Решение Хабаровского краевого суда от 09.04.2015 по делу N 3-27/2015 <Об отказе в удовлетворении заявления о признании недействующим постановления Комитета по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края от 26.12.2014 N 43/8 "Об установлении единых тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям Хабаровского края на 2015 год">
ХАБАРОВСКИЙ КРАЕВОЙ СУД
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 9 апреля 2015 г. по делу № 3-27/2015
Хабаровский краевой суд в составе председательствующего судьи Иском Е.П.,
при секретаре К., с участием прокурора Доськовой Т.Ю., представителей заинтересованного лица Комитета по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края П., Л., представителя заинтересованного лица ОАО "Дальневосточная распределительная сетевая компания" Н., рассмотрев заявление ООО "Мухенские электросети" об оспаривании постановления комитета по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края № 43/8 от 26.12.2014 года "Об установлении единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям Хабаровского края на 2015 год",
установил:
26 декабря 2014 года Комитетом по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края (далее Комитет) принято постановление № 43/8 "Об установлении единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям Хабаровского края на 2015 год" (далее Постановление № 43/8), которое опубликовано на официальном интернет-портале нормативных правовых актов Правительства Хабаровского края http://laws.khv.gov.ru, 29.12.2014 г.
ООО "Мухенские электросети" обратилось в суд с заявлением о признании Постановления № 43/8 недействующим. В обоснование заявленного требования, указывают, что в нарушение пунктов 25, 26, 28 Правил государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства РФ от 29.12.2011 г. № 1178, в установленные сроки ООО "Мухенские электросети" о времени и месте заседании органа тарифного регулирования уведомлено не было, со всеми материалами дела об установлении тарифа, включая проект решения органа государственной власти, не ознакомлено.
По смыслу п. 2 ст. 26 Федерального закона "Об электроэнергетике" и Правил не дискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных постановлением Правительства РФ от 27 декабря 2004 г. № 861, установив единый (котловой) тариф для ОАО "ДРСК" ответчик исключил право заявителя пользоваться им.
Привлечение ООО "Мухенские электросети" к процедуре установления единого (котлового) тарифа являлось обязательным с учетом установления для предприятия-заявителя размера необходимой валовой выручки (НВВ) до его утверждения отдельным постановлением в порядке, определенном постановлением Правительства РФ от 29 декабря 2011 г. № 1178 и Методическими указаниями по расчету тарифов на услуги по передаче электрической энергии, устанавливаемых с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки, утвержденных приказом от 17 февраля 2012 г. № 98-э.
В данном случае, важнейший для предприятия-заявителя показатель расчета тарифа, установленного в соответствии с постановлением № 44/5 от 20 декабря 2014 г., был исчислен без непосредственного участия заявителя.
Полагают, что по смыслу п. 49 Методических указаний по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, утвержденных приказом ФСТ от 6 августа 2004 г. № 20-э/2, установление единого (котлового) тарифа возможно только после утверждения тарифов на транспортировку электрической энергии между иными сетевыми организациями и котлодержателем, поскольку для этого необходимо производить суммирование НВВ всех сетевых организаций.
Представитель ООО "Мухенские электросети" Г., в судебное заседание не явился, просил отложить рассмотрение дела в связи занятостью в другом процессе. Судом ходатайство об отложении дела оставлено без удовлетворения, в соответствии со ст. 167 ГПК РФ дело рассмотрено в отсутствие представителя заявителя.
Представители Комитета П., Л. требования ООО "Мухенские электросети" не признали по основаниям, изложенным в письменном отзыве на заявление. В отзыве на заявление представитель комитета по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края Л. указывает, что доводы заявителя о нарушении п. 25, 26, 28 Правил государственного регулирования основаны на неправильном толковании норм права.
Котловой тариф на услуги по передаче электрической энергии объединяет в себе необходимые валовые выручки (далее - НВВ) всех сетевых организаций, оказывающих услуги по передаче электрической энергии на территории края, а потому его установление не может быть основано на заявлении какой-либо одной организации, осуществляющей регулируемую деятельность.
НВВ каждой из сетевых организаций утверждено в установленном порядке отдельным постановлением Комитета, на основании рассмотрения дела об установлении тарифов, открытого по заявлению каждой сетевой организации.
Котловой тариф устанавливается не для сетевой организации, как это следует из заявления, а для того, чтобы потребитель электрической энергии, либо энергосбытовая организация, действующая в интересах такого потребителя, могли заключить договор с электросетевой организацией, к которой технологически присоединены и произвести оплату за оказанную услугу по передаче электрической энергии.
На законодательном уровне, установление тарифов на услуги по передаче электрической энергии регулируется лишь косвенно пунктом 49 Методических указаний, где закреплено, что индивидуальные тарифы на услуги по передаче электрической энергии, которые территориальные сетевые организации оказывают друг другу, то есть для взаиморасчетов пары сетевых организаций, определяются исходя из разности между тарифной выручкой сетевой организации - получателя услуги по передаче электрической энергии, получаемой ею от потребителей электрической энергии на всех уровнях напряжения, и необходимой валовой выручкой (с учетом расходов на оплату нормативных технологических потерь в сетях и средств, получаемых (оплачиваемых) от других сетевых организаций.
НВВ сетевых организаций, указанная в табличном приложении обжалуемого постановления, носит справочный характер.
Ссылка заявителя на то, что "важнейший для предприятия - заявителя показатель расчета тарифа, установленного в соответствии с постановлением № 44/5 от 20.12.2014 г., был исчислен без его непосредственного участия" не соответствует фактическим обстоятельствам дела.
Постановление Комитета от 30.12.2014 № 44/5 установлены индивидуальные тарифы на услуги по передаче электрической энергии по сетям общества с ограниченной ответственностью "Мухенские электрические сети" в муниципальном районе имени Лазо для взаиморасчетов с открытым акционерным обществом "Дальневосточная распределительная сетевая компания" (филиал "Хабаровские электрические сети") на долгосрочный период регулирования 2015 - 2019 годы.
Указанный тариф был утвержден на заседании правления комитета, с уведомлением заявителя о дате и месте его проведения, по результатам рассмотрения дела об установлении тарифа, открытого на основании заявления ООО "МЭС".
Кроме того, в Хабаровском краевом суде рассматривалось дело № 3-22/2015, решением от 13.03.2015 года в удовлетворении заявления ООО "МЭС" было отказано в полном объеме, указанное выше постановление признано законным и обоснованным.
Сумма НВВ, учтенная в обжалуемом по настоящему заявлению постановлении, равна сумме НВВ учтенной в постановлении, которое было предметом рассмотрения по делу № 3-22/2015.
В судебном заседании представитель ОАО "Дальневосточная распределительная сетевая компания" Н. заявленные требования не признал, поддержал доводы изложенные в письменном отзыве на заявление. В отзыве на заявление представитель заинтересованного лица ОАО "ДРСК" просит в удовлетворении заявления отказать.
Указывает, что на основании оспариваемого постановления филиалом "Хабаровские электрические сети" ОАО "ДРСК" на 2015 год был сформирован бизнес план (доход и расходы) на основании тарифов, утвержденных Комитетом по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края для всех смежных сетевых организаций, осуществляющих взаиморасчеты с ОАО "ДРСК" по котловому методу. В случае пересмотра и изменения тарифных решений в сторону увеличения по сетям ООО "Мухенские электрические сети" предполагаемые убытки лягут на филиал "Хабаровские электрические сети" ОАО "ДРСК", тем самым это негативно отразится на финансовом результате общества, в том числе и на качестве осуществляемой филиалом оказания услуг по передаче электрической энергии предприятиям и населению Хабаровского края.
Расчет НВВ на содержание сетей заявителя произведены Комитетом по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края на долгосрочный период регулирования 2015 - 2019 годы в соответствии с методическими указаниями по регулированию тарифов с применением метода доходности инвестированного капитала, утвержденных приказом ФСТ России от 12 апреля 2012 № 53-э/1, что и отражено в постановлении Комитета от 26.12.2014 г. за № 43/8.
Считает, что Комитетом по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края не нарушены п.п. 25, 26, 28 Правил государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства РФ от 29.12.2011 № 1178.
Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, выслушав прокурора, считающего заявленные требования не обоснованными и не подлежащими удовлетворению, суд приходит к следующему.
Правовые основы экономических отношений в сфере электроэнергетики, полномочия органов государственной власти на регулирование этих отношений, основные права и обязанности субъектов электроэнергетики при осуществлении деятельности в сфере электроэнергетики и потребителей электрической энергии установлены Федеральным законом от 26.03.2003 г. № 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон об электроэнергетике).
В соответствии с пунктом 3 статьи 24 Закона об электроэнергетике органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов устанавливают цены (тарифы), указанные в статье 23.1 настоящего Федерального закона, за исключением цен (тарифов), регулирование которых осуществляется Правительством Российской Федерации или федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов;
Постановлением Правительства Хабаровского края от 04.06.2010 г. № 142-пр утверждено Положение о Комитете по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края, из которого следует, что Комитет является органом исполнительной власти Хабаровского края в области государственного регулирования цен (тарифов) и контроля за порядком ценообразования (п. 1.2). В полномочия Комитета в области государственного регулирования цен (тарифов), надбавок на электрическую энергию, входит установление тарифов на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям, в рамках установленных федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов предельных (минимального и (или) максимального) уровней тарифов на услуги по передаче электрической энергии по указанным электрическим сетям (п. 4.1.2).
Из изложенного следует, что оспариваемое Постановление № 43/8 принято уполномоченным органом в пределах его компетенции.
Как следует из материалов дела, ООО "Мухенские электрические сети" зарегистрировано в ЕГРЮЛ 26 января 2005 года за основным государственным регистрационным номером N.
В соответствии с Уставом Общество может осуществлять любые виды деятельности, не запрещенные действующим законодательством, в том числе ремонт и эксплуатацию электросетей, подстанций; производство электрической энергии, продажа электрической энергии.
Оспариваемым Постановлением № 43/8 от 26.12.2014 г. установлены единые (котловые) тарифы на услуги по передаче электрической энергии по сетям Хабаровского края на 2015 г.
Признаны утратившими силу с 01.01.2015 г. постановления комитета по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края:
- от 29.12.2013 г. № 42/27 "Об установлении единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям Хабаровского края на 2014 год";
- от 27.03.2014 г. № 9/2 "О внесении изменений в постановление комитета по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края от 29.12.2013 г. № 42/27";
- от 30.06.2014 г. № 19/2 "О внесении изменений в постановление комитета по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края от 29.12.2013 г. № 42/27" Правительства Хабаровского края от 29.12.2013 г. № 42/27";
- от 09.07.2014 г. № 20/19 "О внесении изменений в постановление комитета по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края от 29.12.2013 г. № 42/27" Правительства Хабаровского края от 29.12.2013 г. № 42/27".
Заявитель полагает, что указанное постановление принято в нарушение пунктов 25, 26, 28 Правил государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства РФ от 29.12.2011 г. № 1178, поскольку в установленные сроки ООО "Мухенские электросети" о времени и месте заседании органа тарифного регулирования уведомлено не было, со всеми материалами дела об установлении тарифа, включая проект решения органа государственной власти, не ознакомлено. Полагает, что установив единый (котловой) тариф для ОАО "ДРСК", Комитет тем самым исключил право заявителя пользоваться им.
При проверке доводов заявителя о нарушении процедуры принятия оспариваемого Постановления № 43/8, судом установлено следующее.
В соответствии со статьей 23 Закона об электроэнергетике государственное регулирование цен (тарифов) осуществляется в порядке, установленном основами ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике и правилами государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Во исполнение пункта 1 статьи 23 Федерального закона "Об электроэнергетике" Правительством Российской Федерации принято постановление от 29 декабря 2011 г. № 1178 "О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике", которым утверждены Основы ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике (далее Основы ценообразования) и Правила государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике (далее Правила).
В соответствии с пунктом 25 Правил решения об установлении цен (тарифов) и (или) их предельных уровней в сферах деятельности субъектов естественных монополий принимаются на заседании правления (коллегиального органа) регулирующего органа. Организация, осуществляющая регулируемую деятельность, за 10 дней до рассмотрения вопроса об установлении цен (тарифов) и (или) их предельных уровней должна быть извещена (с подтверждением получения извещения) о дате, времени и месте заседания правления (коллегиального органа) регулирующего органа и не позднее чем за 1 день до заседания ознакомлена с его материалами, включая проект решения.
В соответствии с пунктом 26 Правил заседание правления (коллегиального органа) регулирующего органа по рассмотрению вопросов об установлении цен (тарифов) и (или) их предельных уровней является открытым и считается правомочным, если на нем присутствуют более половины членов правления (коллегиального органа). В случае отсутствия на заседании официальных представителей организации, осуществляющей регулируемую деятельность, рассмотрение может быть отложено на срок, определяемый правлением (коллегиальным органом). В случае повторного отсутствия указанных представителей рассмотрение дела проводится без их участия.
Согласно п. 81 Правил расчеты за услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям, с потребителями, энергопринимающие устройства которых присоединены к территориальным сетевым организациям, производятся по единым (котловым) тарифам и ценам (тарифам) на услуги по передаче электрической энергии для сетевых организаций.
Таким образом, под единым котловым тарифом понимается цена (тариф) на услуги по передаче электрической энергии для потребителей в целях расчета с сетевой организацией.
В силу п. 49 Методических указаний по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, утвержденных приказом ФСТ России от 6.08.2004 г. № 20-э/2 расчет единых на территории субъекта РФ тарифов на услуги по передаче электрической энергии для потребителей услуг по передаче электрической энергии (кроме сетевых организаций), независимо от того, к сетям какой сетевой организации они присоединены (единые (котловые) тарифы) производится на основе НВВ, рассчитанной в соответствии с п. 47 Методических указаний для каждой сетевой организации расположенной на территории субъекта РФ.
Постановлением № 44/5 от 30.12.2014 г. для ООО "Мухенские электрические сети" установлены индивидуальные тарифы на услуги по передаче электрической энергии по сетям общества для взаиморасчетов с ОАО "ДРСК" и необходимая валовая выручка (без учета оплаты потерь) на долгосрочный период регулирования с 01.01.2015 г. по 31.12.2019 г. (Приложение 1). Указанное постановление является действующим. ООО "Мухенские электрические сети" к процедуре установления индивидуальных тарифов и НВВ было привлечено в установленном п. 25, 26 Правил порядке.
Утверждение заявителя о необходимости привлечения к процедуре установления единого (котлового) тарифа в соответствии с п. 25, 26, 28 Правил, основано на неверном толковании норм права, поскольку единый (котловой) тариф устанавливается не для сетевых организаций, а для потребителей, объединяет в себе все необходимые валовые выручки сетевых организаций, которые устанавливаются для каждой сетевой организации отдельным постановлением. Таким образом, установление единых (котловых) тарифов не носит заявительного характера и не требует уведомления сетевых организаций о его принятии. НВВ ООО "Мухенские электрические сети" в оспариваемом постановлении указана справочно, а не установлена им, как утверждает заявитель. Как указано выше НВВ для данной сетевой организации был рассчитана и установлен постановлением № 44/5 от 30.12.2014 г. То обстоятельство, что данное постановление принято после установления котлового тарифа, связано с процедурой его принятия, не противоречит действующему законодательству и прав заявителя не нарушает.
Доводы заявителя о том, что установив единый (котловой) тариф для ОАО "ДРСК", Комитет тем самым исключил право заявителя пользоваться им, также основан на неверном толковании закона. Как следует из приведенных выше норм права, данный тариф устанавливается не для расчетов сетевых организаций, а для оплаты потребителем услуг по передаче электрической энергии. Индивидуальные тарифы на услуги по передаче электрической энергии по сетям общества для взаиморасчетов с ОАО "ДРСК" установлены постановлением комитета по ценам и тарифам № 44/5 от 30.12.2014 г.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что оспариваемое постановление № 43/8 "Об установлении единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям Хабаровского края на 2015 год" от 26.12.2014 г. принято в пределах полномочий органа, его принявшего, с соблюдением действующего законодательства по порядку его принятия. Его содержание не противоречит нормативно-правовым актам, регулирующим спорные правоотношения, и не нарушает прав заявителя.
Руководствуясь статьями 194 - 198, 253 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
решил:
ООО "Мухенские электросети" в удовлетворении заявления о признании несоответствующим нормам федерального законодательства и недействующим постановления Комитета по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края от 26 декабря 2014 года № 43/8 "Об установлении единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям Хабаровского края на 2015 год", отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации через Хабаровский краевой суд в течение одного месяца со дня принятия в окончательной форме.
Решение в окончательной форме принято 14 апреля 2015 года.
Судья Хабаровского краевого суда
Е.П.ИСКОМ
------------------------------------------------------------------
Введите даты для поиска: