверной и актуальной информации на любой момент ее запроса;
единые принципы и методология организации бюджетного процесса в части планирования и исполнения бюджета муниципального района с использованием структурирования и централизации первичной информации в единой базе данных с едиными форматами документов;
возможность отслеживать текущие потребности и обязательства учреждений и принимать оперативные управленческие решения по финансированию соответствующих расходов бюджета, осуществлять контроль связи между потребностью (в виде заявки на кассовый расход), управленческим решением по ее удовлетворению (в виде доведенных предельных объемов финансирования) и непосредственно расходованием средств из бюджета (кассовые выплаты).
Развитие информационно-аналитических систем управления муниципальными финансами в районе ведет к оптимизации процедур бюджетного процесса, созданию инструментария для оперативного принятия обоснованных управленческих решений в целях повышения эффективности бюджетных расходов.

10. Повышение качества муниципального финансового контроля

Одним из факторов, влияющих на эффективность управления муниципальными финансами, является муниципальный финансовый контроль, главная цель и задача которого - повышение эффективности управления муниципальными финансами.
Полномочия по осуществлению муниципального финансового контроля в районе осуществляют контрольно-счетная палата Верхнебуреинского муниципального района - внешний финансовый контроль и финансовое управление администрации района - внутренний финансовый контроль.
Изменения, внесенные в Бюджетный кодекс Российской Федерации (Федеральный закон от 23 июля 2013 г. № 252-ФЗ "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон № 252-ФЗ), Федеральный закон от 05 апреля 2013 г. № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон № 44-ФЗ), концептуально изменили существующую систему муниципального финансового контроля. Финансовым управлением администрации района в целях реализации указанных изменений сформирована нормативная правовая база и осуществляется методическое обеспечение организации внутреннего муниципального контроля в районе.
Развитие системы финансового контроля в районе будет направлено на предупреждение и пресечение нарушений бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения. Ожидаемым результатом эффективной системы финансового контроля является повышение эффективности и результативности бюджетных расходов, что достигается за счет контроля экономической обоснованности, правомерности и эффективности использования муниципальных финансовых ресурсов, анализа результативности их использования.
В районе в сфере осуществления муниципального финансового контроля сохраняется ряд недостатков и проблем:
- не завершено формирование нормативной правовой и методической базы муниципального финансового контроля;
- отсутствует риск-ориентированное планирование контрольной деятельности;
- в практике финансового контроля преобладают подходы, связанные главным образом с контролем исполнения бюджетных назначений и не принимающие во внимание эффективность использования бюджетных средств;
- отсутствует система внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита главных распорядителей средств районного бюджета.
В целях повышения качества и результативности проведения контрольных мероприятий, включая анализ эффективности, результативности и экономичности использования бюджетных средств, необходимо продолжить работу по совершенствованию нормативного правового регулирования и методического обеспечения организации и осуществления внутреннего муниципального финансового контроля и внутреннего финансового аудита в районе.
Повышение качества внутреннего финансового контроля и аудита предполагает обеспечение финансовым управлением администрации района внедрения риск-ориентированного планирования внутреннего финансового аудита, а также системы мониторинга и анализа осуществления главными администраторами бюджетных средств внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита.
Необходимо внедрить риск-ориентированное планирование контрольной деятельности органов внутреннего муниципального финансового контроля. В ходе такого планирования определяется приоритетность предметов и объектов контроля, направления использования бюджетных средств, по которым наиболее вероятно наличие существенных финансовых нарушений, устанавливается координация планов контрольной деятельности органов муниципального финансового контроля.
Переход к программно-целевым принципам бюджетного планирования и исполнения районного бюджета требует усиления финансового контроля за полнотой и достоверностью отчетности о реализации муниципальных программ района, что необходимо учесть в практике осуществления контрольно-ревизионной деятельности. В связи с чем необходимо внедрение новых методов финансового контроля, в том числе направленных на создание системы мониторинга муниципальных программ района.
Организация контроля за реализацией муниципальных программ позволит в полной мере опереться на данные представленной отчетности при принятии управленческих решений, включающих решения о корректировке муниципальных программ, оперативном принятии иных управленческих решений, а также позволит получить объективную оценку результатов реализации и эффективности муниципальных программ.
Реализация бюджетного процесса на основе программно-целевых методов управления также определяет новые требования к инструментам финансового менеджмента на ведомственном уровне. Необходимым условием обеспечения эффективного финансового управления на ведомственном уровне становится формирование полноценных систем внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита в органах местного самоуправления района.
В соответствии с Федеральным законом № 252-ФЗ внутренний финансовый контроль в системе главного администратора бюджетных средств определен как система мер по соблюдению внутренних стандартов и процедур составления и исполнения бюджета, ведения бюджетного учета, составления и представления бюджетной отчетности. Внутренний финансовый контроль дополняется внутренним финансовым аудитом, осуществляемым на основе функциональной независимости в целях оценки надежности системы внутреннего финансового контроля и подготовки рекомендаций по повышению его эффективности, подтверждения полноты и достоверности бюджетной отчетности и соответствия порядка ведения бюджетного учета методологии и стандартов бюджетного учета.
Основные результаты внутреннего финансового аудита заключаются в подготовке предложений по повышению эффективности использования бюджетных средств.
Повышение качества муниципального финансового контроля в районе будет осуществляться путем:
- осуществления контрольных мероприятий в сфере закупок и осуществления взаимодействия с единой информационной системой в сфере закупок;
- применения мер административной ответственности с учетом изменений, вносимых в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях;
- реализации требований по составу и формам обнародования информации о результатах внутреннего муниципального финансового контроля для размещения в электронных средствах массовой информации и на официальных сайтах органов местного самоуправления района.

11. Повышение открытости и прозрачности управления
муниципальными финансами

Повышение уровня информационной открытости и прозрачности деятельности органов местного самоуправления района в бюджетном процессе направлено на рост качества их работы и совершенствование системы управления муниципальными финансами в целом. Открытости деятельности органов местного самоуправления района по управлению муниципальными финансами способствуют:
- ежегодное проведение публичных слушаний по проекту решения о районном бюджете и отчету о его исполнении, а также обязательные обсуждения по проектам муниципальных программ района;
- размещение в открытом доступе в информационно-телекоммуникационной сети Интернет проектов муниципальных правовых актов района.
Доступ широкого круга пользователей к информации о районном бюджете и бюджетном процессе в районе обеспечивается через официальный сайт администрации района в сети Интернет в разделе "Бюджет для граждан".
Кроме того, отделы (управления) администрации района осуществляют контроль за размещением информации о подведомственных муниципальных учреждениях на сайте размещения информации о государственных (муниципальных) учреждениях (www.bus.gov.ru). По состоянию на 01 января 2014 г. информация о муниципальных учреждениях размещена в полном объеме.
В соответствии с пунктом 9 Бюджетного послания Президента Российской Федерации от 13 июня 2013 г. "О бюджетной политике в 2014 - 2016 годах" финансовым управлением администрации района, начиная с 2013 года, формируется в доступной форме электронная брошюра "Бюджет для граждан", которая размещается на официальном сайте администрации района в разделе "Бюджет для граждан". Это позволяет не только информировать граждан и общественные организации о бюджете и бюджетном процессе в районе, но и вовлекать их в этот процесс.
Развитие публичности процесса управления муниципальными финансами в районе будет во многом зависеть от разработки на федеральном уровне законодательных актов, гарантирующих обществу право на доступ к открытым государственным данным, а также открытость и доступность информации о расходовании бюджетных средств.
В условиях открытости и прозрачности в сфере управления муниципальными финансами возрастает значение бюджетной грамотности населения. Реализация мероприятий по проведению публичных слушаний, формирование электронной брошюры "Бюджет для граждан" способствуют повышению уровня грамотности различных слоев населения в вопросах формирования и исполнения районного бюджета.
В 2015 - 2018 годах рост открытости и прозрачности информации о районном бюджете и бюджетном процессе в районе будет обеспечен за счет:
- развития Единого портала бюджетной системы Российской Федерации как основного инструмента, обеспечивающего прозрачность и открытость бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. Информация о районном бюджете будет интегрирована на Единый портал бюджетной системы Российской Федерации через информационные системы и сервисы в районе;
- регулярной публикации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет электронной брошюры "Бюджет для граждан";
- развития информационных систем и сервисов, обеспечивающих раскрытие информации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет в машиночитаемом виде;
- обеспечения широкого участия граждан в процессе принятия решений о распределении общественных финансов.
Повышение финансовой прозрачности деятельности органов местного самоуправления района необходимо осуществлять комплексно на всех стадиях бюджетного процесса, что послужит инструментом для принятия управленческих решений и позволит обеспечить качественное улучшение системы управления муниципальными финансами в районе. Результатом этой работы станет создание предпосылок к формированию механизмов общественного контроля над эффективностью и результативностью деятельности органов местного самоуправления района.


------------------------------------------------------------------