Типы документов

Реклама

Партнеры


Решение Советско-Гаванского городского суда Хабаровского края от 10.03.2015 по делу N 2-450/2015, М-217/15 <О признании недействующим пункта 6.13 Положения об организации деятельности комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав администрации муниципального района, утвержденного постановлением администрации Советско-Гаванского муниципального района от 09.09.2014 N 1608>



СОВЕТСКО-ГАВАНСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД ХАБАРОВСКОГО КРАЯ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 10 марта 2015 г. по делу № 2-450/2015, М-217/15

Советско-Гаванский городской суд Хабаровского края в составе председательствующего судьи Манушенковой Н.Б.
при секретаре К.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Советско-Гаванского городского прокурора к Администрации Советско-Гаванского муниципального района о признании недействующим с момента принятия п. 6.13 Положения об организации деятельности комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав Администрации Советско-Гаванского муниципального района, утвержденного постановлением Главы Советско-Гаванского муниципального района от 09.09.2014 г. № 1608

установил:

Советско-Гаванский городской прокурор Хабаровского края обратился в суд с заявлением в порядке ст. ст. 45, 251 ГПК РФ о признании не действующим с момента принятия п. 6.13 Положения об организации деятельности комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав Администрации Советско-Гаванского муниципального района Хабаровского края, указав на следующее.
Постановлением Главы Советско-Гаванского муниципального района от 09.09.2014 № 1608 утверждено Положение об организации деятельности комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав Администрации Советско-Гаванского муниципального района Хабаровского края (далее Положение), которое опубликовано на официальном сайте Администрации Советско-Гаванского муниципального района 09.09.2014.
Согласно части 4 статьи 7 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
В соответствии с частью 3 статьи 15 Конституции РФ любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.
Часть 2 статьи 47 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" регламентирует, что муниципальные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу после их официального опубликования (обнародования).
Пунктом 9 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.11.2007 № 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части" существенными признаками, характеризующими нормативный правовой акт, являются: издание его в установленном порядке управомоченным органом государственной власти, органом местного самоуправления или должностным лицом, наличие в нем правовых норм (правил поведения), обязательных для неопределенного круга лиц, рассчитанных на неоднократное применение, направленных на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений.
Положение об организации деятельности комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав Администрации Советско-Гаванского муниципального района Хабаровского края обладает указанным выше признаками нормативного правового акта.
При этом п. 6.13 Положения содержит признаки коррупциогенности, предусмотренные пп. "а, б, в" п. 3 Методики проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 26.02.2010 № 96 "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов", а именно отсутствие оснований принятия председателем комиссии решения о снятии вопроса или изменения срока его рассмотрения при наличии формулировки "вправе", устанавливающей диапозитивное установление возможности совершения председателем действий, что влечет возможность необоснованного установления исключений из общего порядка для граждан по усмотрению председателя комиссии, при том, что решения принимаемые комиссией являются коллегиальными.
По мнению прокурора, неопределенность указанной выше правовой нормы Положения не исключает неограниченное усмотрение в правоприменительной практике и, следовательно, неизбежно ведет к произволу, что влечет нарушение предусмотренного статьей 19 Конституции Российской Федерации принципа равенства всех перед, законом. Следовательно, Положение принято в нарушение требований федерального законодательства. Просит признать не действующим с момента принятия п. 6.13 Положения об организации деятельности комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав Администрации Советско-Гаванского муниципального района Хабаровского края.
В судебном заседании помощник Советско-Гаванского городского прокурора Евтехова Е.С. поддержала исковые требования по основаниям, изложенным в исковом заявлении, пояснив, что комиссия орган коллегиальный, в противоречие этому пунктом 6.13 председателю комиссии предоставлены полномочия единолично по своему усмотрению принимать решение о снятии вопроса с рассмотрения.
Администрация Советско-Гаванского муниципального района своего представителя не направила, уведомлена о времени и месте судебного заседания надлежащим образом.
Заинтересованное лицо заместитель Главы Администрации Советско-Гаванского муниципального района, председатель комиссии по делам несовершеннолетних М. не явился, уведомлен о времени и месте судебного заседания надлежащим образом.
Исследовав материалы дела, суд приходит к выводу об обоснованности заявленных прокурором требований.
Согласно ст. ст. 3 и 4 Федерального закона от 17.07.2009 № 172-ФЗ "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов", прокуратура Российской Федерации вправе проводить антикоррупционную экспертизу нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов) в установленном Генеральной прокуратурой Российской Федерации порядке и согласно методике, определенной Правительством Российской Федерации.
Нормативно-правовые акты, по которым прокуратура может проводить такую экспертизу и по ее результатам направлять требования об изменении нормативного правового акта, указаны в ч. 2 ст. 3 указанного Закона. К ним относятся нормативно-правовые акты органов, организаций, должностных лиц по вопросам, касающимся:
прав, свобод и обязанностей человека и гражданина;
государственной и муниципальной собственности, государственной и муниципальной службы, бюджетного, налогового, таможенного, лесного, водного, земельного, градостроительного, природоохранного законодательства, законодательства о лицензировании, а также законодательства, регулирующего деятельность государственных корпораций, фондов и иных организаций, создаваемых Российской Федерацией на основании федерального закона;
социальных гарантий лицам, замещающим (замещавшим) государственные или муниципальные должности, должности государственной или муниципальной службы.
Выявленные в нормативных правовых актах (проектах нормативных правовых актов) коррупциогенные факторы отражаются в требовании прокурора об изменении нормативного правового акта или в обращении прокурора в суд в порядке, предусмотренном процессуальным законодательством Российской Федерации.
Основанием для направления требования прокурора об изменении нормативного правового акта являются выявленные в нормативном правовом акте (проекте нормативного правового акта) коррупциогенные факторы. Неустранение этих факторов может служить основанием для обращения прокурора в суд в порядке главы 24 ГПК РФ.
Коррупциогенными факторами, согласно ч. 2 ст. 1 Федерального закона РФ "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов" являются положения нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов), устанавливающие для правоприменителя необоснованно широкие пределы усмотрения или возможность необоснованного применения исключений из общих правил, а также положения, содержащие неопределенные, трудновыполнимые и (или) обременительные требования к гражданам и организациям и тем самым создающие условия для проявления коррупции.
Пунктами 3 и 4 Методики проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010 г. № 96, установлен исчерпывающий перечень коррупциогенных факторов.
Коррупциогенными факторами, устанавливающими для правоприменителя необоснованно широкие пределы усмотрения или возможность необоснованного применения исключений из общих правил, является, в том числе: а) широта дискреционных полномочий - отсутствие или неопределенность сроков, условий или оснований принятия решения, наличие дублирующих полномочий органов государственной власти или органов местного самоуправления (их должностных лиц); б) определение компетенции по формуле "вправе" - диспозитивное установление возможности совершения органами государственной власти или органами местного самоуправления (их должностными лицами) действий в отношении граждан и организаций; в) выборочное изменение объема прав - возможность необоснованного установления исключений из общего порядка для граждан и организаций по усмотрению органов государственной власти или органов местного самоуправления (их должностных лиц).
Согласно ст. 7 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ (ред. от 29.12.2014) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", По вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты.
По вопросам осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, могут приниматься муниципальные правовые акты на основании и во исполнение положений, установленных соответствующими федеральными законами и (или) законами субъектов Российской Федерации.
Муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
Согласно ч. 6 ст. 43 этого же Федерального закона, Глава местной администрации в пределах своих полномочий, установленных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, уставом муниципального образования, нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования, издает постановления местной администрации по вопросам местного значения и вопросам, связанным с осуществлением отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, а также распоряжения местной администрации по вопросам организации работы местной администрации.
Законом Хабаровского края от 19.01.2005 г. № 248 "О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями Хабаровского края по созданию и организации деятельности комиссии по делам несовершеннолетних", органы местного самоуправления наделяются государственными полномочиями по созданию комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав (в муниципальных образованиях - одной комиссии) и по организации деятельности комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав по направлениям деятельности комиссий, определенным федеральным и краевым законодательством.
Согласно ст. 47 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ, Муниципальные правовые акты вступают в силу в порядке, установленном уставом муниципального образования, за исключением нормативных правовых актов представительных органов местного самоуправления о налогах и сборах, которые вступают в силу в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации.
Муниципальные нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу после их официального опубликования (обнародования).
Порядок опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов устанавливается уставом муниципального образования и должен обеспечивать возможность ознакомления с ними граждан, за исключением муниципальных правовых актов или их отдельных положений, содержащих сведения, распространение которых ограничено федеральным законом.
Согласно ст. 50 Устава Советско-Гаванского муниципального района, Муниципальные правовые акты муниципального района, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, за исключением правовых актов или их отдельных положений, содержащих сведения, распространение которых ограничено федеральным законом, вступают в силу после их официального опубликования (обнародования).
Официальным опубликованием (обнародованием) муниципального правового акта считается первая публикация его полного текста в районной газете "Советская звезда", печатном средстве массовой информации органов местного самоуправления муниципального района - Сборнике нормативно-правовых актов органов местного самоуправления Советско-Гаванского муниципального района или на официальном сайте Администрации Советско-Гаванского муниципального района в сети Интернет: sovgavan-rayon.ru.
Положение об организации деятельности комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав Администрации Советско-Гаванского муниципального района Хабаровского края утверждено постановлением Главы Советско-Гаванского муниципального района от 09.09.2014 г. № 1608, то есть принято органом местного самоуправления, в предусмотренной форме и в пределах предоставленных ему полномочий по созданию комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав и по организации деятельности комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав по направлениям деятельности комиссий, определенным федеральным и краевым законодательством., что соответствует п.ст. 43 ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", ст. 2 Законом Хабаровского края от 19.01.2005 г. № 248 "О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями Хабаровского края по созданию и организации деятельности комиссии по делам несовершеннолетних".
Положение опубликовано на официальном сайте Администрации Советско-Гаванского муниципального района в сети Интернет: sovgavan-rayon.ru. 09.09.2014 г., что соответствует требованиям, ст. 47 ФЗ-131 и ст. 50 Устава муниципального образования.
Соблюдение порядка принятия Положения участвующими в деле лицами не оспаривалось.
Таким образом, оспариваемое в части Положение, принятое органом местного самоуправления, регулирует отношения, связанные с порядком и деятельностью Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав Администрации Советско-Гаванского муниципального района, устанавливает обязательные правила, затрагивает права и устанавливает обязанности в отношении неопределенного круга лиц, рассчитано на неоднократное применение, опубликовано в средствах массовой информации и является муниципальным правовым актом, подлежащим оспариванию по правилам главы 24 ГПК РФ.
Частью 1 ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации закреплено право прокурора на обращение в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.
В абзаце втором п. 7 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 ноября 2007 года № 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части" разъяснено, что при обращении прокурора с заявлением об оспаривании нормативного правового акта от него не требуется указания данных, конкретизирующих, чьи и какие права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации и другими нормативными правовыми актами, нарушаются оспариваемым актом, поскольку статья 251 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не возлагает на него такую обязанность.
В силу вышеизложенного обращение прокурора в суд с заявлением о признании недействующим п. 6.13 об организации деятельности комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав Администрации Советско-Гаванского муниципального района Хабаровского края, утвержденного постановлением Главы Советско-Гаванского муниципального района от 09.09.2014 г. № 1608, соответствует положениям закона и предоставленным прокурору полномочиям.
Полномочия председателя Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав установлены пунктом 5.1 Положения, а также пунктом 6.13 главы 6 "Организация работы Комиссии" Положения, согласно которому Председатель Комиссии вправе на основании мотивированного предложения (в письменной форме) принимать решения, о снятии вопроса с рассмотрения или изменении срока рассмотрения". В то же время, как следует из п. 6.17 Решения Комиссии принимаются большинством голосов присутствующих на заседании ее членов.
Советско-Гаванский городской прокурор, установив при проведении антикоррупционной экспертизы, что п. 6.13 данного нормативно-правового акта содержит признаки коррупциогенности, предусмотренные п. "а, б, в" п. 3 Методики проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010 г. № 96, направил ответчику требование о приведении п. 6.13 Положения в соответствие с действующим законодательством путем исключения коррупциогенных факторов.
В ответ на требование прокурора ответчик сообщил, что с доводами, изложенными в требовании по содержанию признаков коррупциогенности в п. 6.13 Положения не согласен, считает их необоснованными, поскольку исходя из п. 6.14 председатель комиссии не принимает самостоятельно решения о снятии вопроса с повестки заседания.
Вместе с тем, исследовав оспариваемое Положение, суд приходит к выводу о том, что оспариваемый пункт 6.13 Положения содержит коррупциогенные факторы, указанные в п. "а, б, в" п. 3 Методики, предоставляющие Председателю комиссии в силу данного пункта Положения возможность необоснованно широких пределов усмотрения и необоснованного применения исключения из общего правила, а именно - отсутствие оснований принятия председателем комиссии решения о снятии вопроса или изменения срока его рассмотрения; компетенция определена формулировкой "вправе", что влечет диспозитивное установление совершения председателем действий в отношении граждан; выборочное изменение объема прав, что влечет возможность необоснованного установления исключений из общего порядка для граждан по усмотрению председателя комиссии.
Определяя момент, с которого оспариваемое положение муниципального нормативного правового акта должно быть признано недействующим, суд руководствуется ч. 2 статьи 253 ГПК РФ и разъяснениями Пленума Верховного Суда РФ, данными в абзаце третьем пункта 28 постановления от 29.11.2007 г. № 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании НПА полностью или в части" и исходит из того, что до вынесения решения оно подлежало применению и применялось, в силу чего оспариваемое положение признается недействующим со дня вступления решения суда в законную силу.
Руководствуясь ст. 251 - 253, ст. ст. 194 - 198 ГПК РФ, суд

решил:

Заявление Советско-Гаванского городского прокурора удовлетворить.
Признать пункт 6.13 Положения об организации деятельности комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав Администрации Советско-Гаванского муниципального района, утвержденного постановлением Главы Советско-Гаванского муниципального района от 09.09.2014 г. № 1608 недействующим со дня вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в Хабаровский краевой суд через Советско-Гаванский городской суд Хабаровского края в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Решение в окончательной форме изготовлено 15.03.2015 года.

Судья
Н.Б.МАНУШЕНКОВА


------------------------------------------------------------------