Решение Арбитражного суда Хабаровского края от 29.01.2015 по делу N А73-9599/2014 <Об отказе в удовлетворении заявления о признании недействующим постановления Комитета по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края от 21.12.2011 N 50/11 "Об установлении индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям общества с ограниченной ответственностью "Мухенские электрические сети" в муниципальном районе имени Лазо для взаиморасчетов с открытым акционерным обществом "Дальневосточная распределительная сетевая компания" на долгосрочный период регулирования 2012 - 2014 годы">
АРБИТРАЖНЫЙ СУД ХАБАРОВСКОГО КРАЯ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 29 января 2015 г. по делу № А73-9599/2014
Резолютивная часть объявлена в судебном заседании 22.01.2015.
Арбитражный суд в составе председательствующего судьи Сумина Д.Ю., судей Луговой И.М., Чаковой Т.И.
при ведении протокола помощником судьи К.О.О.
рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению ООО "Мухенские электросети" (ИНН 2713013077, ОГРН 1052740120620)
о признании недействующим постановления Комитета по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края от 21.12.2011 № 50/11 в редакциях постановлений от 30.05.2012 № 16/15, от 27.12.2012 № 42/26, от 27.12.2013 № 41/10 и от 30.06.2014 № 19/17
третьи лица: ОАО "ДРСК", ОАО "ДЭК", ОАО "ФСК ЕЭС"
с участием заместителя прокурора Хабаровского края
при участии в судебном заседании:
от ООО "Мухенские электросети": Г.А.В. по доверенности от 11.01.2015, П.В.А. по доверенности от 11.01.2015
от Комитета по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края: Г.Е.И. по доверенности от 09.01.2014 № 4-2-10-45, П.Н.И. по доверенности от 12.01.2015 № 2-3-14-7, Г.Е.В. по доверенности 16.01.2015 № 4-2-10-73
от ОАО "ДЭК": Л.М.Н. по доверенности от 01.01.2015 № ДЭК-20-15/354Д
от ОАО "ФСК ЕЭС": А.И.А.о. по доверенности от 30.10.2014 № 121-14
от заместителя прокурора Хабаровского края: И.Н.С. по удостоверению
от ОАО "ДРСК": не явились, извещены надлежащим образом
Суд
установил:
ООО "Мухенские электросети" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением, с учетом письменных уточнений формулировки заявленных требований (т. 2 л.д. 92 - 93, т. 6 л.д. 35 - 37) о признании постановления Комитета по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края (далее - Комитет) от 21.12.2011 № 50/11 "Об установлении индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям общества с ограниченной ответственностью "Мухенские электрические сети" в муниципальном районе имени Лазо для взаиморасчетов с открытым акционерным обществом "Дальневосточная распределительная сетевая компания" (филиал "Хабаровские электрические сети") на долгосрочный период регулирования 2012 - 2014 годы", в том числе в редакциях Постановлений Комитета от 30.05.2012 № 16/15, от 27.12.2012 № 42/26, от 27.12.2013 № 41/10 и от 30.06.2014 № 19/17 недействующим как противоречащее:
- ст. ст. 9, 23 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ "Об электроэнергетике";
- ст. 16 Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации";
- ст. 1 Федерального закона от 06.11.2013 № 308-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об электроэнергетике" и статью 81 Федерального закона "Об акционерных обществах";
- п.п. 8, 15, 16, 17, 27 Основ ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2004 № 109;
- п.п. 16, 17, 18, 19, 22 Правил государственного регулирования и применения тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2004 № 109;
- Методическим указаниям по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке", утвержденным приказом Федеральной службы по тарифам от 06.08.2004 № 20-э/2;
- п.п. 2, 3, 15, 17, 18, 32, 37, 38, 87 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 № 1178;
- п.п. 9, 22, 25, 26, 28 Правил государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 № 1178;
- Методическим указаниям по расчету тарифов на услуги по передаче электрической энергии, устанавливаемых с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки, утвержденным приказом Федеральной службы по тарифам от 17.02.2012 № 98-э.
В порядке ст. 52 АПК РФ в дело вступил Заместитель прокурора Хабаровского края (далее - Прокурор).
В ходе судебного разбирательства представитель Общества настаивал на заявленных требованиях по основаниям, изложенным в заявлении и представленных многочисленных письменных пояснениях, указав на несоответствие оспариваемого постановления Комитета названным правовым актам и по существу, и по порядку принятия как постановления от 21.12.2011 № 50/11, так и постановлений от 30.05.2012 № 16/15, от 27.12.2012 № 42/26, от 27.12.2013 № 41/10 и от 30.06.2014 № 19/17 о внесении в него изменений.
Представители Комитета, третьих лиц и Прокурора возражали против заявленных требований, полагая их необоснованными. Представлены отзывы.
Выслушав доводы представителей лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Комитетом принято Постановление от 21.12.2011 № 50/11 "Об установлении индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям общества с ограниченной ответственностью "Мухенские электрические сети" в муниципальном районе имени Лазо для взаиморасчетов с открытым акционерным обществом "Дальневосточная распределительная сетевая компания" (филиал "Хабаровские электрические сети") на долгосрочный период регулирования 2012 - 2014 годы" (далее - постановление № 50/11), которым для Общества установлены:
- необходимая валовая выручка на долгосрочный период регулирования (без учета оплаты потерь) на долгосрочный период регулирования с 01.01.2012 по 31.12.2014 (Приложение 1);
- долгосрочные параметры регулирования на долгосрочный период регулирования с 01.01.2012 по 31.12.2014 (Приложение 2);
- индивидуальные тарифы на услуги по передаче электрической энергии по сетям Общества для взаиморасчетов с открытым акционерным обществом "Дальневосточная распределительная сетевая компания" (филиал "Хабаровские электрические сети") (Приложение 3);
- плановые значения показателей надежности и качества поставляемых товаров и оказываемых услуг на каждый расчетный период регулирования в пределах долгосрочного периода регулирования с 01.01.2012 по 31.12.2014 (Приложение 4).
Тем же постановлением с 01.01.2012 признаны утратившими силу постановления Комитета от 08.12.2010 № 41/4 "Об установлении индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям общества с ограниченной ответственностью "Мухенские электрические сети" в муниципальном районе имени Лазо для взаиморасчетов с открытым акционерным обществом "Дальневосточная распределительная сетевая компания" (филиал "Хабаровские электрические сети")" и от 24.12.2010 № 45/8 "О внесении изменений в постановление комитета по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края от 08.12.2010 № 41/4".
Постановление № 50/11 опубликовано 30.12.2011 в "Собрании законодательства Хабаровского края", № 12(113) (часть 4).
Постановлениями Комитета от 30.05.2012 № 16/15, от 27.12.2012 № 42/26, от 27.12.2013 № 41/10 и от 30.06.2014 № 19/7 в постановление № 50/11 внесены изменения.
Посчитав Постановление № 50/11 в первоначальной редакции, а также все последующие редакции незаконными, Общество обратилось в суд с рассматриваемым заявлением.
Применительно к процедуре принятия оспариваемого постановления, Общество указывает, что в нарушение пункта 18 Правил государственного регулирования и применения тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2004 № 109 (далее - Правила № 109) Общество было извещено Комитетом о дате и времени рассмотрения дела об установлении тарифа менее чем за 10 дней и не было ознакомлено с проектом постановления; в нарушение п. 22 Правил № 109 в протоколе заседания правления Комитета не отражены основания, по которым отклонены предложения Общества.
Применительно к оспариваемым редакциям постановления № 50/11 Общество указывает, что в нарушение пунктов 9, 22, 25, 26, 28 Правил государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 № 1178 (далее - Правила № 1178) Общество не извещалось о месте и времени рассмотрения дела об изменении тарифа, процедура принятия постановлений не соблюдена.
Как следует из имеющихся в деле доказательств, письмом от 09.12.2011 № 2-1-12/6092 Комитет известил Общество о дате и времени рассмотрении вопроса об установлении тарифов на 2012 - 2014 г.г. 21 декабря 2011 г. в 10:00.
Указанное письмо было направлено Обществу посредством факсимильной связи и получено им, согласно оттиску "входящего" штампа, 15.12.2011 (т. 4 л.д. 25). Указание в верхнем поле листа даты передачи документа: 16.12.2011 представитель Общества объяснил неверными настройками факсимильного аппарата.
Факт направления Обществу названного письма факсом 15.12.2011 Комитетом не опровергнут.
Письмом от 19.12.2011 № 447 Общество заявило свои разногласия по предложениям экспертной группы, изложенным в экспертном заключении от 08.12.2011 № 424.
Тем же письмом, представленным в Комитет 20.12.2011, Общество просило в случае неявки представителя предприятия рассмотреть вопрос об установлении тарифа без своего участия (т. 8 л.д. 58-59).
По ходатайству Общества, чей представитель отрицал подписание документа с таким содержанием, указывая, что на втором листе документа с теми же реквизитами имелось ходатайство об отложении рассмотрения дела об установлении тарифа, судом была назначена почерковедческая экспертиза. Согласно заключению эксперта от 03.12.2014 № 1672/3-3, подпись от имени Г.А.В. на втором листе названного письма выполнена, вероятно, самим Г.А.В. Ответить на вопрос в категоричной форме эксперту не удалось из-за простоты строения подписи.
Общество заявило об исключении из оснований заявления довода о подаче письмом от 19.12.2011 № 447 ходатайства об отложении рассмотрения дела об установлении тарифа (т. 9 л.д. 10).
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что несмотря на то, что извещение о месте и времени рассмотрения дела об установлении тарифа было получено Обществом не за 10, а за 6 дней до назначенной даты его рассмотрения, у Общества имелась возможность представить свои возражения, которую оно реализовало. Данное нарушение, а также представление Комитетом Обществу экспертного заключения без проекта решения об установлении тарифа, само по себе не является основанием для признания незаконным решения об установлении тарифа.
Доводы Общества о незаконности внесения Комитетом изменений в постановление от 21.12.2011 № 50/11 постановлениями от 30.05.2012 № 16/15, от 27.12.2012 № 42/26, от 27.12.2013 № 41/10 и от 30.06.2014 № 19/17 без открытия дела об установлении тарифа и его рассмотрения в порядке пунктов 9, 22, 25, 26, 28 Правил № 1178 суд отклоняет.
Абзацем 2 пункта 8 Правил № 1178 предусмотрено, что в случае если пересмотр цен (тарифов) и (или) их предельных уровней осуществляется в течение финансового года в соответствии с актом Правительства Российской Федерации либо в целях приведения в соответствие с законодательством Российской Федерации, дело об установлении цены (тарифа) и (или) ее предельного уровня не открывается, а материалы при необходимости запрашиваются соответствующими регулирующими органами.
Применительно к существу оспариваемого постановления Общество указывает, что Комитетом при расчете необходимой валовой выручки (далее - НВВ) необоснованно не приняты во внимание требования отраслевых тарифных соглашений в жилищно-коммунальном хозяйстве, согласно которым в периоде регулирования увеличена тарифная ставка работника первого разряда, необоснованно произведено снижение процента потерь, не учтено наличие у Общества инвестиционной программы, выполнение мероприятий по энергоаудиту, а также изменение с 2014 г. владельца ПС "Гидролизная" и вышестоящих сетей с ОАО "ДРСК" на ОАО "ФСК ЕЭС".
Доводы Общества суд отклоняет.
В соответствии с пунктом 4 статьи 23 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон № 35-ФЗ) в редакции Федерального закона от 26.07.2010 № 187-ФЗ государственное регулирование цен (тарифов) в электроэнергетике осуществляется на основе долгосрочных параметров регулирования деятельности соответствующих организаций на срок не менее чем пять лет (на срок не менее чем три года при установлении впервые указанных цен (тарифов), их предельных уровней) в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Государственное регулирование цен (тарифов) на услуги по передаче электрической энергии, оказываемые иными территориальными сетевыми организациями с 1 января 2012 года, осуществляется только в форме установления долгосрочных тарифов на основе долгосрочных параметров регулирования деятельности таких организаций.
Постановлением Комитета от 08.12.2010 № 41/4 Обществу были установлены индивидуальные тарифы на 2011 год на те же услуги, что и постановлением от 21.12.2011 № 50/11.
Письмом от 22.04.2011 Общество просило Комитет сохранить тариф на услуги по передаче электрической энергии на 2012 год на уровне 2011 года (т. 2 л.д. 115). Ранее, при установлении тарифов на 2011 г. Общество просило сохранить тариф на уровне 2010 г., указав, что не возражает против выделения из тарифа составляющую стоимости услуг по передаче электроэнергии для тарифа ООО "Электрические сети", которым в эксплуатацию передана часть сетей, ранее эксплуатировавшихся Обществом (т. 2 л.д 113-114).
Пунктом 18 Основ ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2004 № 109 (далее - Основы № 109), действовавших в период принятия Комитетом постановления № 50/11, было предусмотрено, что в НВВ включаются планируемые на расчетный период регулирования расходы, уменьшающие налоговую базу налога на прибыль организаций (расходы, связанные с производством и реализацией продукции (услуг), и внереализационные расходы), и расходы, не учитываемые при определении налоговой базы налога на прибыль (относимые на прибыль после налогообложения).
Как установлено пунктом 10 Правил № 109, расчет расходов и необходимой валовой выручки от регулируемой деятельности с приложением экономического обоснования исходных данных, а также инвестиционная программа (проект инвестиционной программы) представляются в соответствующий регулирующий орган организациями, осуществляющими регулируемую деятельность.
В соответствии с пп. 6 п. 19 Основ № 109 расходы на оплату труда и отчисления на социальные нужды входят в состав расходов, связанных с производством и реализацией продукции (услуг) по регулируемым видам деятельности, включаемых в НВВ.
При расчете тарифа на 2011 г. Комитетом были учтены расходы на ФОТ с учетом положений Отраслевого тарифного соглашения в жилищно-коммунальном хозяйстве на 2008-2010 годы, утвержденного 22.06.2007 Общероссийским профсоюзом работников жизнеобеспечения, Общероссийским отраслевым объединением работодателей "Союз коммунальных предприятий", а также 02.07.2007 - Федеральным агентством по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству, пунктом 2.3 которого предусмотрено, что с 1 января 2009 года базовая месячная тарифная ставка рабочего первого разряда устанавливается в размере не менее 3 500 руб. Данное обстоятельство подтверждается имеющимися в деле доказательствами и не оспаривается лицами, участвующими в деле.
Оспаривая постановление № 50/11, Общество указывает, что 05.12.2012 Общероссийским отраслевым объединением работодателей "Союз коммунальных предприятий" и Общероссийским профсоюзом работников жизнеобеспечения утверждено Соглашение о внесении изменения в раздел "Оплата труда" Отраслевого тарифного соглашения в жилищно-коммунальном хозяйстве Российской Федерации на период с 01 января 2011 года по 01 января 2014 года, а 09.09.2013 Министром регионального развития Российской Федерации, Общероссийским отраслевым объединением работодателей "Союз коммунальных предприятий" и Общероссийским профсоюзом работников жизнеобеспечения утверждено Отраслевое тарифное соглашение в жилищно-коммунальном хозяйстве Российской Федерации на 2014 - 2016 годы, которыми предусмотрена более высокая базовая месячная тарифная ставка рабочего первого разряда.
Как указывает Общество, оно является участником указанных отраслевых соглашений и обязано их исполнять. С 2012 г. функции Общества по найму и предоставлению рабочей силы переданы на систему аутсорсинга. Между Обществом и ООО "Электрические линии" заключен договор от 20.07.2012 № 1 оказания услуг по найму рабочей силы.
Пунктом 27 Основ № 109 установлено, что при определении расходов на оплату труда, включаемых в НВВ, регулирующие органы определяют размер ФОТ в соответствии с отраслевыми тарифными соглашениями, заключенными соответствующими организациями, и фактическим объемом фонда оплаты труда в последнем расчетном периоде регулирования, а также с учетом прогнозного индекса потребительских цен.
Аналогичная норма содержится в п. 26 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 № 1178 (далее - Основы № 1178), вступивших в действие 31.01.2012 и действовавших в периоде регулирования.
Как следует из приведенной нормы, для учета расходов на фонд оплаты труда орган тарифного регулирования обязан принять во внимание не только отраслевые тарифные соглашения, но и фактический объем фонда оплаты труда в последнем расчетном периоде регулирования.
Из системного анализа Методических указаний по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, утвержденных приказом ФСТ России от 06.08.2004 № 20-э/2, действовавших в период принятия постановления № 50/11, а также Методических указаний по расчету тарифов на услуги по передаче электрической энергии, устанавливаемых с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки, утвержденных приказом ФСТ России от 17.02.2012 № 98-э (далее - Методические указания № 98-э) следует, что величина тарифов на услуги по передаче электрической энергии определяется на основании экспертизы представленных в установленные действующим законодательством сроки регулируемой организацией расчетных материалов, содержащих экономическое обоснование общей потребности в финансовых средствах по регулируемой деятельности на период регулирования.
Как обоснованно указывает Комитет, каких-либо документов, позволяющих установить фактические расходы Общества на оплату труда, ни в ходе подготовки постановления № 50/11, ни в период его действия Обществом в Комитет не представлялось. Названный договор оказания услуг по найму рабочей силы не мог приниматься Комитетом во внимание при принятии постановления № 50/11, так как заключен после его принятия и до обращения Общества в суд не был представлен в Комитет, а приложение к нему, в котором указано штатное расписание Общества на 01.08.2012, впервые представлено в судебном заседании 22.01.2015.
Само по себе наличие у Общества обязанности по выполнению требований соответствующего отраслевого соглашения не означает факт исполнения им этой обязанности и не влечет безусловную обязанность регулирующего органа индексировать учтенные в НВВ расходы на оплату труда на какой-либо коэффициент при отсутствии как штатного расписания Общества на регулируемый период, так и документов, подтверждающих фактические расходы Общества на оплату труда.
Тем не менее, фактически произведенные Обществом расходы на оплату труда подлежат учету регулирующим органом при установлении тарифа на следующий период регулирования исходя из представленных Обществом в Комитет документов, подтверждающих расходы, понесенные в связи с исполнением требований отраслевых тарифных соглашений.
Доводы Общества о невключении в НВВ расходов на энергоаудит суд отклоняет.
В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" проведение энергетического обследования для организаций, осуществляющих транспортировку электрической энергии, является обязательным.
Обществом в дело представлен договор от 01.07.2012 № ЭО-1/07, заключенный с ЗАО "ГАРАНТ-аудит" на проведение обязательного энергетического обследования объектов Общества, акт выполненных работ, платежные поручения (т. 2 л.д. 57 - 68).
Указанные документы не учитывались и могли быть учтены Комитетом в постановлении № 50/11, так как составлены после его принятия. Кроме того, как указывает Комитет, данные документы Обществом в Комитет не представлялись. Доказательств обратного Обществом не представлено.
Доводы Общества о неправомерном неучете Комитетом при пересчете тарифа на 2014 г. факта прекращения с 01.01.2014 договорных отношений между Обществом и ОАО "ДРСК" в отношении присоединения к ПС 220 кВ "Гидролизная" суд отклоняет.
В связи с указанными обстоятельствами ОАО "ФСК ЕЭС" предложило Обществу заключить договор оказания услуг по передаче электроэнергии, направив письмом от 04.12.2013 № М3/П1/3/1138 проекты акта разграничения балансовой принадлежности, акта эксплуатационной ответственности и схему АРБС этой подстанции, 10.12.2013 организовало совещание по вопросу заключения такого договора с приглашением руководителя Общества (т. 6 л.д. 7-10).
ОАО "ФСК ЕЭС" Обществу была направлена оферта, однако до настоящего времени соответствующий договор не заключен.
Фактически произведенные Обществом расходы по операциям с ОАО "ФСК ЕЭС" в связи с ПС "Гидролизная" учтены Комитетом путем принятия постановления от 30.06.2014 № 19/7, которым НВВ Общества на 2014 г. увеличен с 53 955,49 тыс. руб. до 58 670,34 тыс. руб., одноставочный тариф и ставка за содержание электрических сетей двухставочного тарифа увеличены.
Ссылку Общества на нарушение Комитетом пункта 87 Основ № 1178 суд отклоняет, так как указанной нормой регулируются вопросы расчета платы за технологическое присоединение. Размер платы за технологическое присоединение постановлением № 50/11 не установлен и Обществом не оспаривается.
Доводы Общества относительно неучета Комитетом в составе расходов на 2014 г. выпадающих доходов за технологическое присоединение в размере 2 193 тыс. руб. суд также отклоняет.
Пунктом 2 постановления Комитета от 27.11.2013 № 34/2 "Об установлении размера ставок за единицу максимальной мощности и стандартизированных тарифных ставок платы за технологическое присоединение энергопринимающих устройств потребителей к электрическим сетям общества с ограниченной ответственностью "Мухенские электрические сети" на 2014 год" было предусмотрено включение выпадающих доходов Общества в размере 2 193 162,91 руб. в тариф на оказание услуги по передаче электрической энергии на 2014 год.
Фактически данная величина не была учтена Комитетом при издании постановления от 27.12.2013 № 41/10, которым внесены изменения в связи с уменьшением НВВ и тарифа на 2014 г., что Комитетом не оспаривается.
Постановлением Комитета от 15.01.2014 № 1/5 пункт 2 постановления от 27.11.2013 № 34/2 изложен в новой редакции: "Фактически понесенные выпадающие доходы от присоединения "льготных" категорий потребителей за 2014 год включить в тариф на оказание услуги по передаче электрической энергии ООО "Мухенские электрические сети" в последующие периоды регулирования".
Действительно, как указывает Общество, на дату принятия постановления Комитета от 27.12.2013 № 41/10, изменения в пункт 2 постановления от 27.11.2013 № 34/2 внесены не были и он действовал в первоначальной редакции.
Вместе с тем, как обоснованно указывает Комитет, НВВ сетевых организаций была сформирована им с учетом непревышения уровня тарифов на услуги по передаче электроэнергии уровню тарифов 2013 г. в связи с тем, что после принятия Комитетом постановления от 27.11.2013 № 34/2 ФСТ России был издан приказ от 18.12.2013 № 233-э/2 "Об утверждении предельных уровней тарифов на услуги по передаче электрической энергии по субъектам Российской Федерации на 2014 год".
Таким образом, Комитетом исполнены требования приказа ФСТ России от 18.12.2013 № 233-э/2, являющегося нормативным правовым актом, имеющим большую юридическую силу, чем постановление Комитета от 27.11.2013 № 34/2.
Постановление № 50/11 в редакции постановления от 27.12.2013 № 41/10 не подлежит проверке на соответствие постановлению Комитета от 27.11.2013 № 34/2 в редакции, действовавшей на 27.12.2013, так как этот правовой акт не имеет большей юридической силы, чем оспариваемый.
В соответствии с п. 38 Основ № 1178 тарифы на услуги по передаче электрической энергии, устанавливаемые с применением метода долгосрочной индексации НВВ, определяются регулирующими органами в соответствии с методическими указаниями, утверждаемыми Федеральной службой по тарифам, на основании долгосрочных параметров регулирования, в состав которых входит величина технологического расхода (потерь) электрической энергии.
В соответствии п. 5 Методических указаний № 98-э тарифы на услуги по передаче электрической энергии, утвержденные на долгосрочный период регулирования, ежегодно корректируются в порядке, предусмотренном указанными Методическими указаниями.
Абзацами 18 - 21 пункта 38 Основ № 1178 предусмотрено, что в течение долгосрочного периода регулирования регулирующими органами ежегодно производится корректировка необходимой валовой выручки, устанавливаемой на очередной период регулирования в соответствии с методическими указаниями ФСТ России. По решению регулирующего органа такая корректировка может осуществляться с учетом отклонения фактических значений параметров расчета тарифов по итогам истекшего периода текущего года долгосрочного периода регулирования, за который известны фактические значения параметров расчета тарифов, от планировавшихся значений параметров расчета тарифов, а также изменение плановых показателей на следующие периоды.
Величина технологического расхода (потерь) электрической энергии на 1-й год долгосрочного периода регулирования определяется на основании нормативных технологических потерь, утверждаемых Министерством энергетики Российской Федерации в соответствии с методическими указаниями, утверждаемыми указанным Министерством, и учитывается Федеральной службой по тарифам в сводном прогнозном балансе производства и поставок электрической энергии (мощности) в рамках Единой энергетической системы России по субъектам Российской Федерации, утверждаемом Федеральной службой по тарифам.
В случае отсутствия до 1 октября утвержденных Министерством энергетики Российской Федерации нормативов технологических потерь на расчетный период регулирования величина технологического расхода (потерь) электрической энергии определяется исходя из сводного прогнозного баланса производства и поставок электрической энергии (мощности) на соответствующий расчетный период регулирования.
В последующие годы долгосрочного периода регулирования величина технологического расхода (потерь) электрической энергии определяется с учетом темпов ее снижения, предусмотренных программой в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности соответствующей сетевой компании. В случае отсутствия программы по энергоэффективности норматив потерь понижается на 10 процентов по сравнению с предыдущим периодом.
Как указывает Комитет, соответствующий приказ Минэнерго России Обществом в Комитет не представлялся. Доказательств обратного Обществом в суд не представлено.
Административным регламентом Министерства промышленности и энергетики Российской Федерации по исполнению государственной функции по утверждению нормативов технологических потерь электроэнергии при ее передаче по электрическим сетям, утвержденным приказом Минпромэнерго РФ от 01.11.2007 № 470, действовавшим в период рассматриваемых правоотношений, предусмотрено, что после утверждения соответствующих нормативов лицу, обратившемуся за их утверждением, направляется выписка из приказа об утверждении нормативов потерь. Публикация соответствующего приказа ни названным Административным регламентом, ни каким-либо иным нормативным правовым актом не предусмотрена.
Таким образом, поскольку Общество не представило в Комитет выписку из приказа Минэнерго России об утверждении ему норматива технологических потерь, Комитет не имел возможности учесть сведения, указанные в таком приказе. Обязанность по самостоятельному сбору информации, учитываемой при расчете тарифа, на органы тарифного регулирования законодательством не возложена.
Целевая программа повышения энергетической эффективности и стимулирования энергосбережения на 2009-2020 гг. была направлена Обществом в Комитет письмом от 08.11.2013 № 722 (т. 1 л.д. 14). Доказательств представления этой программы в Комитет ранее - при установлении тарифа на 2012 - 2014 г.г. постановлением № 50/11, либо при установлении Комитетом тарифа на 2010 год методом экономически обоснованных расходов, Обществом не представлено.
При этом суд критически оценивает достоверность имеющихся на стр. 1 этой целевой программы (т. 1 л.д. 24) сведений о дате ее утверждения: 18.01.2009, так как в содержании этой программы и в приложениях к ней имеются ссылки на постановление Комитета от 17.04.2013 № 10/1.
Как следует из представленных Комитетом доказательств, величина технологического расхода (потерь) определялась Комитетом при осуществлении ежегодных корректировок с учетом приказов ФСТ России от 29.11.2011 № 301-э/2, от 29.11.2012 № 312-э/1 и от 28.11.2013 № 220-э/1, которыми утверждены сводные прогнозные балансы производства и поставок электрической энергии (мощности) на 2012, 2013 и 2014 г.г соответственно (т. 3 л.д. 52 - 131, в т.ч. л.д. 86, 97, 127).
Доводы Общества о том, что данные документы опубликованы без приложений, в связи с чем не подлежат применению, суд отклоняет.
Пунктами 23 - 24 Порядка формирования сводного прогнозного баланса производства и поставок электрической энергии (мощности) в рамках Единой энергетической системы России по субъектам Российской Федерации, утвержденного приказом ФСТ России от 10.06.2009 № 125-э/1 (Зарегистрировано в Минюсте РФ 24.07.2009 № 14403), действовавшего 19.07.2012, и пунктами 25 - 26 Порядка с тем же наименованием, утвержденного приказом ФСТ России от 12.04.2012 № 53-э/1 (Зарегистрировано в Минюсте РФ 17.05.2012 № 24203), предусмотрено, что ФСТ России направляет сводный прогнозный баланс Системному оператору, организации по управлению единой национальной (общероссийской) электрической сетью, Минэнерго России и Минэкономразвития России, а выписки из него - соответствующим органам власти, в том числе органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов. В свою очередь региональные органы тарифного регулирования доводят выписки из утвержденного сводного прогнозного баланса до участников оптового рынка электрической энергии и мощности, поставщиков розничного рынка электрической энергии (мощности) и сетевых организаций, функционирующих на территории субъекта Российской Федерации.
Таким образом, Комитетом правомерно применены данные сводных прогнозных балансов, утвержденных и доведенных до него ФСТ России в установленном порядке.
Доводы Общества о несогласии с расчетами Комитета суд отклоняет. Исследовав расчеты, представленные Комитетом в ходе судебного разбирательства, в том числе в пояснениях от 22.09.2014 (т. 6 л.д. 93-103), суд признал их верными и соответствующими названным выше нормативным правовым актам.
Изложенные в заявлении доводы Общества о несоответствии Постановления № 50/11 Постановлению Конституционного Суда Российской Федерации от 28.03.2011 № 2-П и Постановлению Президиума ВАС РФ от 06.12.2013 № 87 суд отклоняет, при этом отмечая, что постановление от 06.12.2013 № 87 "О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных со взысканием потерь ресурсоснабжающих организаций, вызванных межтарифной разницей" принято не Президиумом, а Пленумом ВАС РФ.
Исходя из положений Федерального конституционного закона от 21.07.1994 № 1-ФКЗ "О Конституционном Суде Российской Федерации" и Федерального конституционного закона от 28.04.1995 № 1-ФКЗ "Об арбитражных судах" (в редакции, действовавшей в период принятия названного постановления), акты, принимаемые Конституционным Судом Российской Федерации и Пленумом Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, не являются нормативными правовыми актами.
Таким образом, оспариваемое постановление не подлежит проверке на соответствие названным постановлениям Конституционного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.
Общество обратилось в суд в рассматриваемым заявлением 22.07.2014, то есть в период действия постановления № 50/11. С 01.01.2015 оспариваемое постановление утратило силу в связи с истечением периода действия.
Как установлено в п. 10 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 № 58 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении арбитражными судами дел об оспаривании нормативных правовых актов", если оспариваемый нормативный правовой акт до вынесения арбитражным судом решения в установленном порядке отменен, а также если действие его прекратилось, производство по делу не может быть прекращено, если в период действия такого акта были нарушены (могли быть нарушены) права и законные интересы заявителя, публичные интересы или права и (или) законные интересы граждан, организаций, иных лиц в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Поскольку оспариваемое постановление Комитета признается судом не противоречащим названным в настоящем решении нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, понесенные Обществом судебные расходы относятся на него в силу ст. 110 АПК РФ.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 167 - 170, 195 АПК РФ, арбитражный суд
решил:
Признать Постановление Комитета по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края от 21.12.2011 № 50/11 "Об установлении индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям общества с ограниченной ответственностью "Мухенские электрические сети" в муниципальном районе имени Лазо для взаиморасчетов с открытым акционерным обществом "Дальневосточная распределительная сетевая компания" (филиал "Хабаровские электрические сети") на долгосрочный период регулирования 2012 - 2014 годы", в том числе в редакциях Постановлений Комитета по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края от 30.05.2012 № 16/15, от 27.12.2012 № 42/26, от 27.12.2013 № 41/10 и от 30.06.2014 № 19/17 соответствующим Федеральному закону от 26.03.2003 № 35-ФЗ "Об электроэнергетике", Федеральному закону от 23.11.2009 № 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", Федеральному закону от 06.11.2013 № 308-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об электроэнергетике" и статью 81 Федерального закона "Об акционерных обществах"", Основам ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации и Правилам государственного регулирования и применения тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2004 № 109, Методическим указаниям по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке", утвержденным приказом Федеральной службы по тарифам от 06.08.2004 № 20-э/2, Основам ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике и Правилам государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 № 1178, Методическим указаниям по расчету тарифов на услуги по передаче электрической энергии, устанавливаемых с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки, утвержденным приказом Федеральной службы по тарифам от 17.02.2012 № 98-э.
В удовлетворении заявленных требований отказать.
Решение вступает в законную силу немедленно.
Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение месяца со дня вступления решения в законную силу.
Кассационная жалоба подается в арбитражный суд кассационной инстанции через Арбитражный суд Хабаровского края.
Председательствующий судья
Д.Ю.СУМИН
судьи
Т.И.ЧАКОВА
И.М.ЛУГОВАЯ
------------------------------------------------------------------
Введите даты для поиска: