Типы документов

Реклама

Партнеры


Постановление Администрации города Комсомольска-на-Амуре от 16.01.2015 N 50-па "Об утверждении Порядка организации и осуществления внутреннего контроля в муниципальных унитарных предприятиях и акционерных обществах, имеющих 100% долю муниципальной собственности в уставном капитале"



АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА КОМСОМОЛЬСКА-НА-АМУРЕ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 16 января 2015 г. № 50-па

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОРЯДКА ОРГАНИЗАЦИИ И ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ
ВНУТРЕННЕГО КОНТРОЛЯ В МУНИЦИПАЛЬНЫХ УНИТАРНЫХ ПРЕДПРИЯТИЯХ
И АКЦИОНЕРНЫХ ОБЩЕСТВАХ, ИМЕЮЩИХ 100% ДОЛЮ МУНИЦИПАЛЬНОЙ
СОБСТВЕННОСТИ В УСТАВНОМ КАПИТАЛЕ

В целях осуществления упорядоченной и эффективной деятельности муниципальных унитарных предприятий и акционерных обществ, имеющих 100% долю муниципальной собственности в уставном капитале, обеспечения сохранности имущества, руководствуясь Федеральным законом от 06 декабря 2011 г. № 402-ФЗ "О бухгалтерском учете", Федеральным законом от 14 ноября 2002 г. № 161-ФЗ "О государственных и муниципальных предприятиях", Федеральным законом от 26 декабря 1995 г. № 208-ФЗ "Об акционерных обществах", постановляю:
1. Утвердить прилагаемый Порядок организации и осуществления внутреннего контроля в муниципальных унитарных предприятиях и акционерных обществах, имеющих 100% долю муниципальной собственности в уставном капитале (далее - Порядок).
2. Руководителям отраслевых органов администрации города Комсомольска-на-Амуре довести Порядок до сведения руководителей подведомственных муниципальных унитарных предприятий.
3. Комитету по управлению имуществом администрации города Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края довести Порядок до сведения председателей Совета директоров акционерных обществ, имеющих 100% долю муниципальной собственности в уставном капитале.
4. Руководителям муниципальных унитарных предприятий и акционерных обществ, имеющих 100% долю муниципальной собственности в уставном капитале, обеспечить ежегодное, в срок до 01 марта, представление отчета о результатах осуществления внутреннего контроля в Комитет по управлению имуществом администрации города Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края.
5. Первому заместителю главы администрации города Коршикову Е.В., заместителям главы администрации города Куликову И.М., Овсейко Т.Г., исполняющему обязанности заместителя главы администрации города Захарову В.А., управляющему делами администрации города Датской Л.В. обеспечить исполнение Порядка.
6. Опубликовать постановление в газете "Дальневосточный Комсомольск" и разместить на официальном сайте органов местного самоуправления города Комсомольска-на-Амуре в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
7. Контроль выполнения постановления возложить на заместителя главы администрации города Комсомольска-на-Амуре - председателя Комитета по управлению имуществом администрации города Комсомольска-на-Амуре Мищенко А.В.

Глава города
А.В.Климов





УТВЕРЖДЕН
Постановлением
администрации города
Комсомольска-на-Амуре
от 16 января 2015 г. № 50-па

ПОРЯДОК
ОРГАНИЗАЦИИ И ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ВНУТРЕННЕГО КОНТРОЛЯ В
МУНИЦИПАЛЬНЫХ УНИТАРНЫХ ПРЕДПРИЯТИЯХ И АКЦИОНЕРНЫХ
ОБЩЕСТВАХ, ИМЕЮЩИХ 100% ДОЛЮ МУНИЦИПАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ
В УСТАВНОМ КАПИТАЛЕ

1. Общее положение

1.1. Настоящий Порядок устанавливает понятие, цели и задачи, принципы, способ организации и обеспечения внутреннего контроля совершаемых фактов хозяйственной жизни муниципальными унитарными предприятиями (далее - Предприятие) и акционерными обществами, имеющими 100% долю муниципальной собственности в уставном капитале (далее - Общество), а также функции всех участников системы внутреннего контроля.
1.2. Внутренний контроль - это непрерывный процесс, организованный руководством Предприятия (Общества) и осуществляемый на Предприятии (Обществе) с целью наиболее эффективного выполнения всеми работниками своих обязанностей при совершении хозяйственных операций.
1.3. Целями функционирования системы внутреннего контроля являются:
- обеспечение производственной и финансовой эффективности;
- предоставление достоверной финансовой и управленческой информации;
- соблюдение установленных требований, законов и нормативных актов.
1.4. Для достижения целей внутреннего контроля на Предприятии (Общества) необходимо решить следующие задачи:
- бухгалтерская (финансовая) отчетность должна быть грамотно выстроена и соответствовать всем требованиям законодательной системы РФ, давать достоверное и объективное представление о Предприятии (Обществе) в целом;
- все имущество Предприятия (Общества) и источники его образования должны быть правильно определены, классифицированы, оценены и зарегистрированы;
- программное обеспечение системы учета на Предприятии (Обществе) должно иметь достаточную защиту от несанкционированного проникновения в нее, фальсификация первичных и отчетных документов должна быть строго пресечена;
- средства Предприятия (Общества) должны быть защищены от незаконного присвоения, а также от неэффективного использования;
- все отклонения от планов должны быть своевременно выявлены, виновные лица определены и привлечены к ответственности;
- вся необходимая внутренняя информация Предприятия (Общества) должна быть оперативно и своевременно предоставлена заинтересованным в ней внутренним пользователям.

2. Организация внутреннего контроля

2.1. Порядок организации внутреннего контроля, в том числе обязанности и полномочия подразделений и персонала Предприятия (Общества), определяются в зависимости от характера и масштабов деятельности Предприятия (Общества), особенностей его системы управления.
2.2. При организации внутреннего контроля необходимо исходить из того, что:
а) внутренний контроль должен осуществляться на всех уровнях управления Предприятия (Общества), во всех его подразделениях;
б) в осуществлении внутреннего контроля должен участвовать весь персонал Предприятия (Общества) в соответствии с его полномочиями и функциями;
в) полезность внутреннего контроля должна быть сопоставима с затратами на его организацию и осуществление.
2.3. Для организации и осуществления внутреннего контроля Предприятие (Общество) может создать специальное подразделение внутреннего контроля (служба внутреннего контроля). Создание специального подразделения внутреннего контроля должно быть обусловлено спецификой деятельности Предприятия (Общества) или высокими рисками, требующими постоянного контроля.

2.5. Ответственность за организацию и осуществление внутреннего контроля несет руководитель Предприятия (Общества).
2.6. Пример распределения полномочий и функций по организации и осуществлению внутреннего контроля Предприятия (Общества) приведен в приложении.

3. Элементы внутреннего контроля

3.1. Основными элементами внутреннего контроля Предприятия (Общества) являются:
а) контрольная среда;
б) оценка рисков;
в) процедуры внутреннего контроля;
г) информация и коммуникация;
д) оценка внутреннего контроля.
3.2. Контрольная среда создает атмосферу в отношении внутреннего контроля и определяет восприятие работниками Предприятия (Общества) системы внутреннего контроля. Контрольная среда является основой для всех остальных элементов внутреннего контроля.
3.3. Оценка рисков представляет собой совокупность действий, направленных на определение и анализ рисков, возникающих в процессе достижения целей Предприятия (Общества), и является основой для определения контрольных процедур и мероприятий по управлению рисками. При выявлении рисков Предприятие (Общество) принимает соответствующие решения по управлению ими, в том числе путем создания необходимой контрольной среды, организации процедур внутреннего контроля, информирования персонала и оценки результатов осуществления внутреннего контроля.
3.4. Процедуры внутреннего контроля представляют собой действия, направленные на минимизацию рисков, влияющих на достижение целей Предприятия (Общества).
3.4.1. Предприятие (Общество) применяет следующие процедуры внутреннего контроля:
а) документальное оформление;
б) подтверждение соответствия между объектами (документами) или их соответствия установленным требованиям. К данным процедурам внутреннего контроля относятся процедуры контроля взаимосвязанных фактов хозяйственной жизни;
в) санкционирование (авторизация) сделок и операций, обеспечивающее подтверждение правомочности их совершения;
г) сверка данных;
д) разграничение полномочий и ротация обязанностей;
е) процедуры контроля фактического наличия и состояния объектов, в том числе физическая охрана, ограничение доступа, инвентаризация;
ж) надзор, обеспечивающий оценку достижения поставленных целей или показателей;
з) процедуры, связанные с компьютерной обработкой информации и информационными системами.
3.4.2. Для целей противодействия злоупотреблениям наиболее эффективными процедурами внутреннего контроля являются санкционирование (авторизация) сделок и операций, разграничение полномочий и ротация обязанностей, контроль фактического наличия и состояния объектов.
3.4.3. В зависимости от момента осуществления различают предварительные и последующие процедуры внутреннего контроля. Предварительные процедуры внутреннего контроля направлены на предупреждение появления ошибок и нарушений установленного порядка деятельности (контроль фактического наличия и состояния объектов, санкционирование (авторизация) сделок и операций, др.). Последующие процедуры внутреннего контроля направлены на выявление ошибок и нарушений установленного порядка деятельности (сверка, надзор, др.).
3.4.4. В зависимости от степени автоматизации различают автоматические, полуавтоматические, ручные процедуры внутреннего контроля. Автоматические процедуры внутреннего контроля выполняются информационной системой без участия персонала. Полуавтоматические процедуры внутреннего контроля выполняются информационной системой, но инициируются или завершаются вручную. Ручные процедуры внутреннего контроля выполняются персоналом Предприятия (Общества) вне информационных систем.
3.4.5. Процедуры внутреннего контроля основываются на принципах и стандартах, составляющих контрольную среду Предприятия (Общества), и применяются с учетом ее особенностей.
3.5. Качественная и своевременная информация должна обеспечивать функционирование внутреннего контроля и возможность достижения им поставленных целей. Основным источником информации для принятия решений являются информационные системы.
3.6. С целью осуществления эффективного обмена информацией Предприятие (Общество):
- создает эффективные каналы обмена информации;
- внедряет информационные системы, охватывающие все области деятельности и процессы, в том числе процессы подготовки финансовой отчетности;
- внедряет контрольные процедуры с целью обеспечения информационной безопасности.
3.7. Оценка внутреннего контроля осуществляется в отношении элементов внутреннего контроля, указанных в подпунктах "а" - "г" пункта 3.4.1 Оценка внутреннего контроля осуществляется не реже одного раза в год.

4. Документирование внутреннего контроля

4.1. Порядок организации и осуществления внутреннего контроля подлежит документальному оформлению. Положения, касающиеся организации внутреннего контроля, являются частью учредительных и внутренних организационно-распорядительных документов Предприятия (Общества).
4.2. Предприятие (Общество) должно принять внутренний документ по основным вопросам, связанным с осуществлением внутреннего контроля, - Положение.
4.3. Документация, оформляющая организацию внутреннего контроля, подлежит регулярному обновлению. Не реже одного раза в год проводится оценка необходимости обновления документации. Обновление документации производится в течение разумного срока после выявления ее недостатков или изменений в деятельности Предприятия (Общества).
4.4. Предприятие (Общество) обеспечивает хранение документации, оформляющей организацию и осуществление внутреннего контроля, в течение разумных сроков.





Приложение
к Порядку
организации и осуществления внутреннего контроля
в муниципальных унитарных предприятиях и
акционерных обществах, имеющих 100% долю
муниципальной собственности в уставном капитале

ПРИМЕР
РАСПРЕДЕЛЕНИЯ ПОЛНОМОЧИЙ И ФУНКЦИЙ ПО ОРГАНИЗАЦИИ И
ОСУЩЕСТВЛЕНИЮ ВНУТРЕННЕГО КОНТРОЛЯ ПРЕДПРИЯТИЯ (ОБЩЕСТВА)

1. Совет директоров Общества или отраслевой отдел администрации города Комсомольска-на-Амуре, курирующий деятельность Предприятия:
- определяет необходимый уровень развития системы внутреннего контроля;
- согласовывает Положение о внутреннем контроле;
- дает поручения исполнительным органам Предприятия (Общества) о разработке направлений совершенствования и развития системы внутреннего контроля;
- в рамках своих функций не реже одного раза в год осуществляет анализ и оценку надежности и эффективности системы внутреннего контроля на Предприятии (Обществе).
Для этого необходимо рассмотреть вопросы:
- наличия нормативных правовых актов, устанавливающих порядок, формы, методы и периодичность осуществления внутреннего контроля;
- наличия составленного и утвержденного руководителем плана внутреннего контроля на календарный год;
- полноты и своевременности выполнения контрольных мероприятий, предусмотренных планом;
- соблюдения требований к организации и проведению контрольных мероприятий;
- наличия оформленных материалов проведенных контрольных мероприятий;
- наличия отчетности о контрольной деятельности, достоверности и полноты отражения в ней результатов контрольных мероприятий;
- устранения недостатков, выявленных контрольными мероприятиями;
- другие вопросы в части проведения внутреннего контроля и оформления его результатов.
2. К компетенции ревизионной комиссии Общества относится:
- подтверждение достоверности данных, содержащихся в годовой бухгалтерской отчетности;
- анализ финансового состояния Общества, выявление резервов улучшения финансового состояния и выработка рекомендаций для органов управления;
- ревизия финансово-хозяйственной деятельности.
Ревизионная комиссия представляет Совету директоров Общества и руководителю отчеты о проведенных ревизиях и проверках, сопровождая их необходимыми замечаниями и предложениями по повышению эффективности работы Общества.
3. Главный бухгалтер или иное должностное лицо Предприятия (Общества), на которое возлагается ведение бухгалтерского учета, отвечает за ведение бухгалтерского учета и составление бухгалтерской (финансовой) отчетности.
4. В целях обеспечения системного характера контроля за финансово-хозяйственной деятельностью Общества (Предприятия) проведение процедур внутреннего контроля осуществляется службой внутреннего контроля.
Основные функции службы внутреннего контроля:
- мониторинг эффективности процедур внутреннего контроля;
- исследование финансовой и управленческой информации;
- контроль экономности, эффективности и результативности, включая нефинансовые средства контроля проверяемого лица;
- контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации, нормативных актов и прочих внешних требований, а также внутренних требований руководства.
На регулярной основе, не реже одного раза в полугодие, проводятся внутренние проверки. Результаты проведения проверки оформляются в виде акта и представляются руководителю Предприятия (Общества) не позднее 10 рабочих дней с даты окончания отчетного полугодия.
В акте по каждому объекту проверки приводится описание выявленных недочетов и нарушений в процессе ведения бухгалтерского и налогового учета, даются рекомендации по порядку исправления ошибок и устранения недочетов, указываются сроки, в течение которых эти ошибки должны быть исправлены.
А также на основании акта разрабатывается график мероприятий по устранению выявленных недостатков и нарушений, назначаются сроки и ответственные лица. Проверка соблюдения данного графика возлагается на службу внутреннего контроля.
5. Руководитель несет ответственность за функционирование процедур внутреннего контроля Общества (Предприятия). А также разрабатывает и внедряет процедуры системы внутреннего контроля и обеспечивает ее эффективное функционирование, своевременно информируя Совет директоров Общества или отраслевой отдел администрации города Комсомольска-на-Амуре, курирующий деятельность Предприятия, обо всех значительных рисках, существенных недостатках системы внутреннего контроля, а также о планах и результатах мероприятий по их устранению.
Руководителем Предприятия (Общества) составляется отчет о результатах осуществления внутреннего контроля, который должен содержать:
- данные о выполнении утвержденного плана на год контрольных мероприятий по внутреннему контролю;
- информацию о выявленных нарушениях и мерах, принятых по их устранению;
- проведенный анализ и оценку надежности и эффективности системы внутреннего контроля.


------------------------------------------------------------------