Типы документов

Реклама

Партнеры


Постановление Избирательной комиссии Хабаровского края от 17.02.2015 N 139/1144-6 "О Памятке наблюдателя на избирательном участке"



ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ КОМИССИЯ ХАБАРОВСКОГО КРАЯ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 17 февраля 2015 г. № 139/1144-6

О ПАМЯТКЕ НАБЛЮДАТЕЛЯ НА ИЗБИРАТЕЛЬНОМ УЧАСТКЕ

В целях повышения правового уровня участников избирательного процесса на выборах в органы местного самоуправления, в соответствии с частью 1 статьи 25 Избирательного кодекса Хабаровского края Избирательная комиссия Хабаровского края постановляет:
1. Одобрить Памятку наблюдателя на избирательном участке (прилагается).
2. Направить постановление в территориальные избирательные комиссии Хабаровского края, избирательные комиссии муниципальных образований для использования в работе и информирования участников избирательного процесса.
3. Территориальным избирательным комиссиям Хабаровского края организовать распространение указанной Памятки среди участников избирательного процесса на выборах в органы местного самоуправления.
4. Разместить постановление на официальном сайте Избирательной комиссии Хабаровского края.
5. Контроль за выполнением постановления возложить на секретаря Избирательной комиссии Хабаровского края Машкова О.Ю.

Заместитель председателя
Избирательной комиссии
Хабаровского края
В.В.Агуленко

Секретарь
Избирательной комиссии
Хабаровского края
О.Ю.Машков





ОДОБРЕНА
Постановлением
Избирательной комиссии
Хабаровского края
от 17 февраля 2015 г. № 139/1144-6

ПАМЯТКА
НАБЛЮДАТЕЛЯ НА ИЗБИРАТЕЛЬНОМ УЧАСТКЕ

Предисловие

Наблюдение за выборами играет важную роль в повышении доверия к избирательному процессу, способствует общей защите и поддержке гражданских и политических прав, повышает неформальную подотчетность организаторов выборов (перед обществом, избирателями, государством) и обеспечивает прозрачность избирательного процесса.
Осуществляя свою деятельность, наблюдатели должны вести наблюдение объективно и качественно для получения полной картины организации голосования, в том числе досрочного и вне помещения для голосования, подсчета голосов избирателей и составления итогового протокола.
Присутствие наблюдателей на избирательных участках, их активная работа могут предотвратить попытки искажения итогов голосования, различные нарушения процедуры проведения выборов.
В этой Памятке речь идет только о наблюдателях в участковых комиссиях.

Статус наблюдателя, назначение наблюдателя

Наблюдатель - это гражданин Российской Федерации, уполномоченный осуществлять наблюдение за проведением голосования, подсчетом голосов и иной деятельностью избирательной комиссии в период проведения голосования, установления его итогов, определения результатов выборов, включая деятельность избирательной комиссии по проверке правильности установления итогов голосования и определения результатов выборов.
Наблюдателя вправе назначить каждый зарегистрированный кандидат, каждое избирательное объединение, выдвинувшее зарегистрированного кандидата (зарегистрированных кандидатов).
Наблюдателями не могут быть назначены выборные должностные лица, депутаты, высшие должностные лица субъектов Российской Федерации (руководители высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации), главы местных администраций, лица, находящиеся в их непосредственном подчинении, судьи, прокуроры, члены избирательных комиссий с правом решающего голоса.
Полномочия наблюдателя должны быть удостоверены в направлении в письменной форме, выданном зарегистрированным кандидатом или его доверенным лицом, избирательным объединением, интересы которых представляет данный наблюдатель. В направлении указываются фамилия, имя и отчество наблюдателя, адрес его места жительства, номер избирательного участка, наименование избирательной комиссии, куда наблюдатель направляется, а также делается запись об отсутствии ограничений, предусмотренных законом. Указание каких-либо дополнительных сведений о наблюдателе, а в случае направления наблюдателя кандидатом, его доверенным лицом и проставление печати не требуются.
Направление действительно при предъявлении паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина. Предварительное уведомление о направлении наблюдателя не требуется.
Кандидат, избирательное объединение могут назначить в каждую участковую комиссию несколько наблюдателей, которые имеют право поочередно осуществлять наблюдение за проведением голосования и другими избирательными действиями в помещении для голосования. Не допускается одновременное осуществление полномочий наблюдателя в помещении избирательной комиссии, помещении для голосования двумя и более наблюдателями, представляющими интересы одного зарегистрированного кандидата, одного избирательного объединения.
Наблюдатель может прикрепить нагрудный знак наблюдателя, форма которого устанавливается избирательной комиссией, организующей выборы.

Подготовка к наблюдению

Основными законами, которые определяют порядок проведения выборов в органы местного самоуправления, являются:
1. Федеральный закон "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ;
2. Избирательный кодекс Хабаровского края от 26.11.2003 № 154.
Кроме указанных законов участковая избирательная комиссия (далее - УИК, участковая комиссия) в своей работе обеспечивает реализацию постановлений, инструкций, рекомендаций вышестоящих избирательных комиссий.
Основная цель наблюдения - соблюдение законодательства о выборах при проведении голосования и подсчета голосов. Основные принципы, которые должны соблюдаться на этой стадии выборов, - свободное и тайное, без какого-либо принуждения или подкупа волеизъявления избирателей, а также подведение итогов голосования в рамках закона.
Законы направлены на то, чтобы максимально обеспечить открытость всех избирательных действий. Прописанные в законе процедуры могут показаться на первый взгляд избыточными, но в действительности они направлены на то, чтобы воспрепятствовать незаконному давлению на избирателя и нарушениям, а также позволяют обнаружить признаки нарушений, если они все-таки имели место.

Время работы наблюдателя

Наблюдатели вправе присутствовать на избирательных участках с момента начала работы участковой комиссии в день голосования, а также в дни досрочного голосования и до получения сообщения о принятии вышестоящей комиссией протокола об итогах голосования. Они также могут присутствовать в УИК при повторном подсчете голосов.
Наблюдатель должен явиться в УИК в день голосования к началу работы УИК и находиться там до тех пор, пока он не удостоверится, что данная УИК сдала протокол об итогах голосования в ТИК.

Полномочия наблюдателя

Наблюдатель вправе:
- знакомиться со списками избирателей, реестром заявлений (обращений) о голосовании вне помещения для голосования - без права фиксировать, в т.ч. посредством фото- и видеосъемки, персональные данные избирателей;
- находиться в помещении для голосования избирательного участка в день голосования, а также в дни досрочного голосования;
- наблюдать за выдачей избирательных бюллетеней избирателям;
- присутствовать при голосовании избирателей вне помещения для голосования;
- наблюдать за подсчетом числа избирателей, внесенных в список избирателей, избирательных бюллетеней, выданных избирателям, погашенных избирательных бюллетеней. Наблюдение за подсчетом голосов избирателей производится на расстоянии и в условиях, обеспечивающих обозримость содержащихся в избирательных бюллетенях отметок избирателей;
- визуально знакомиться с любым заполненным или незаполненным избирательным бюллетенем при подсчете голосов избирателей;
- наблюдать за составлением УИК протокола об итогах голосования и иных документов в период с момента начала работы участковой комиссии в день голосования и до получения сообщения о принятии вышестоящей комиссией протокола об итогах голосования, а равно при повторном подсчете голосов избирателей на избирательных участках;
- обращаться с предложениями и замечаниями по вопросам организации голосования к председателю УИК, а в случае его отсутствия - к лицу, его замещающему;
- знакомиться с протоколом УИК об итогах голосования, с документами, прилагаемыми к протоколу об итогах голосования, получать от участковой комиссии заверенную копию указанного протокола;
- обжаловать решения и действия (бездействие) участковой комиссии, в которую он направлен, в непосредственно вышестоящую избирательную комиссию или в суд.
В случае обнаружения нарушений избирательного законодательства наблюдатель должен привлечь к этому факту внимание председателя участковой комиссии со ссылкой на закон и потребовать пресечения нарушения, а если реакции не последует, незамедлительно составить жалобу о допущенном нарушении.
С другой стороны, на действия наблюдателя наложены некоторые ограничения.
Наблюдатель не вправе:
- выдавать избирателю избирательный бюллетень;
- расписываться за избирателя, в том числе по его просьбе, в получении избирательного бюллетеня;
- заполнять за избирателя, в том числе по его просьбе, избирательный бюллетень;
- предпринимать действия, нарушающие тайну голосования;
- принимать непосредственное участие в проводимом членами участковой комиссии с правом решающего голоса подсчете избирательных бюллетеней;
- совершать действия, препятствующие работе участковой комиссии;
- проводить агитацию среди избирателей;
- участвовать в принятии решений избирательной комиссией.
Как видно из приведенного перечня, у наблюдателя имеются довольно широкие и существенные полномочия. Однако среди ограничений есть положение, которое иногда трактуется слишком широко, а именно - положение о том, что наблюдатель не имеет права "совершать действия, препятствующие работе комиссии". Например, может возникнуть вопрос, не препятствует ли работе УИК расположение наблюдателя в непосредственной близости от места подсчета избирательных бюллетеней, желание наблюдателя ознакомиться со списком избирателей перед началом голосования или с рассортированными избирательными бюллетенями. На эти вопросы есть однозначные ответы в перечне полномочий наблюдателя, поэтому при возникновении препятствий следует руководствоваться именно правами наблюдателя.

Ведение наблюдателями фото- и (или) видеосъемки
в помещении для голосования

Порядок ведения наблюдателями фото- и (или) видеосъемки в помещении для голосования разъяснен Постановлением Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 03.10.2012 № 143/1085-6 "О разъяснении порядка ведения наблюдателями фото- и (или) видеосъемки в помещении для голосования". Наблюдатели могут вести фото- и (или) видеосъемку, соблюдая при этом определенный порядок.
1. Съемка должна вестись исключительно с места, определенного председателем избирательной комиссией. О предстоящей съемке обязательно необходимо уведомить председателя, его заместителя или секретаря УИК. Место для ведения съемки определяется таким образом, чтобы во время голосования места выдачи бюллетеней, места для тайного голосования и ящики для голосования одновременно находились в поле зрения наблюдателей. При подсчете голосов избирателей, составлении протокола об итогах голосования участковой комиссией наблюдателям должен быть обеспечен полный обзор действий УИК, в том числе обозримость содержащихся в избирательных бюллетенях отметок избирателей.
2. Съемка в помещении для голосования должна вестись таким образом, чтобы не нарушалась тайна голосования и отсутствовала возможность контроля за волеизъявлением избирателей. Запрещена съемка в кабинках для голосования, иных местах, где заполняются бюллетени, а также съемка заполненных бюллетеней до начала подсчета голосов.
Изображение избирателя не должно занимать большую часть кадра (экрана). Наблюдатели могут вести съемку, соблюдая положения статьи 152.1 Гражданского кодекса Российской Федерации, в соответствии с которым обнародование и дальнейшее использование изображения гражданина (в том числе его фотографии, а также видеозаписи, в которых он изображен) допускаются только с согласия этого гражданина. После смерти гражданина его изображение может использоваться только с согласия детей и пережившего супруга, а при их отсутствии - с согласия родителей. Такое согласие не требуется в случаях, когда:
1) использование изображения осуществляется в государственных, общественных или иных публичных интересах;
2) изображение гражданина получено при съемке, которая проводится в местах, открытых для свободного посещения, или на публичных мероприятиях (собраниях, съездах, конференциях и подобных мероприятиях), за исключением случаев, когда такое изображение является основным объектом использования;
3) гражданин позировал за плату.
Фото- и (или) видеосъемка работы членов УИК со списком избирателей должна осуществляться таким образом, чтобы сохранялась конфиденциальность персональных данных, которые в нем содержатся.

Взаимоотношения наблюдателя и избирательной комиссии

Основными задачами указанных категорий участников избирательного процесса должны быть проведение избирательной кампании, подведение ее итогов и определение результатов выборов в соответствии с избирательным законодательством. Поэтому в случае обнаружения нарушений необходимо незамедлительно принять все допускаемые законом меры по их устранению, не нарушая процесса голосования избирателей, не препятствуя их волеизъявлению. Вместе с тем написание максимального количества жалоб не должно становиться самоцелью, выполняя роль показателя работы наблюдателя.
Даже в случае конфликта наблюдатель должен действовать строго в законных рамках. Наблюдатель должен оптимально выстраивать свои отношения с избирательной комиссией на основе следующих принципов.
Корректность, вежливость, спокойствие. Необходимо использовать вежливые и спокойные выражения, обращаться исключительно к руководителям избирательной комиссии - председателю, его заместителю, секретарю участковой комиссии. Желательно записать и использовать при обращении имя и отчество членов УИК.
Компетентность и законность. Направляясь на избирательный участок, следует тщательно изучить эту Памятку, другие рекомендации, ознакомиться с законами, регулирующими порядок проведения выборов в органы местного самоуправления. В участковой комиссии наблюдатель вправе требовать только то, что определено законом.
Терпеливость и настойчивость. Для общения с руководителями УИК необходимо изыскивать удобное время. В некоторые моменты председатель, заместитель председателя и секретарь УИК действительно бывают заняты. Если дело терпит, то проявить настойчивость можно позже. Вместе с тем надо быть настойчивым и последовательным в своих законных требованиях.
Решительность. Наблюдатель должен быть психологически готовым к тому, чтобы зафиксировать нарушение. Для этого требуется определенная решительность. На некоторые нарушения следует реагировать немедленно во избежание наступления негативных последствий.

Если наблюдателя пытаются удалить из помещения УИК

В случаях нарушения наблюдателем избирательного законодательства возможно его принудительное удаление из помещения для голосования. Основания и процедура удаления из помещения для голосования описаны в законе: наблюдатель удаляется из помещения для голосования, если нарушает закон о выборах. Мотивированное решение об этом принимается участковой или вышестоящей комиссией в письменной форме. Правоохранительные органы обеспечивают исполнение указанного решения и вправе принять меры по привлечению удаленного наблюдателя к ответственности, предусмотренной законом.
Удаление может быть произведено только:
1) в случае нарушения законодательства о выборах. Это означает, что основанием удаления должна быть конкретная статья Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" и (или) Избирательного кодекса Хабаровского края.
2) на основании мотивированного решения участковой (вышестоящей) комиссии. Это означает, что избирательная комиссия должна провести заседание, путем голосования принять решение об удалении наблюдателя, которое оформляется в письменном виде. Заверенная копия этого решения должна быть немедленно выдана наблюдателю, который вправе оспорить данное решение в вышестоящей избирательной комиссии или в суде. Наблюдатель не должен покидать помещение для голосования до получения копии такого решения.
Упоминаемые в законе "правоохранительные органы" - это органы внутренних дел и полицейские как их уполномоченные представители. Они обязаны выполнить решение избирательной комиссии об удалении наблюдателя. Необходимо учитывать, что физическое сопротивление полицейскому само по себе является нарушением, поскольку сотрудник полиции имеет право на применение физической силы, а также специальных средств.

Нарушения и их фиксация

Конечно, нарушение нарушению - рознь. Нарушения могут быть неумышленными - по забывчивости или даже по незнанию. Председатель УИК, например, может просто забыть предъявить присутствующим стационарные и переносные ящики для голосования (чтобы убедиться, что они пусты) перед их опечатыванием. Лучше напомнить о необходимости это сделать, а не составлять жалобу по этому поводу. Если ящики для голосования еще не опечатаны, необходимо потребовать показать внутренность ящиков для голосования. Вместе с тем, опоздание наблюдателя к моменту опечатывания ящиков не является основанием для требования их повторного предъявления к осмотру.
Есть и такие требования закона, которые могут неоднозначно трактоваться. Например, закон требует, чтобы избиратель сам заполнял сведения о себе в списке избирателей. Однако закон также предусматривает, что это может сделать член участковой комиссии "с согласия избирателя либо по его просьбе". Обычно комиссия считает, что "согласие избирателя" - это "молчаливое согласие", отсутствие возражений. По-видимому, не стоит спорить на эту тему, так как подобные действия (если считать это нарушением) не влекут за собой искажения результатов голосования.
Иногда члены УИК считают некоторые требования закона несущественными. Например, по этой причине вас могут не предупредить о выезде на голосование вне помещения. Не вступайте по этим вопросам в споры. Необходимо составить заявление (жалобу) о нарушении и передать его председателю или секретарю участковой комиссии.
Незначительные нарушения, по которым можно не составлять заявления, отличаются от серьезных нарушений двумя признаками:
- во-первых, они не влияют на итоги голосования;
- во-вторых, они устраняются по первому вашему требованию.
Например, не обнаружив в помещении для голосования увеличенной формы протокола УИК об итогах голосования, следует потребовать разместить ее в удобном месте и только в случае отказа - написать заявление.
Серьезные нарушения закона должны обязательно фиксироваться документально. Заметив нарушение, следует сделать об этом устное заявление председателю УИК или лицу, его замещающему, и составьте письменное заявление о нарушении в двух экземплярах. Не называйте свое заявление актом, поскольку в законе речь идет именно о заявлениях.
Перед составлением заявления (жалобы) о любом серьезном нарушении попросите председателя УИК пресечь нарушение закона. Если председатель УИК не реагирует, а нарушение, по вашему мнению, грубое и может исказить результаты голосования, заявите, что нарушение будет обжаловано в вышестоящую избирательную комиссию или в суд.
Пишите заявление своими словами. Одно из основных требований грамотного написания заявления (обращения): оно должно содержать конкретные факты нарушения с указанием норм избирательного законодательства. Указывайте в заявлении даты, время, фамилии, должности, другие фактические подробности. Написав заявление, поставьте под ним свою подпись и дату.
Заявление передайте председателю или секретарю УИК. Учтите, что по закону ваше заявление должно быть обязательно рассмотрено участковой комиссией, приложено к первому экземпляру протокола УИК об итогах голосования и передано в вышестоящую избирательную комиссию. Один экземпляр заявления передайте председателю или секретарю УИК, на другом получите его расписку о получении и оставьте этот экземпляр у себя для дальнейшей передачи направившим Вас лицам.
Если председатель участковой комиссии отказывается принять ваше заявление, то следует написать на заявлении слова "Председатель УИК принять заявление отказался", а затем обратиться в вышестоящую избирательную комиссию.
Участковая комиссия обязана рассмотреть поступившие в день голосования до окончания подсчета голосов избирателей жалобы (заявления) лиц, присутствовавших при подсчете голосов, и принять по ним решения, которые приобщаются к первому экземпляру протокола участковой комиссии об итогах голосования (пункт 25 статьи 68 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации").


Ответственность за нарушение прав наблюдателя за нарушения
в ходе голосования и при подсчете голосов избирателей

За нарушение прав наблюдателя предусмотрено административное наказание (штраф) в соответствии со статьей 5.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП). Кроме того, статья 5.25 КоАП предусматривает наказание за "непредоставление либо несвоевременное предоставление председателем участковой избирательной комиссии для ознакомления избирателям, зарегистрированным кандидатам, избирательным объединениям, наблюдателям, иностранным (международным) наблюдателям, представителям средств массовой информации сведений об итогах голосования".


------------------------------------------------------------------