Типы документов

Реклама

Партнеры


Решение Хабаровского краевого суда от 20.03.2015 по делу N 3-23/15 <Об отказе в удовлетворении заявления о признании недействующим постановления Комитета по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края от 12.11.2014 N 32/7 "О внесении изменений в постановление комитета по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края от 23.10.2006 N 37/1">



ХАБАРОВСКИЙ КРАЕВОЙ СУД

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 20 марта 2015 г. по делу № 3-23/15

Хабаровский краевой суд в составе председательствующего судьи Мороз И.Г., при секретаре К., с участием прокурора Сырчиной Л.Н., представителя заявителя ОАО "Оборонэнергосбыт" С.Т.Я., представителей заинтересованного лица Комитета по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края Г., Л., представителей заинтересованного лица ОАО "Дальневосточная энергетическая компания" Х., Р.П.Э., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению ОАО "Оборонэнергосбыт" о признании противоречащим федеральному законодательству и недействующим постановления Комитета по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края от 12.11.2014 г. № 32/7 "О внесении изменений в постановление Комитета по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края от 23.10.2006 г. № 37/1",

установил:

Постановлением Комитета по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края от 23.10.2006 г. № 37/1 "О присвоении статуса гарантирующего поставщика электрической энергии на территории Хабаровского края и определении зон их деятельности" (далее - Постановление № 37/1) (в редакции, действующей до оспариваемого постановления), присвоен статус гарантирующего поставщика на территории Хабаровского края: ОАО "Дальневосточная энергетическая компания" (пункт 1.1); хозяйствующим субъектам согласно приложению к настоящему постановлению (пункт 1.2); ОАО "Оборонэнергосбыт" (пункт 1.3); определены зоны деятельности гарантирующих поставщиков на территории Хабаровского края: для гарантирующего поставщика, указанного в п. 1.1 настоящего постановления (ОАО "Дальневосточная энергетическая компания"), - территорию Хабаровского края, за исключением зоны деятельности ОАО "Оборонэнергосбыт" в административных границах Хабаровского края и зон деятельности гарантирующих поставщиков, указанных в п. 2.2 настоящего постановления (пункт 2.1); для гарантирующих поставщиков, указанных в п. 1.2 настоящего постановления, - границы балансовой принадлежности хозяйствующего субъекта, к сетям которой присоединены потребители, подлежащие обслуживанию указанным гарантирующим поставщиком (пункт 2.2); для ОАО "Оборонэнергосбыт" - в границах балансовой принадлежности всех электрических сетей, принадлежащих на праве собственности или ином законном основании организациям (сетевые организации, хозяйствующие субъекты), находящимся в ведении Министерства обороны Российской Федерации и (или) образованным во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 15.09.2008 г. № 1359 "Об открытом акционерном обществе "Оборонсервис", к электрическим сетям которых присоединены юридические и физические лица, находящиеся на обслуживании ОАО "Оборонэнергосбыт", в административных границах территории Хабаровского края (пункт 2.3).
Постановлением Комитета по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края от 12.11.2014 г. № 32/7 "О внесении изменений в постановление Комитета по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края от 23.10.2006 г. № 37/1", зона деятельности ОАО "Оборонэнергосбыт" определена в границах балансовой принадлежности электрических сетей в зоне поставки электрической энергии, технологически не связанной с Единой энергетической системой России, принадлежащих на праве собственности или ином законном основании организациям (сетевые организации, хозяйствующие субъекты), находящимся в ведении Министерства обороны Российской Федерации и (или) образованным во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 15.09.2008 г. № 1359 "Об открытом акционерном обществе "Оборонсервис", к электрическим сетям которых присоединены юридические и физические лица, находящиеся на обслуживании ОАО "Оборонэнергосбыт", в административных границах территории Хабаровского края (пункт 2.3). Зона деятельности ОАО "Дальневосточная энергетическая компания" - территория Хабаровского края, за исключением зоны деятельности ОАО "Оборонэнергосбыт", определенной в п. 2.3 настоящего постановления, в административных границах Хабаровского края и зон деятельности гарантирующих поставщиков, указанных в п. 2.2 настоящего постановления (пункт 2.1).
ОАО "Оборонэнергосбыт" обратилось в суд с заявлением о признании Постановления № 32/7 недействующим, противоречащим федеральному законодательству, мотивируя заявленные требования несоблюдением порядка изменения границ зон деятельности гарантирующих поставщиков, установленного пунктом 229 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утв. постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 г. № 442 (далее Основные положения), заключающимся в преждевременном издании оспариваемого постановления при отсутствии данных об участии ОАО "Оборонэнергосбыт" в торговле электрической энергией на оптовом рынке на 31.12.2014 г., а также нарушением прав и законных интересов заявителя, выразившихся в переходе потребителей к другому гарантирующему поставщику - ОАО "Дальневосточная энергетическая компания".
В судебном заседании представитель заявителя ОАО "Оборонэнергосбыт" С.Т.Я. заявленные требования поддержал по основаниям, изложенным в заявлении.

Представители заинтересованного лица Комитета по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края Г., Л. заявленные требования не признали по тем основаниям, что оспариваемое Постановление № 32/7 принято уполномоченным органом, федеральному законодательству не противоречит, прав заявителя не нарушает. Заявитель не обеспечил участия в торговле электрической энергией на оптовом рынке, что в силу абзаца 1 статьи 228 Основных положений является основанием для изменения границ зон деятельности гарантирующих поставщиков. Оспариваемое постановление вступает в силу с 01.01.2015 г., что соответствует требованию абзаца 4 пункта 228 Основных положений. Реализация последствий решения об изменении границ зон деятельности гарантирующих поставщиков в виде перехода потребителей от одного поставщика к другому, возможность которого предусмотрена законом, нарушением прав заявителя не является.
Представители заинтересованного лица ОАО "Дальневосточная энергетическая компания" Х., Р.П.Э. возразили против удовлетворения заявленных требований по тем же основаниям.
Выслушав представителя заявителя, представителей заинтересованных лиц, исследовав материалы дела, выслушав заключение прокурора, считающего заявленные требования не обоснованными и не подлежащими удовлетворению, суд приходит к следующему.
В соответствии с пунктом 4 статьи 21 Федерального закона РФ от 26 марта 2003 года № 35-ФЗ "Об электроэнергетике" в полномочия органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации входит участие в установленном основными положениями функционирования розничных рынков порядке в назначении или замене гарантирующих поставщиков и определении или изменении границ зон их деятельности.
Постановлением Правительства Хабаровского края от 04.06.2010 г. № 142-пр утверждено Положение о Комитете по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края (далее - Комитет), из которого следует, что Комитет является органом исполнительной власти Хабаровского края в области государственного регулирования цен (тарифов) и контроля за порядком ценообразования (п. 1.2). В полномочия Комитета в области государственного регулирования цен (тарифов), надбавок на электрическую энергию, входит присвоение в установленном порядке статуса гарантирующего поставщика с согласованием границ зоны деятельности в порядке, определенном Правительством Российской Федерации.
Из изложенного следует, что оспариваемое Постановление № 32/7 принято уполномоченным органом в пределах его компетенции.
Постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 г. № 442 утверждены Основные положения функционирования розничных рынков электрической энергии (далее - Основные положения), разделом XI которых предусмотрен порядок присвоения, лишения статуса гарантирующего поставщика, изменения границ зон деятельности гарантирующих поставщиков.
В соответствии с абзацем 6 пункта 198 Основных положений гарантирующими поставщиками со дня вступления в силу настоящего документа являются энергосбытовые организации, определенные актом Правительства Российской Федерации в целях снабжения электрической энергией организаций, находящихся в ведении Министерства обороны Российской Федерации, и осуществляющие энергоснабжение указанных организаций и иных потребителей (юридических и физических лиц), энергопринимающие устройства которых технологически присоединены к электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании организациям, находящимся в ведении Министерства обороны Российской Федерации и (или) образованным во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 15 сентября 2008 г. № 1359 "Об открытом акционерном обществе "Оборонсервис".
Распоряжением Правительства РФ от 02.02.2010 г. № 78-р ОАО "Оборонэнергосбыт" определено единственным поставщиком электрической энергии для нужд Минобороны России, в том числе в целях обеспечения электрической энергией подведомственных Минобороны России организаций.
В соответствии с пунктом 228 Основных положений границы зоны деятельности гарантирующего поставщика изменяются:
при включении в порядке, установленном пунктом 229 настоящего документа, территории, соответствующей всей или части зоны деятельности гарантирующего поставщика, из числа указанных в абзацах третьем, четвертом и шестом пункта 198 настоящего документа, в расположенную на территории того же субъекта Российской Федерации зону деятельности гарантирующего поставщика, указанного в абзаце втором пункта 198 настоящего документа;
при изменении (объединении) в порядке, установленном пунктом 230 настоящего документа, границ зон деятельности гарантирующих поставщиков, имеющих расположенные на территории одного субъекта Российской Федерации граничащие зоны деятельности;
при изменении в порядке, установленном пунктом 231 настоящего документа, границ балансовой принадлежности объектов электросетевого хозяйства сетевой организации (энергоснабжающей организации, хозяйствующего субъекта), по которым определены границы зоны деятельности соответствующего гарантирующего поставщика.
В силу пункта 1 статьи 31 Закона об электроэнергетике гарантирующие поставщики на оптовом рынке являются покупателями электрической энергии, а согласно пункту 1 статьи 37 этого Закона - поставщиками электрической энергии на розничном рынке.
Согласно абзацу 4 пункта 229 Основных положений, в случае если гарантирующим поставщиком, указанным в абзаце шестом пункта 198 настоящего документа, до 1 января 2015 г. обеспечено участие в торговле электрической энергией и мощностью на оптовом рынке с использованием групп точек поставки, соответствующих границам только части его зоны деятельности в качестве гарантирующего поставщика, то с 1 января 2015 г. та часть зоны его деятельности в качестве гарантирующего поставщика, в отношении которой им не осуществляется покупка электрической энергии и мощности на оптовом рынке, включается в расположенную на территории того же субъекта Российской Федерации зону деятельности гарантирующего поставщика, указанного в абзаце втором пункта 198 настоящего документа. А если таким гарантирующим поставщиком до 1 января 2015 г. не обеспечено участие в торговле электрической энергией и мощностью на оптовом рынке в отношении его зоны деятельности в качестве гарантирующего поставщика, то с 1 января 2015 г. такой гарантирующий поставщик утрачивает статус гарантирующего поставщика, а зона его деятельности в качестве гарантирующего поставщика включается в расположенную на территории того же субъекта Российской Федерации зону деятельности гарантирующего поставщика, указанного в абзаце втором пункта 198 настоящего документа.
Из содержания указанной нормы следует, что для сохранения статуса гарантирующего поставщика и границ зоны его деятельности, необходимо чтобы на 31.12.2014 г. заявитель осуществлял покупку электрической энергии и мощности на оптовом рынке с использованием групп точек поставки, соответствующих границам его зоны деятельности в качестве гарантирующего поставщика.
Для участия в торговле электрической энергией и мощности на оптовом рынке гарантирующий поставщик должен стать участником оптового рынка в установленном законодательством порядке.
Правовые основы функционирования оптового рынка электрической энергии и мощности, включая порядок получения статуса субъекта оптового рынка регламентированы Правилами оптового рынка электрической энергии и мощности, утвержденными постановлением Правительства РФ от 27.12.2010 г. № 1172 "Об утверждении правил оптового рынка электрической энергии и мощности и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам функционирования оптового рынка электрической энергии и мощности" (далее - Правила оптового рынка).
Согласно пункту 22 Правил оптового рынка организация включается в реестр субъектов оптового рынка по решению наблюдательного совета рынка. Обязательным условием включения в реестр субъектов оптового рынка является регистрация организацией групп точек поставки, заключение договора присоединения к торговой системе оптового рынка (пункты 23, 24 Правил оптового рынка).
Установлено, что на момент вынесения оспариваемого Постановления 32/7 ОАО "Оборонэнергосбыт" не приобрел статус субъекта оптового рынка на территории Хабаровского края.
Из сообщения НП "Совет Рынка" от 07.11.2014 г. № СР-02/14-5385 следует, что по состоянию на 01.10.2014 г. гарантирующий поставщик ОАО "Оборонэнергосбыт" на территории Хабаровского края не включен ни в один из перечней субъектов оптового рынка, так как не имеет зарегистрированных точек поставки (в том числе и условных).
Заявитель своим письмом от 14.08.2014 г. № ИС-69-65/1237 сообщил в Комитет, что с 01.01.2015 года ОАО "Оборонэнергосбыт" не будет осуществлять на территории Хабаровского края покупку электроэнергии и мощности на оптовом рынке электроэнергии и мощности.
Из пояснений представителя заявителя в судебном заседании следует, что ни на дату принятия оспариваемого постановления, ни на 31.12.2014 г. ни в 2015 году ОАО "Оборонэнергосбыт" на оптовом рынке электроэнергии и мощности на территории Хабаровского края покупку электроэнергии и мощности не осуществляло, статус субъекта оптового рынка на территории Хабаровского края в установленном порядке не приобрело.
Указанные обстоятельства в силу абзаца 1 пункта 228, абзаца 4 пункта 229 Основных положений являются основанием для изменения границ зоны деятельности гарантирующих поставщиков на территории Хабаровского края с 01.01.2015 года.
Согласно абзацу 5 пункта 229 Основных Положений в целях оформления установленного абзацами первым и четвертым настоящего пункта изменения границ зон деятельности гарантирующих поставщиков уполномоченный орган субъекта Российской Федерации, на территории которого расположена зона деятельности соответствующего гарантирующего поставщика, не позднее 1 месяца после даты изменения границ зон деятельности гарантирующих поставщиков, указанной в абзацах первом и четвертом настоящего пункта, обязан принять решение об измененных границах зон деятельности как того гарантирующего поставщика, часть зоны деятельности которого была включена в зону деятельности другого гарантирующего поставщика, так и того гарантирующего поставщика, в зону деятельности которого была включена вся или часть зоны деятельности другого гарантирующего поставщика.
Постановлением № 32/7 произведено оформление изменения границ зон деятельности гарантирующих поставщиков.
Доводы заявителя о том, что Постановление № 32/7 принято преждевременно, в отсутствие данных об участии в торговле электрической энергии и мощности на оптовом рынке по состоянию на 31.12.2014 г., основанием для признания оспариваемого постановления недействующим не являются.
Не будучи субъектом оптового рынка на момент вынесения оспариваемого постановления, в силу приведенных правовых оснований и технологических причин заявитель не мог приобрести такой статус на 31.12.2014 г.
Постановление № 32/7 вступает в силу с 01.01.2015 г., следовательно, его принятие не препятствовало заявителю участвовать в оптовой торговле электрической энергии и мощности в ноябре - декабре 2014 года, что заявителем не было сделано не в силу принятия оспариваемого постановления, а по вышеуказанным причинам.
Действие оспариваемого постановления с 01.01.2015 г. соответствует требованиям абзаца 4 пункта 229 Основных положений, согласно которым именно с 01.01.2015 года должна быть изменена зона деятельности гарантирующего поставщика, не обеспечившего свое участие на оптовом рынке электрической энергии и мощности.
Ссылка заявителя на требования абзаца 5 пункта 229 Основных положений не свидетельствует об обоснованности его доводов, поскольку содержащееся в данной норме требование о принятии уполномоченным органом решения не позднее 1 месяца после даты изменения границ зон деятельности гарантирующих поставщиков, не означает запрета на принятие такого решения ранее указанного срока.
В соответствии с требованиями абзаца 4 пункта 229 Основных положений часть зоны деятельности заявителя, как гарантирующего поставщика на территории Хабаровского края оспариваемым постановлением включена в зону деятельности гарантирующего поставщика ОАО "Дальневосточная энергетическая компания".
Доводы заявителя о том, что результатом оспариваемого постановления и опубликованной о нем 18.11.2014 г. в газете "Тихоокеанская звезда" информации стал переход его постоянных потребителей к другому гарантирующему поставщику - ОАО "Дальневосточная энергетическая компания" до истечения 2014 года, являются не обоснованными, не подтвержденными надлежащими доказательствами.
Представленные заявителем соглашения о расторжении договоров энергоснабжения с 01.12.2014 г., поступившие заявителю 22-27 января 2015 года, об указанных обстоятельствах не свидетельствуют, поскольку из их текста следует, что договоры расторгнуты по соглашению сторон, сведений о том, что данные потребители могут покупать электроэнергию только у гарантирующего поставщика отсутствуют.
Кроме того, реализация последствий об изменении границы зоны деятельности гарантирующего поставщика в виде перехода потребителей от одного поставщика к другому не может являться нарушением прав заявителя.
В соответствии со статьей 253 Гражданского процессуального кодекса РФ суд, признав, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении соответствующего заявления.
Поскольку в судебном заседании не установлено, что Постановление № 32/7 противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, основания для удовлетворения требований заявителя отсутствуют.
Руководствуясь статьями 194 - 198, 253 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд

решил:

ОАО "Оборонэнергосбыт" в удовлетворении требования о признании противоречащим федеральному законодательству и недействующим постановления Комитета по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края от 12.11.2014 г. № 32/7 "О внесении изменений в постановление Комитета по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края от 23.10.2006 г. № 37/1", отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в административную коллегию Верховного Суда РФ через Хабаровский краевой суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Решение в окончательной форме принято 25 марта 2015 года

Судья Хабаровского краевого суда
И.Г.МОРОЗ


------------------------------------------------------------------