Типы документов

Реклама

Партнеры

Решение Хабаровского краевого суда от 06.07.2015 по делу N 3-39/2015 <Об отказе в удовлетворении требования о признании недействующим распоряжения Правительства Хабаровского края от 13.02.2014 N 85-рп "Об утверждении документации по планировке территории для размещения линейного объекта "Защита от затопления территории Южного округа г. Хабаровска на участке ул. Пионерская от Дендрария до ул. Союзной">



ХАБАРОВСКИЙ КРАЕВОЙ СУД

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 6 июля 2015 г. по делу № 3-39/2015

Хабаровский краевой суд в составе:
председательствующего судьи Волошиной Е.В.
при секретаре К.
с участием прокурора Криковцовой Е.Г.,
заявителя Р.,
представителя Правительства Хабаровского края З.,
представителя КГКУ "Служба заказчика министерства строительства Хабаровского края" Б.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Хабаровске 06 июля 2015 года гражданское дело по заявлению Р. о признании противоречащим федеральному законодательству и недействующим распоряжения Правительства Хабаровского края от 13.02.2014 г. № 85-рп "Об утверждении документации по планировке территории (проект планировки, проект межевания) для размещения линейного объекта "Защита от затопления территории Южного округа г.Хабаровска на участке ул.Пионерская от Дендрария до ул.Союзной",

установил:

Р. обратился в суд с заявлением, после уточнения которого, просит признать противоречащим федеральному законодательству и недействующим со дня принятия распоряжение Правительства Хабаровского края от 13.02.2014 г. № 85-рп "Об утверждении документации по планировке территории (проект планировки, проект межевания) для размещения линейного объекта "Защита от затопления территории Южного округа г.Хабаровска на участке ул.Пионерская от Дендрария до ул.Союзной", ссылаясь на принятие оспариваемого акта в нарушение требований ч. 8 ст. 6 Водного кодекса РФ, поскольку ему на основании договора № 123 предоставлено стояночное место для маломерного судна и его хранения на лодочной станции № 7, в связи с чем строительство гидротехнического сооружения линейного объекта на основании распоряжения № 85-рп закрывает проход к водному объекту общего пользования протоки Амурской и нарушает его право, предусмотренное ч. 8 ст. 6 Водного кодекса РФ, что подтверждается заключением от 04.06.2015 г., согласно которого в границах земельного участка расположен водный объект, который используется под лодочную станцию, гидротехническое сооружение линейного объекта закрывает выход из водоема в акваторию протоки Амурской.
Заявитель в судебном заседании поддержал заявленные требования.
Представитель Правительства Хабаровского края З., представитель КГКУ "Служба заказчика министерства строительства Хабаровского края" Б. в судебном заседании против удовлетворения заявленных требований возражали, полагая, что оспариваемый акт органа государственной власти принят в пределах предоставленной компетенции и нарушений законодательства при его принятии допущено не было.
Выслушав участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора Криковцовой Е.Г., полагавшей требования не подлежащими удовлетворению, суд полагает, что в удовлетворении заявления следует отказать.
Распоряжением Правительства Хабаровского края от 13.02.2014 г. № 85-рп "Об утверждении документации по планировке территории (проект планировки, проект межевания) для размещения линейного объекта "Защита от затопления территории Южного округа г.Хабаровска на участке ул.Пионерская от Дендрария до ул. Союзной" утверждена документация по планировке территории (проект планировки, проект межевания) для размещения линейного объекта "Защита от затопления территории Южного округа г.Хабаровска на участке ул.Пионерская от Дендрария до ул.Союзной". Распоряжение опубликовано в газете "Хабаровские вести", № 23, 18.02.2014 г.
Линейный объект "Защита от затопления территории Южного округа г.Хабаровска на участке ул.Пионерская от Дендрария до ул.Союзной" является объектом капитального строительства краевой государственной собственности, финансируемым за счет средств краевого бюджета.
Из материалов дела следует, что в основной части проекта планировки, межевания содержатся чертежи планировки и межевания территории, схемы границ зон с особыми условиями использования территории, схемы размещения объектов инженерной инфраструктуры, также в проектах содержится пояснительная записка, из которой видно, что в составе выполненной работы проведена подготовка проектов планировки, межевания и материалов по их обоснованию. Материалы по обоснованию проектов планировки, межевания включают в себя распоряжение министерства строительства Хабаровского края от 25.04.2013 г. № 42 "О принятии решения по подготовке документации по планировке территории", техническое задание на разработку проекта планировки с проектом межевания территории, сведения информационной системы обеспечения градостроительной деятельности для подготовки документации по планировке территории.
В соответствии с п.п. "в", "д", "к" ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами; природопользование; охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности; особо охраняемые природные территории; охрана памятников истории и культуры; административное, административно-процессуальное, трудовое, семейное, жилищное, земельное, водное, лесное законодательство, законодательство о недрах, об охране окружающей среды находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Согласно положений ч. 2 ст. 76 Конституции РФ по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым в соответствии с частями первой и второй настоящей статьи, как следует из требований ч. 5 ст. 76 Конституции РФ.
Согласно п. 42 ч. 2 ст. 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится утверждение схем территориального планирования субъекта Российской Федерации, утверждения документации по планировке территории для размещения объектов капитального строительства регионального значения, утверждения региональных нормативов градостроительного проектирования, выдачи разрешения на строительство объекта капитального строительства в случаях, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации.
В силу части 1 статьи 7 Градостроительного кодекса РФ к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области градостроительной деятельности относятся подготовка и утверждение документов территориального планирования субъектов Российской Федерации. Градостроительная деятельность - это деятельность по развитию территорий, в том числе городов и иных поселений, осуществляемая в виде территориального планирования, градостроительного зонирования, планировки территории, архитектурно-строительного проектирования, строительства, капитального ремонта, реконструкции объектов капитального строительства, эксплуатации зданий, сооружений, как следует из положений ч. 1 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ.
Исходя из положений ч. 19 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ к объектам регионального значения относятся объекты капитального строительства, иные объекты, территории, которые необходимы для осуществления полномочий по вопросам, отнесенным к ведению субъекта Российской Федерации, органов государственной власти субъекта Российской Федерации Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, конституцией (уставом) субъекта Российской Федерации, законами субъекта Российской Федерации, решениями высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, и оказывают существенное влияние на социально-экономическое развитие субъекта Российской Федерации. Виды объектов регионального значения в указанных в части 3 статьи 14 настоящего Кодекса областях, подлежащих отображению на схеме территориального планирования субъекта Российской Федерации, определяются законом субъекта Российской Федерации.
В соответствии с ч. 1 ст. 45 Градостроительного кодекса РФ решения о подготовке документации по планировке территории принимаются уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органами местного самоуправления.
Согласно ч. 19 ст. 45 Градостроительного кодекса РФ порядок подготовки документации по планировке территории, подготовка которой осуществляется на основании решений органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, устанавливается настоящим Кодексом и законами субъектов Российской Федерации.
В соответствии с ч. 10 ст. 45 Градостроительного кодекса РФ подготовка документации по планировке территории осуществляется на основании документов территориального планирования, правил землепользования и застройки в соответствии с требованиями технических регламентов, нормативов градостроительного проектирования, градостроительных регламентов с учетом границ территорий объектов культурного наследия, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, границ территорий выявленных объектов культурного наследия, границ зон с особыми условиями использования территорий, а также с учетом программ комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры поселения, городского округа, программ комплексного развития транспортной инфраструктуры поселения, городского округа, программ комплексного развития социальной инфраструктуры поселения, городского округа.
Согласно ч. 1 ст. 9 Градостроительного кодекса РФ территориальное планирование направлено на определение в документах территориального планирования назначения территорий исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учета интересов граждан и их объединений, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Как следует из положений ч. 1 ст. 42 Градостроительного кодекса РФ подготовка проекта планировки территории осуществляется для выделения элементов планировочной структуры, установления параметров планируемого развития элементов планировочной структуры, зон планируемого размещения объектов капитального строительства, в том числе объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения.
В соответствии с положениями ст. 45 ч. 14 Градостроительного кодекса РФ документация по планировке территории, представленная уполномоченными органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органами местного самоуправления, утверждается соответственно высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, главой местной администрации в течение четырнадцати дней со дня поступления указанной документации.
Согласно ч. 12.1 ст. 45 Градостроительного кодекса РФ уполномоченные органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органы местного самоуправления осуществляют проверку подготовленной на основании их решений документации по планировке территории на соответствие требованиям, указанным в части 10 настоящей статьи, в течение тридцати дней со дня поступления такой документации и по результатам проверки принимают решения о направлении такой документации соответственно в высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации, главе местной администрации на утверждение или об отклонении такой документации и о направлении ее на доработку.
Из положений ч. 12.2 вышеуказанной статьи следует, что документация по планировке территории, подготовленная на основании решения уполномоченного федерального органа исполнительной власти, органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления муниципального района, до ее утверждения подлежит согласованию с органами местного самоуправления поселения, городского округа, применительно к территориям которых разрабатывалась такая документация.
Предупреждение чрезвычайных ситуаций - это комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей среде и материальных потерь в случае их возникновения, что предусмотрено ст. 1 Федерального закона "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" от 21.12.1994 г. № 68-ФЗ.
Согласно части 1 статьи 7 Закона Хабаровского края "О защите населения и территории Хабаровского края от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" от 01.03.1996 г. № 7 органы исполнительной власти края организуют работу в области защиты населения и территории края от чрезвычайных ситуаций в сфере своей деятельности в соответствии с федеральными нормативными правовыми актами и настоящим Законом.
Осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, что предусмотрено ст. 72 ч. 1 п. з Конституции РФ.
Таким образом, оспариваемое распоряжение принято в соответствии с полномочиями и компетенцией Правительства Хабаровского края.
В соответствии с частью 6 статьи 9 Градостроительного кодекса РФ подготовка документов территориального планирования осуществляется с учетом положений о территориальном планировании, содержащихся в документах территориального планирования Российской Федерации, документах территориального планирования субъектов Российской Федерации, документах территориального планирования муниципальных образований, а также с учетом предложений заинтересованных лиц. Документами территориального планирования субъектов Российской Федерации являются схемы территориального планирования субъектов актов Российской Федерации. Подготовка указанных схем может осуществляться в составе одного или нескольких документов территориального планирования субъектов Российской Федерации, что следует из требований ч. 1 ст. 14 Градостроительного кодекса РФ.
Схема территориального планирования Хабаровского края утверждена постановлением Правительства Хабаровского края от 10.07.2012 г. № 232-пр, пунктом 1.2.5.3.1 которой предусмотрена защита населения и объектов экономики от затопления и подтопления, размыва берегов и другие мероприятия (реконструкция и защита дамб, берегоукрепление), в целях обеспечения безопасных и комфортных условий проживания населения, охраны и рационального использования земельных и водных ресурсов и, как следствие, повышения эффективности производства и благосостояния жителей края необходимо максимально ослабить влияние природных факторов, препятствующих адаптации края к новой внутренней и внешней экономической ситуации, и полнее реализовать имеющиеся предпосылки дальнейшего развития.
Для предотвращения негативного воздействия поверхностных вод на населенные пункты края предлагается защита от затопления территории Южного округа г. Хабаровска на участке от Дендрария до ул.Союзной протяженностью 7,3 километра, как следует из п.п. 4 п. 1.2.5.3.1 данной Схемы.
Согласно положений ч. 3 ст. 26 Градостроительного кодекса РФ реализация схемы территориального планирования субъекта Российской Федерации осуществляется путем выполнения мероприятий, которые предусмотрены программами, утвержденными высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации и реализуемыми за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, или нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, или в установленном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации порядке решениями главных распорядителей средств бюджета субъекта Российской Федерации, или инвестиционными программами субъектов естественных монополий.
Подпунктом 3.1 приложения № 5 к Государственной программе Хабаровского края "Развитие водохозяйственного комплекса Хабаровского края в 2014 - 2020 годах, утвержденной постановлением Правительства Хабаровского края от 7 февраля 2014 г. № 27-пр предусмотрена защита от затопления территории южного округа Хабаровска на участке ул.Пионерская от Дендрария до ул.Союзной.
Постановлением администрации города Хабаровска от 11.09.2013 г. № 3569 утверждена документация по планировке территории в границах ул.Юнгов - - им. П.Л.Морозова - ул.Флегонтова - Амурской протоки в Индустриальном районе г. Хабаровска с учетом строительства гидротехнических сооружений инженерной защиты.
Документация на объект "Защита от затопления территории Южного округа г. Хабаровска на участке ул.Пионерская от Дендрария до ул.Союзной" выполнена в соответствии с распоряжением министерства строительства Хабаровского края № 42 от 15.04.2013 г. "О принятии решения по подготовке документации по планировке территории", согласно Схемы территориального планирования Хабаровского края, утвержденной постановлением Правительства Хабаровского края 10.07.2012 г. № 232-пр, Генерального плана города Хабаровска, утвержденного решением Хабаровской городской Думы от 23.10.2012 г. № 662, Правил землепользования и застройки городского округа "Город Хабаровск", утвержденных решением Хабаровской городской Думы от 21.05.2002 г. № 211, постановления администрации г. Хабаровска № 3569 от 11.09.2013 г. "Об утверждении документации по планировке территории в границах ул.Юнгов - ул.П.Л.Морозова - ул.Флегонтова - Амурской протоки в Индустриальном районе г. Хабаровска.
Проектная документация на объект "Защита от затопления территории Южного округа г.Хабаровска на участке ул.Пионерская от Дендрария до ул.Союзной" выполнена в соответствии с требованиями действующего законодательства, что подтверждается положительным заключением государственной экспертизы от 11.07.2014 г. № 850-14/ГГЭ-9263/07, проведенной Федеральным автономным учреждением "Главное управление государственной экспертизы".
Кроме того, строительство объекта осуществляется на основании разрешения на строительство № RU27-0304-МС от 21.04.2015 г., выданного министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ, решения о предоставлении водного объекта в пользование для строительства гидротехнического сооружения в виде дамбы от 30.03.2015 г. № 27-20.03.06.001-Р-РЛБК-С-2015-01170/00, выданного министерством природных ресурсов Хабаровского края.
В соответствии с ч. 1 ст. 67.1 Водного кодекса РФ в целях предотвращения негативного воздействия вод (затопления, подтопления, разрушения берегов водных объектов, заболачивания) и ликвидации его последствий проводятся специальные защитные мероприятия в соответствии с настоящим Кодексом и другими федеральными законами.
К землям водного фонда относятся земли покрытые поверхностными водами, сосредоточенными в водных объектах; занятые гидротехническими и иными сооружениями, расположенными на водных объектах, как следует из положений ч. 1 ст. 102 Земельного кодекса РФ.
В соответствии с ч. 11 ст. 3 Водного кодекса РФ водное законодательство и изданные в соответствии с ним нормативные правовые акты основываются на принципах, в том числе, регулирования водных отношений исходя из взаимосвязи водных объектов и гидротехнических сооружений, образующих водохозяйственную систему.
Согласно ч. 6 ст. 6 Водного кодекса РФ полоса земли вдоль береговой линии водного объекта общего пользования (береговая полоса) предназначается для общего пользования.
Как следует из положений ч. 8 ст. 6 Водного кодекса РФ каждый гражданин вправе пользоваться (без использования механических транспортных средств) береговой полосой водных объектов общего пользования для передвижения и пребывания около них, в том числе для осуществления любительского и спортивного рыболовства и причаливания плавучих средств.
В обоснование своих требований Р. ссылается на то, что строительство гидротехнического сооружения на основании оспариваемого распоряжения закрывает проход к водному объекту общего пользования - протоке Амурской, и нарушает его право, предусмотренное ст. 6 ч. 8 Водного кодекса РФ.
Из материалов дела следует, что заявитель Р. является членом потребительского кооператива "Лодочная Станция № 7". Администрацией г. Хабаровска данному потребительскому кооперативу предоставлен на основании договора аренды от 18.01.2007 г. земельный участок с кадастровым номером 27:23:000000:0695, расположенный по адресу ул.Кубяка г.Хабаровска.
Как следует из кадастровой выписки от 20.12.2013 г. водный объект расположен на земельном участке с кадастровым номером 27:23:000000:24541, земельный участок относится к категории земель: земли населенных пунктов.
В судебном заседании установлено, что строительство гидротехнического сооружения не затрагивает границы земельного участка с кадастровым номером 27:23:000000:0695.
Кроме того, в связи со строительством гидротехнического сооружения доступ к протоке Амурской в месте его строительства не прекращается.
Учитывая положения части 1 статьи 251 ГПК РФ гражданин, обращаясь в суд с заявлением об оспаривании нормативного правового акта, обязан доказать, что данным актом нарушены его права, при доказанности данного обстоятельства суд вправе признать оспариваемый акт недействующим.
Доказательств нарушения прав заявителя положениями оспариваемого распоряжения суду не представлено.
Согласно части 1 статьи 253 ГПК РФ суд, признав, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении соответствующего заявления.
Принимая во внимание, что оспариваемое распоряжение принято в соответствии с полномочиями и компетенцией Правительства Хабаровского края, требования действующего законодательства по соблюдению порядка подготовки документации по планировке, межевании территории при издании оспариваемого распоряжения органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации соблюдены, учитывая то, что оспариваемый акт не противоречит нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, не нарушает прав и свобод заявителя, суд не находит правовых оснований для удовлетворения требований Р.
Руководствуясь ст.ст. 194 - 198, 253 ГПК РФ, суд

решил:

В удовлетворении заявления Р. о признании противоречащим федеральному законодательству и недействующим распоряжения Правительства Хабаровского края от 13.02.2014 г. № 85-рп "Об утверждении документации по планировке территории (проект планировки, проект межевания) для размещения линейного объекта "Защита от затопления территории Южного округа г.Хабаровска на участке ул.Пионерская от Дендрария до ул.Союзной", отказать.
Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме через Хабаровский краевой суд.
Решение принято в окончательной форме 10 июля 2015 года.

Председательствующий:
Судья Хабаровского краевого суда
Е.В.ВОЛОШИНА


------------------------------------------------------------------